В статье автор определяет основные функции и полномочия федеральных судей районного звена в рамках уголовного судопроизводства, рассматривает их принцип применения в правоприменительной деятельности суда, проанализировав ряд судебных актов.
Ключевые слова: судебная власть, Конституция РФ, суды районного звена, уголовное судопроизводство, общая юрисдикция, судебное разбирательство.
Статья 2 Конституции РФ закреплено: «Человек, его права свободы считаются высочайшей ценностью. Принятие, выполнение и охрана прав и свобод лица и гражданина — обязательство государства». Провозгласив базовый принцип гражданского общества, Конституция РФ зафиксировала более значимые слагаемые законного механизма защиты вышеназванных ценностей.
Особенная значимость в данном механизме относится к органам судебной власти. Вводя контрольные возможности суда в досудебной стадии, разработчики Конституции РФ и УПК РФ, безусловно, исходили из того, что судебная власть будет непреодолимым барьером на пути произвола органов расследования. Действия суда в области осуществления контроля за деятельностью органов предварительного расследования и дознания на досудебных стадиях процесса изложены в ч. 2–3 ст. 29, ст. 125, ч. 5 ст. 165 УПК РФ
В нормах международного права, в частности, в статье 9 Декларации прав независимости человека и гражданина закреплено положение о неприкосновенности индивидуальной жизни, секреты переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных также других уведомлений. В статьях 22, 23 и 25 Конституции РФ подчеркнуто, что арест, заключение под стражу также содержание под стражей, прослушивание телефонных переговоров также просмотр почтово-телеграфной корреспонденции возможны не иначе, как на основе судебного решения.
В Федеральном Конституционном законе от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», в ст. 5 приведены принципы деятельности судов общей юрисдикции, в которых указывается, что разбирательство дел ведется открыто, на основе состязательности и равноправия сторон.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [1], разъяснившее, что «рассмотрение претензий в порядке ст. 125 УПК РФ совершается в форме реализации правосудия».
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г. № 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, сопряженных с лимитированием конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)» [2] отмечается, что к ходатайству следователя обязаны быть приложены копии постановлений о возбуждении уголовного дела а также принятии его к производству, о продлении срока предварительного следствия, материалы, доказывающие наличие причин для производства следственного действия.
Суд является основным участником уголовного судопроизводства, поскольку именно он может признать лицо виновным в совершении преступления/деяния и подвергнуть его наказанию по приговору суда и в порядке, установленном законом [3].
Суды районного звена являются органом федеральной судебной власти, входящим в систему судов общей юрисдикции и занимающий положение второго звена этой системы (выше мировых судей, но ниже судов уровня субъекта РФ и Верховного Суда РФ).
Суды районного звена как участники уголовного судопроизводства выполняют ряд функций. Основная, наиболее важная из них, — осуществление правосудия.
По поводу объема и пределов этой функции в научной доктрине не сложилось единого мнения. Так, некоторые авторы полагают, что деятельность конституционных судов, судебный конституционный контроль, не относится к сфере правосудия как по кругу субъектов, так и по формам и методам осуществления. Но это не совсем так. Статус органов, осуществляющих конституционный контроль, не одинаков. В Российской Федерации конституционное судопроизводство надо рассматривать как одну из форм правосудия.
М. Л. Якуб определял функцию в качестве процессуальной обязанности или процессуального назначения какого-то должностного лица либо органа [4].
Среди самых главных функций судов районного звена в уголовном судопроизводстве стоит выделить:
– анализ уголовных дел в порядке, установленным уголовно-процессуальным законодательством;
– трактование норм права, создание прецедентов, а также формирование предложений по улучшению судебной системы;
– контролирование полномочий.
Судьи судов районного звена выполняют свои процессуальные функции на основе принципов, лежащих в основе судебной деятельности. Самостоятельность определяется тем, что никто не вправе помогать судье при исследовании материалов дела, при анализе существующих доказательств, при принятии решения по делу, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением, совестью и законом.
Важно отметить, что организационная система судов в РФ обособлена от иных государственных органов и никому не подчиняется. При этом это не исключает ее взаимодействия с другими ветвями власти. Оно выражается в том, что законодательная власть определяет систему органов судебной власти в целом, закрепляя в Конституции РФ принцип разделения властей. Кроме того, все судьи страны назначаются органом законодательной власти. Исполнительная власть способствует обеспечению материальной базы судов, подготавливает сотрудников аппарата. В-четвертых, судебная власть наделена правом проверять в установленном законом порядке нормативные и иные акты, издаваемые органом законодательной власти.
Процессуальные действия судов, содержащие волеизъявление, выражаются в особой форме судебных решений и не зависят от характера и стадии, в которых они совершаются. Это своего рода вспомогательный инструмент, помогающий устранить «издержки» беспрекословного становления режима законности Российской Федерации.
Полномочия судей судов районного звена условно можно разделить на две группы в зависимости от стадии уголовного процесса:
– полномочия судей в досудебном производстве;
– полномочия судей в стадии судебного разбирательства. В свою очередь полномочия в досудебном производстве обширны, условно их можно разделить на две подгруппы.
- Полномочия суда по разрешению производства следственных и иных процессуальных действий. В соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:
1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;
2) о продлении срока содержания под стражей;
3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
6) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК РФ;
7) о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
8) о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;
9) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
10) о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК РФ;
11) о контроле и записи телефонных и иных переговоров.
- Полномочия суда по разрешению жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания (ч. 3 ст. 29 УПК РФ). В соответствии со ст. 125 УПК РФ в судебном порядке могут быть обжалованы постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела.
Можно прийти к выводу, что законность и справедливость судебного решения осуществляется при соблюдении правил «о равенстве оружия» в судебном состязании сторон, при условиях права и нравственности.
Суд принимает меры для того, чтобы все участники судебного процесса могли реализовывать предоставленные им права и обязанности в ходе судебного разбирательства.
Суд контролирует предоставленные доказательства, их правомерность, а также может исключать из разбирательства дела недопустимые доказательства не только по ходатайству, но и по собственной инициативе.
Таким образом, судьи судов районного звена как сотрудники аппарата суда — участника уголовного судопроизводства — обладают широким кругом полномочий как в досудебном производстве, так и на стадии судебного разбирательства. Их исследование позволило разделить все полномочия на группы и рассмотреть их принцип применения в правоприменительной деятельности суда, проанализировав ряд судебных актов.
Литература:
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1 (ред. от 29.11.2016) «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации». — URL:https://www.pravo.gov.ru / ( дата обращения : 05.12.2020).
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)» // Официальный интернет-портал правовой информации». — URL:https://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.12.2020).
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. — 22 декабря 2001г. — № 249.
- Якуб М. Л. Процессуальная форма в советском уголовном судопроизводстве. Под ред. Якуб М. Л. М.: 1981. 28 с.