В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у психологов и студентов психологических специальностей, которые осуществляют клинико-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены наиболее распространенные симптомы эмоционального выгорания специалистов — «редукция профессиональных обязанностей», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «тревога и депрессия», «загнанность в клетку», «эмоционально-нравственная дезориентация».
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, ограниченные возможности здоровья, клинико-психологическое сопровождение, профилактика.
Актуальность: В мире с каждым годом увеличивается рождение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Следовательно, возникает потребность в увеличении численности специалистов клинико-психологического сопровождения особых детей [5]. Особенности профессиональной среды требуют высокой ответственности, постоянного самоконтроля, самообладания, терпимости, стрессоустойчивости. Зачастую специалисты клинико-психологического сопровождения детей с ОВЗ подвержены эмоциональному выгоранию.
Первые научные работы, посвященные проблеме эмоционального выгорания, появились благодаря американскому психиатру Дж. Фрейденбергу в 1974 году в США. Исследуемое явление получило название «burnout». Термин «выгорание» введен для описания состояния личности, которая в своей профессиональной деятельности находится в постоянном эмоциональном общении с людьми. Эмоциональное выгорание отражает состояние предболезни и ухудшает качество жизни [4]. В отечественном подходе синдром эмоционального выгорания определен как защитный механизм человека, возникающий в ответ на длительное воздействие психотравмирующих стрессов, связанных с профессией [3]. Важное место в обязанностях работодателя должна занимать профилактика и коррекция эмоционального выгорания среди сотрудников. В. В. Бойко выделяет фазы синдрома эмоционального выгорания: напряжения, резистенции, истощения. Каждая фаза имеет собственные симптомы [1].
Первая фаза — напряжения — сопровождается следующими симптомами:
– «переживание психотравмирующих обстоятельств» — у человека постоянно растет раздражение, накапливается отчаяние. Неразрешимость ситуации может привести к развитию других явлений «выгорания»;
– «неудовлетворённость собой» — в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие ситуации, человек испытывает недовольство собой, профессией, должностью;
– «загнанность в клетку» — является продолжением развития стресса, при этом симптоме возникает чувство безысходности, так же возникает чувство интеллектуально-эмоционального затора;
– «тревога и депрессия» — проявляется в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию; данный симптом является крайней точкой в формировании тревожной напряженности.
На второй фазе — резистенции — наблюдаются симптомы:
– «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» — профессионал перестает понимать разницу между экономией эмоций и полной экономией эмоций, то есть человек не понимает, когда можно воспользоваться дружелюбными жестами;
– «эмоционально-нравственная дезориентация» — у профессионала возникает потребность в самооправдании, человек может разделять субъектов профессиональной деятельности на «плохих» и «хороших»;
– «расширение сферы экономии эмоций» — проявляется в экономии эмоций помимо профессиональной сферы, проявляется уже и в отношении с родными, приятелями и знакомыми;
– «редукция профессиональных обязанностей» — человек пытается упростить свои профессиональные обязанности, которые требуют эмоционального вложения.
Третья фаза — истощения — характеризуется симптомами:
– «эмоциональный дефицит» — человек начинает постепенно ощущать, что он уже не в состоянии эмоционально помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение;
– «эмоциональная отстраненность» — личность полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, ничего не вызывает эмоциональный отклик;
– «личностная отстранённость» — отмечается, что при этом симптоме у человека происходит полная или частичная утрата интереса к субъекту своей деятельности;
– «психосоматические и психовегетативные нарушения» — симптом проявляется уже в самочувствии профессионала [2].
Цель и задачи исследования . Цель — определение особенностей эмоционального выгорания специалистов клинико-психологического сопровождения детей с ОВЗ. Задачи: установить, какие симптомы эмоционального выгорания превалируют у специалистов клинико-психологического сопровождения, работающих с детьми с ОВЗ; выявить основные направления профилактики и коррекции наиболее часто встречаемых симптомов эмоционального выгорания.
Методы исследования, характеристики выборки. Методы исследования: теоретические — анализ научной литературы; эмпирические — анкетирование, тестирование, методы математической оценки. В качестве основной методики исследования применен тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко. Дополнительные методики — методика оценки субъективного благополучия под русскоязычной адаптацией М. В. Соколовой; опросник «Индекс жизненной удовлетворенности» под русскоязычной адаптацией Н. В. Паниной; методика оценки проявления агрессивности в отношениях А. Ассингера. Базы исследования — ФГБОУ ВО РНИМУ имени Н. И. Пирогова Минздрава России (Островитянова, д. 1) и Центр психодиагностики и психокоррекции Т. Г. Горячевой (ул. Ивана Бабушкина, д. 23, корпус 1). Исследование проведено в период с 10.10.2020 г. по 30.11.2020 г. Выборка представлена практикующими психологами-профессионалами (8 участников; женщины в возрасте от 24 и до 58 лет) и студентами (14 участников; женщины в возрасте от 21 и до 26 лет), занятыми в клинико-психологическом сопровождении детей с ОВЗ.
