Для эффективного решения экологических проблем первоочередную значимость имеет четкое определение прав собственности, которая гарантируется с помощью законодательства. Актуальность и важность данной проблематики объясняется вниманием, которое уделяется вопросам права собственности во всех экономических школах мира. При этом трудности с установлением права собственности обусловливаются тем, что они имеют отношение к общественным благам, обладающим свойствами неизбирательности в потреблении (доступности) и неисключительности (полезность благ достается и тем, кто за них не платит).
Право собственности на природные ресурсы рассматривается как совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в статьях 8, 9, 35, 36, 72 Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, а так же других правовых актах Российской. Право собственности в объективном смысле — это совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности. Право собственности в субъективном смысле — это правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами».
Содержание права собственности сводится к регулированию общественными отношениям, полного или частичного владения данным правом, использования (извлечения полезных свойств) и права распоряжения природным объектом. Право пользования и распоряжения предполагает обязательное наличие прав на владение данным природным объектом.
Институт собственности в отношении природных ресурсов весьма специфичен из-за двойственности их положения: с одной стороны, они являются компонентом окружающей среды, с другой — объектом хозяйствования. Вышеуказанные признаки всегда находятся в единстве и не могут проявляться поодиночке. В определении, представленном Петровым В. В., данное обстоятельство предопределяет формирование эколого-экономической сущности института права собственности на природные ресурсы.
В современных условиях развития Российской Федерации одно из господствующих положений среди форм собственности занимает государственная собственность. Субъектами права государственной собственности на природные ресурсы, как имущества выступают как Российская Федерация в целом, так и субъекты Российской Федерации в частности.
Важно заметить, что на государство, как на собственника природных ресурсов возлагаются обязанности по недопущению разрушений естественной природы, разрушений механизма биотической регуляции, обеспечивающей устойчивость жизни на земле. Если государство выступает в роли пользователя природных ресурсов, оно должно само выполнять установленные требования.
В том случае, когда право пользования передается другим лицам, государство обязано на постоянной основе контролировать выполнение требований по соблюдению экологических ограничений в процессе природопользования этими лицами. Помимо определения правил эксплуатации природных объектов, осуществляемого под непосредственным государственным контролем, государство, как имеющее статус владельца, имеет право взимания части дохода с природопользователей через системы налоговых сборов и рентных платежей, то есть закрепление за собственником экономической власти над результатами использования природных ресурсов практически определяет и порядок распределения доходов от эксплуатации природных ресурсов, распределение ренты, которая рассматривается как доход собственника, сдающего природный ресурс в аренду (передачу в пользование).
В числе природных ресурсов особое значение придается земельным ресурсам. Они являются компонентами окружающей среды, средой обитания человека, им предстоит активное участие в общественном производстве, они являются средством производства и источником удовлетворения потребностей человека. Сказанное подчеркивает важность их сохранения и правильность использования, что во многом зависит от субъекта права собственности.
На сегодняшний день в земельном фонде страны преобладают земли под государственной и муниципальной юрисдикцией (92 % на 2020 г.). Структура собственности на земельные ресурсы в значительной степени обусловлена географическим (зональным) распределением различных видов угодий. Государственная и муниципальная собственность на земли является господствующей в северных и северо-восточных регионах страны, в степных и лесостепных районах весомую долю занимают земли в собственности граждан и юридических лиц. За период с 2010 по 2020 г. в структуре собственности на землю в целом по России наблюдалось небольшое увеличение государственной и муниципальной собственности (на 3001,5 тыс. га), сокращение площади земель, находившихся в собственности граждан (в абсолютном отношении на 9125,5 тыс. га) и увеличение собственности юридических лиц (на 8818,9 тыс. га). Самые значительные изменения произошли в Центральном (соответственно 3353,8 и 3050,9 тыс. га) и Приволжском федеральных округах (2995,8 и 2389,5 тыс. га), на долю которых пришлось соответственно 69,6 и 61,7 % изменений.
В настоящее время большинство исследователей считают, что собственником в отношении природных ресурсов, в том числе земельных, должно быть именно государство. Другая позиция заключается в том, что необходимо ускорение процесса переоформления в частную собственность ограниченных вещных прав, таких как постоянное (бессрочное) пользование и права аренды земельными участками.
Первая позиция видится оправданной. Так, представляется, что право собственности государства на природные ресурсы поспособствует их сохранению. Во-первых, приоритет права собственности не позволит каким-либо иным лицам использовать ресурсы, принадлежащие государству.
Во-вторых, штрафные санкции и запреты чаще оказываются достигающими цели, если они касаются объектов, имеющих собственника. В-третьих, без личного интереса, в большинстве случаев, люди не способны сохранять природу в силу отсутствия соответствующей экологической и правовой культуры. В-четвертых, государство как собственник предоставит природопользователю право пользоваться природными ресурсами на основе договорных отношений (разрешение, лицензия, договор), которые в обязательном порядке предусматривают условие экологизации процесса эксплуатации, что предполагает постановку постоянного надзора, реализацию контрольных функций со стороны государства.
Таким образом, реализация права государственной собственности на природные ресурсы способствует осуществлению воспроизводственной и охранной функций.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Аббасов П. Р., Аббасова Е. В. Правовое регулирование переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования // Инновационное развитие территорий: государство, бизнес, общество сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов, посвященной 20-летию Южно-Уральского института управления и экономики. Научные редакторы: О. С. Нагорная, А. В. Молодчик. 2015. С. 282–287.
- Аббасов П. Р. Порядок определения арендной платы за земельные участки // Наука ЮУрГУ материалы 61-й научной конференции. 2009. С. 179–182.
- Макарова, Т. И. Право государственной собственности на компоненты природной среды: эколого-правовой аспект / Т. И. Макарова // Право.BY. — 2017. — № 5. — С. 85–91.
- Петров, В. В. Экологическое право: учебник / В. В. Петров. — М.: БЕК, 1995. — 557 с
- Сиротенко, А. С. Формы и виды собственности на природные объекты и ресурсы / А. С. Сиротенко // Современные научные исследования и инновации.- 2017. — № 1. — С. 628–630.
- Федеральная служба государственной статистики. Охрана окружающей среды в России // Режим доступа. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/do 3.