Способность успешно управлять проектами во многом зависит от правильного понимания фаз и действий, составляющих жизненный цикл проекта. Поскольку любой вид проекта является «временным усилием, предпринимаемым для создания уникального продукта или услуги», он планируется, управляется и реализуется в рамках определенного жизненного цикла или в процессе реализации проекта. Жизненный цикл характеризует ограничение по времени и определяет, как скоро будут получены результаты проекта (продукт / услуга).
Ключевые слова: проект, жизненный цикл, цель проекта, планирование.
Есть 5 основных этапов, таких как: концептуализация, организация, развитие, реализация, оценка.
В некоторых книгах дается другая классификация, но ключевой момент остается прежним: любой проект, который может быть реализован в рамках подхода к планированию, основанному на деятельности, проходит через 5 этапов на протяжении всего своего жизненного цикла. На самом деле это означает, что если мы можем спланировать наш проект как серию действий и задач, которые будут выполняться в определенной желаемой последовательности в течение заданного периода времени, то этот проект будет иметь общую пятиэтапную модель. Обратите внимание, что подход к планированию служит ключом к определению того, какую модель использовать в конкретном проекте. Наряду с планированием на основе действий, которое определяет 5-фазную модель жизненного цикла, существует также планирование на основе этапов, которое исследует более глубокие и всеобъемлющие модели.
— Планирование на основе действий используется, когда проекты можно спланировать до запуска (цели и методы четко определены в самом начале). Такой подход лучше всего подходит для инженерных и строительных проектов.
— Планирование на основе этапов используется в проектах, в которых этапы (специальные флажки выполнения, показывающие выполнение проекта и статус результатов) представляют собой завершение жизненного цикла. Он лучше всего подходит для разработки продуктов и программных проектов.
Фаза 1. Концептуализация. Цель: определить проект и подготовить его к согласованию.
— Определите и объясните потребность проекта
— Укажите проблему, которую должен решить проект
— Определить проектное решение
— Перечислите преимущества, которые будут получены при успешном завершении проекта
— Разработать концепцию проекта
— Выполните технико-экономический анализ, чтобы доказать, что проект технически осуществим и экономически жизнеспособен.
— Определите, как проект соотносится с другими зависимыми / дочерними проектами, работающими параллельно
— Установить приоритет проекта
— Объяснять бизнес-предысторию и стратегическое содержание
— Определите этические соображения
— Определить варианты (альтернативы) предлагаемого решения
Фаза 2. Организация. Цель: определить и утвердить организационную структуру проекта.
— Назначьте менеджера проекта
— Собрать и собрать команду проекта
— Проведите анализ заинтересованных сторон, чтобы определить людей, затронутых проектом или заинтересованных в нем, проанализировать их потребности и принять решение об уровне участия (как заинтересованным сторонам разрешено влиять на принятие решений по проекту) [1].
— Определите широкий диапазон, включая:
— Ограничения и предположения
— Границы (включения и исключения)
— Определите структуру управления, включая: роли и обязанности, функции, делегации
— Разработайте организационный документ проекта и отправьте его на рассмотрение и утверждение высшему руководству.
Фаза 3. Развитие. Цель: разработать план реализации и обеспечить увеличение объема ресурсов.
— Определите объем, разбив работу по проекту на более мелкие элементы действий, такие как задачи и мероприятия.
— Разработайте график проекта на основе оценок продолжительности работ
— Составьте план управления рисками на основе оценки рисков
— Определите типы и количество ресурсов
— Разработайте план управления качеством
— Подготовьте план проекта, основанный на данных вспомогательного плана.
Этап 4. Реализация. Цель: воплотить утвержденный план проекта в жизнь и достичь поставленных целей. [2,3]
— Начать выполнение плана проекта
— Отслеживайте и контролируйте изменения, внесенные в ключевые параметры, такие как: объем, график, стоимость (бюджет), проблемы / риски, план передачи
— Управляйте ожиданиями заинтересованных сторон и коммуникациями
— Отчеты о производительности с помощью отчетов о состоянии и встреч
— Управление запросами на отклонение
— Подтвердите, что запланированные результаты получены
Фаза 5. Оценка. Цель: интегрировать полученный результат в операционную среду
— Выполнить административное закрытие проекта и его мероприятий
— Архивная проектная документация
— Уволить персонал.
Литература:
- Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление проектами. М.: Издательство «Омега-Л», 2010. 960 с.
- Вылегжанина А. О. Информационно-технологическое и программное обеспечение управления проектом. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 429 с.
- Боронина Л. Н., Сенук З. В. Основы управления проектами. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 112 с.