В статье авторы пытаются разработать конкурентную стратегию развития предприятия.
Ключевые слова: предприятие, стратегия, анализ, продукция.
Проведем SWOT-анализ деятельности ДТБД с целью выявления сильных и слабых сторон его продукции (труб большого диаметра), а также возможности и угрозы ДТБД на рынке. Далее в таблице 1 проведен анализ сильных сторон продукции ДТБД АО «ВМЗ».
Таблица 1
Анализ сильных сторон продукции ДТБД АО «ВМЗ»
№ п/п |
Сильные стороны |
Повышает ли сильная сторона удовлетворенность клиента? |
Повышает ли сильная сторона прибыль компании? |
Создает ли сильная сторона отличие от конкурентов? |
1 |
Высокие производственные мощности |
+ |
+ |
+ |
2 |
Широкий ассортимент выпускаемой продукции |
+ |
+ |
+ |
3 |
Гибкая ценовая политика. Наличие скидок и бонусов |
+ |
||
4 |
Налаженная система доставки продукции |
+ |
||
5 |
Высокий уровень технологического оснащения продукции |
+ |
+ |
+ |
6 |
Наличие патентов и лицензий. Инвестиции в НИОКР |
+ |
+ |
+ |
7 |
Квалифицированный персонал |
+ |
+ |
+ |
8 |
Налаженные связи с ведущими заказчиками в секторе ТБД |
+ |
+ |
|
9 |
Наличие финансовых ресурсов для инвестирования |
+ |
+ |
+ |
В таблице 2 представим анализ возможностей развития завода в сегменте ТБД.
Анализ угроз предприятия в сегменте ТБД представлен в таблице 3.
Таблица 2
Анализ возможностей развития завода в ДТБД АО «ВМЗ»
№ п/п |
Возможности |
Может ли возможность повысить удовлетворенность клиента? |
Может ли возможность увеличить прибыль компании? |
Существуют ресурсы на реализацию возможности?? |
1 |
Повышение качества продукции за счет внедрения новых технологий. |
+ |
+ |
+ |
2 |
Новые рынки сбыта |
+ |
+ |
|
3 |
Освоение новых видов производства. Расширение сортамента производимых труб |
+ |
+ |
+ |
4 |
Внедрение ресурсосберегающих технологий снижающих себестоимость продукции |
+ |
+ |
|
5 |
Привлечение новых крупных заказчиков. Заключение долгосрочных контрактов |
+ |
+ |
|
6 |
Поиск новых поставщиков сырья и материалов. Проведение политики импортозамещения |
+ |
+ |
|
7 |
Разработка маркетинговой компании направленной на расширение сбыта |
+ |
+ |
+ |
8 |
Повышение мотивации персонала, вовлечение его в управление компанией. |
+ |
+ |
Таблица 3
Анализ угроз для развития ДТБД АО «ВМЗ»
Угрозы |
Может ли угроза снизить удовлетворенность клиента? |
Может ли угроза снизить прибыль компании? |
Угроза возникнет в течении 5 лет? |
|
1 |
Снижение рыночной доли в сегменте ТБД |
+ |
+ |
|
2 |
Укрепление позиций на рынке ключевых конкурентов |
+ |
+ |
|
3 |
Снижение спроса на рынке в секторе ТБД |
+ |
||
4 |
Изменение требований к качеству продукции |
+ |
+ |
|
5 |
Появление на рынке новых более сильных игроков |
+ |
+ |
|
6 |
Рост затрат и стоимости сырья, опережающий рост доходов |
+ |
+ |
+ |
7 |
Изменение законодательства, в том числе и налогового |
+ |
+ |
+ |
8 |
Появление новых технологий в сфере потребления продукции ТБД. Появление товаров-заменителей |
+ |
+ |
|
9 |
Колебание валютных курсов |
+ |
+ |
+ |
Матрица SWOT-анализа для продукции ДТБД АО «ВМЗ»представлена в таблице 4
Таблица 4
Матрица SWOT-анализа для продукции ДТБД АО «ВМЗ»
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
||
Рейтинг |
Параметр |
Рейтинг |
Параметр |
1 |
Высокие производственные мощности |
1 |
Снижение качества продукции. Рост рекламаций со стороны покупателей |
2 |
Широкий ассортимент выпускаемой продукции |
2 |
Проигранные крупные тендеры на поставку ТБД |
3 |
Наличие финансовых ресурсов для инвестирования |
3 |
Рост себестоимости и снижение рентабельности производства |
4 |
Высокий уровень технологического оснащения продукции |
4 |
Низкая мотивация труда и вовлеченность персонала. Рост текучести кадров |
5 |
Квалифицированный персонал |
5 |
Снижение производительности труда |
6 |
Наличие патентов и лицензий. Инвестиции в НИОКР |
6 |
Снижение имиджа ОМК и ВМЗ на рынке |
7 |
Гибкая ценовая политика. Наличие скидок и бонусов |
7 |
Отсутствие рекламной деятельности |
8 |
Налаженные связи с ведущими заказчиками в секторе ТБД |
8 |
Отсутствие налаженных каналов продвижения |
9 |
Налаженная система доставки продукции |
||
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
||
Рейтинг |
Параметр |
Рейтинг |
Параметр |
1 |
Повышение качества продукции за счет внедрения новых технологий. Внедрение новой системы контроля качества |
1 |
Снижение рыночной доли в сегменте ТБД |
2 |
Новые рынки сбыта (географическая экспансия) |
2 |
Укрепление позиций на рынке ключевых конкурентов |
3 |
Освоение новых видов производства. Расширение сортамента производимых труб |
3 |
Снижение спроса на рынке в секторе ТБД |
4 |
Повышение мотивации персонала, вовлечение его в управление компанией. |
4 |
Изменение требований к качеству продукции |
5 |
Привлечение новых крупных заказчиков. Заключение долгосрочных контрактов |
5 |
Появление на рынке новых более сильных игроков |
6 |
Внедрение ресурсосберегающих технологий снижающих себестоимость продукции |
6 |
Рост затрат и стоимости сырья, опережающий рост доходов |
7 |
Разработка маркетинговой компании направленной на расширение сбыта в сегменте ТБД |
7 |
Изменение законодательства, в том числе и налогового |
8 |
Поиск новых поставщиков сырья и материалов. Проведение политики импортозамещения |
8 |
Появление новых технологий в сфере потребления продукции ТБД. Появление товаров-заменителей |
9 |
Колебание валютных курсов |
||
Таким образом, для удержания конкурентных позиций и развитии АО «ВМЗ» на рынке труб большого диаметра необходимо больше внимания уделять качеству производимой продукции, внедрить более совершенную систему контроля качества, а также внедрить ресурсосберегающие технологии, позволяющие снизить себестоимость производимой продукции.
Больше внимания руководству ВМЗ необходимо уделить каналам сбыта и инструментам продвижения продукции ТБД на рынок. Очень важно своевременно проводить исследование тенденций рынка, участвовать в тендерах, расширять круг покупателей.
Литература:
- Ермакова И. А. Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2017. — № 16. — С. 256–259.
- Зубкова, А. Г. Стратегический менеджмент: учебник / А. Г. Зубкова. — М.: Academia, 2018. — 576 c.
- Милова Ю. Ю., Чернышенко М. С. Сравнительный анализ инструментов комплексной оценки внешней и внутренней среды предприятия // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 11 (106). С. 245–251.
- Подготовлен обзор отрасли металлургии по итогам 2019 года [Электронный ресурс] Режим доступа:https://riarating.ru/industry_newsletters/20200403/630161202.html