Результаты исследования. В результате исследования выявлено, что для 75 % профессионалов характерно умеренное субъективное благополучие, что может говорить об отсутствии серьезных эмоциональных проблем. У 25 % респондентов наблюдаются отклонения в сторону субъективного неблагополучия, возможно, им уже сложно переносить напряженные профессиональные ситуации. Среди студентов, находящихся в начале профессионального пути, — 86 % имеют умеренное субъективное благополучие, у 7 % прослеживаются отклонения в сторону субъективного неблагополучия и у 7 % обнаружено полное эмоциональное благополучие.
Выявлено, что 50 % практикующих психологов демонстрируют высокий индекс удовлетворенности жизнью. Низкий индекс удовлетворенности жизнью обнаружен у 37,5 %, а у 12,5 % — средний индекс жизненной удовлетворенности. Соответственно у специалистов, находящихся в начале профессионального пути у 43 % обнаружен высокий индекс удовлетворенности жизни, у 35 % выражен низкий индекс удовлетворенности жизнью, 22 % имеют средний уровень жизненной удовлетворенности.
Показатели агрессивности характеризуют сложившихся специалистов следующим образом: 75 % имеют умеренную агрессивность; 12,5 % миролюбивы; 12,5 % излишне агрессивны. Среди студентов, занятых в клинико-психологическом сопровождении детей с ОВЗ, показатели агрессивности указывают, что 64 % имеют умеренную агрессивность; 29 % миролюбивы; 7 % демонстрируют излишнюю агрессивность.
Результаты иерархического распределения симптомов эмоционального выгорания среди сложившихся специалистов и студентов, занятых в клинико-психологическом сопровождении детей с ОВЗ, представлены в Таблице 1.
Таблица 1
№ № |
Специалисты-профессионалы (с законченным высшим образованием; сфера профессиональной занятости — клинико-психологическое сопровождение детей с ОВЗ) |
Специалисты-студенты (совмещают процесс обучения с профессиональным сопровождением детей с ОВЗ) |
1 |
«редукция профессиональных обязанностей» — 62,5 % |
«неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» — 64 % |
2 |
«неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» — 50 % |
«загнанность в клетку» — 35 % |
3 |
«расширение сферы экономии эмоций» — 37,5 % |
«эмоционально-нравственная дезориентация» — 35 % |
4 |
«тревога и депрессия» — 37,5 % |
«редукция профессиональных обязанностей» — 28 % |
5 |
«эмоциональная отстраненность» — 25 % |
«тревога и депрессия» — 28 % |
6 |
«эмоционально-нравственная дезориентация» — 25 % |
«переживание психотравмирующих обстоятельств» — у 21 % |
7 |
«эмоциональный дефицит» — 25 % |
«расширение сферы экономии эмоций» — 21 % |
8 |
«переживание психотравмирующих обстоятельств» — 12,5 % |
«эмоциональная отстраненность» — 21 % |
9 |
«психосоматические и психовегетативные нарушения» — 12,5 % |
«эмоциональный дефицит» — 14 % |
10 |
«загнанность в клетку» — 0 % |
«личностная отстраненность» — 7 % |
11 |
«личностная отстраненность» — 0 % |
«психосоматические и психовегетативные нарушения» — 7 % |
12 |
«неудовлетворенность собой» — 0 % |
«неудовлетворенность собой» — 0 % |
Выводы и практическая значимость. Эмпирическое исследование симптомов эмоционального выгорания специалистов клинико-психологического сопровождения, работающих с детьми ОВЗ, показало, что у сложившихся специалистов наиболее распространены симптомы: «редукция профессиональных обязанностей»; «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; «тревога и депрессия»; «расширение сферы экономии эмоций». Среди специалистов, находящихся в начале профессионального пути, наиболее распространены симптомы: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; «загнанность в клетку»; «эмоционально-нравственная дезориентация». Также у большинства испытуемых выявлена умеренная агрессивность.
Полученные данные эмпирического исследования могут быть использованы при организации профилактики эмоционального выгорания. Профилактику эмоционального выгорания следует осуществлять комплексно и целенаправленно на выявленные симптомы. В профилактике таких симптомов как: «редукция профессиональных обязанностей»; «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; «расширение сферы экономии эмоций» — целесообразно применять тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков, обучение эффективному взаимодействию и самоконтролю эмоциональных проявлений, упражнения по увеличению диапазона значимых межличностных связей для человека. Для профилактики симптомов «загнанность в клетку» и «тревога и депрессия» необходима отработка техник релаксации, направленных на снижение напряжения человека в целом: к примеру, техники прогрессирующей мышечной релаксации (телесно ориентированные упражнения; дыхательные методики). Для профилактики симптома «эмоционально-нравственная дезориентация» применимы тренинги, направленные на развитие уверенности в себе, упражнения на поднятие самооценки. Комплексная профилактика симптомов эмоционального выгорания специалистов клинико-психологического сопровождения детей с ОВЗ дает возможность избежать возникновения синдрома эмоционального выгорания, повысить не только качество выполняемой работы, но и улучшить психофизиологическое состояние профессионалов.
Литература:
- Бойко В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 490 с.
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. — Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2004. — 256 с.
- Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 338 с.) 4. — 247 с.
- Maslach C., Jackson S. E. Burnout in organizational settings. BeverlyHills, CA: Sage, 1994. — 247p.
5. Итоги года: социальная защита инвалидов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/social/invalid-defence/433 (Дата обращения 29.10.20).