В статье рассматриваются понятие и особенности кадрового обеспечения системы государственного и муниципального управления. Особое внимание уделяется анализу современного состояния кадрового обеспечения системы государственного и муниципального управления Курганской области.
Ключевые слова: Курганская область, государственная служба, муниципальная служба, служащий, кадровое обеспечение , государственная власть, кадровый резерв, профессиональное развитие, служебная деятельность
Один из наиболее важных вопросов, стоящих перед муниципальными образованиями сегодня — это проблема кадрового обеспечения. Связано это с тем, что, во-первых, кадровое обеспечение значительного количества властно-управленческих структур остается слабым. Во-вторых, некоторая часть государственных и муниципальных служащих не обладает качествами, необходимыми для успешной работы в новых условиях.
В сфере государственного и муниципального управления работают люди, занятые специфическим видом умственного труда — управленческим трудом. Деятельность государственного и муниципального служащего, безусловно, является одним из многогранных и исключительно ответственных видов профессиональной деятельности и предъявляет к нему большие и разнообразные требования.
Актуальность темы исследования связана с тем, что эффективное решение задач государственного управления и местного самоуправления требует соответствующего кадрового обеспечения. «Муниципальные служащие непосредственно занимаются решением насущных проблем населения. По результатам их работы люди судят о власти вообще, поскольку они являются своеобразным буфером между государством и населением. Этим и вызваны высокие требования к муниципальным служащим» [6].
Кадровое обеспечение административно-государственного управления требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и постоянно действующего аппарата профессионалов, которые концентрируют в своих руках исполнительно-распорядительные полномочия. Кадры государственных органов — государственные служащие — это корпус профессионально подготовленных специалистов разносторонней квалификации, способные по своим личным, деловым качествам и образованию компетентно выполнять функции административно-государственного управления [4].
Кадровое обеспечение административно-государственного управления реализуется через государственную кадровую политику. Цель государственной кадровой политики — формирование дееспособных трудовых коллективов, рациональное использование человеческих ресурсов страны, создание благоприятных условий для их всемерного развития [5].
Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации [2].
Муниципальное управление — относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось в стране лишь в 90-х годах XX века вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции России, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [1]. В силу этого муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления.
Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) [3].
В целях реализации положений федерального законодательства о государственной гражданской службе в Курганской области сформирована правовая база по вопросам государственной гражданской службы Курганской области, отнесенным к компетенции субъекта Российской Федерации. Регистр правовых актов Курганской области дополнили акты, направленные на внедрение механизма ротации на государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации, представление государственными гражданскими служащими Курганской области сведений о своих расходах и расходах членов своей семьи и организацию их проверки и другие.
В период с 2016 по 2019 год деятельность Правительства Курганской области была направлена на совершенствование управления государственной гражданской службой Курганской области через кадровые технологии. Совершенствуются методики отбора кандидатов в кадровый резерв органов государственной власти Курганской области, обязательными стали процедуры анкетирования, тестирования, выполнения специальных конкурсных заданий. Применяются формы компьютерного тестового контроля знаний, дистанционной оценки. Состав кадрового резерва органов государственной власти Курганской области формируется с учетом выявленной потребности [7].
Замещение более 50 % вакансий осуществляется из состава кадрового резерва, сформированного на конкурсной основе. Корректируются процедуры оценки государственных гражданских служащих Курганской области через аттестацию и квалификационный экзамен. Усовершенствован алгоритм самооценки государственного гражданского служащего Курганской области в ходе аттестации, уточнено содержание сведений о результатах служебной деятельности государственных гражданских служащих Курганской области за аттестационный период. Введено аттестационное тестирование с применением информационно-коммуникационных технологий. Ежегодно проводятся отчеты государственных гражданских служащих Курганской области по итогам календарного года по выполнению показателей результативности, утвержденных должностными регламентами. Анализ ежегодных отчетов позволяет выявить проблемы в организации служебной деятельности государственного гражданского служащего Курганской области, провести корректировку должностного регламента. В 2018 году проведена работа по дополнению должностных регламентов квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий [7].
Профессиональное развитие государственных гражданских служащих Курганской области осуществляется на основе программ, разработанных в исполнительных органах государственной власти Курганской области, а также индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих Курганской области. Сформировалась практика ежегодных отчетов по выполнению индивидуальных планов профессионального развития. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка государственных гражданских служащих Курганской области осуществляется в соответствии с требованиями законодательства [7].
Разработан и одобрен Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Курганской области (одобрен решением Совета по вопросам государственной гражданской службы Курганской области от 12 апреля 2011 года № 22) [8].
В Курганской области накоплен опыт исполнения действующего законодательства о муниципальной службе. Используя программный метод, удалось обеспечить взаимодействие и координацию деятельности структурных подразделений Правительства Курганской области, органов местного самоуправления, ассоциации «Совет муниципальных образований Курганской области», научных учреждений по развитию муниципальной службы в Курганской области, что позволило на региональном и местном уровнях закрепить правовые, организационные и финансово-экономические принципы муниципальной службы.
Определены основные подходы к формированию кадрового состава муниципальной службы, к реализации механизма выявления и разрешения конфликта интересов на муниципальной службе, обеспечения соблюдения муниципальными служащими в Курганской области ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством, сформирована система дополнительного профессионального образования муниципальных служащих.
В органах местного самоуправления появился опыт конкурсного замещения вакантных должностей муниципальной службы в Курганской области, ежегодно формируется кадровый резерв, организовано проведение аттестации, повышение квалификации и профессиональная переподготовка муниципальных служащих в Курганской области. Разработаны и утверждены должностные инструкции муниципальных служащих в Курганской области.
Кадровый резерв сформирован на 1344 должности муниципальной службы Курганской области (50 % от общего количества должностей муниципальной службы в Курганской области). В 2019 году 35 % вакантных должностей муниципальной службы в Курганской области замещено из состава кадрового резерва, 15 % — по результатам конкурса. Вместе с тем методики проведения данных кадровых технологий необходимо совершенствовать.
Большое внимание уделено подготовке кадров для органов местного самоуправления. За период с 2016 по 2019 год различными формами дополнительного профессионального образования охвачены практически 100 % муниципальных служащих в Курганской области.
Как любая система управления, кадровое обеспечение государственного и муниципального управления Курганской области имеет некоторые проблемы:
- неполнота правового регулирования в сфере профилактики коррупционных правонарушений на государственной гражданской службе Курганской области;
- несовершенство механизмов проверки соблюдения государственными гражданскими служащими Курганской области ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции;
- недостаточная объективность показателей результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих Курганской области;
- недостаточность участия представителей гражданского общества в деятельности исполнительных органов государственной власти Курганской области.
Кратко проанализировав кадровое обеспечение государственного и муниципального управления Курганской области, мы отмечаем эффективность работы функционирующей системы, однако, существуют проблемы, которые требуют незамедлительного решения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (с поправками от 14 марта 2020 г.);
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 31.07.2020);
- Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 27.10.2020);
- Атаманчук Г. В. Конституционные основы государственной службы и кадровой политики: Лекции. М., — 2007. — С. 9;
- Кафидов, В. В. Управление персоналом / В. В. Кафидов. — М.: Академический проект, 2017. — 81 c. — Текст: непосредственный;
- Харченко, Н. П. / Н. П. Харченко, М. А. Лебедева. — Текст: непосредственный // Сборник научных трудов СевКавГТУ. — 2007. — № 5. — С. 34;
- Кадровая работа и государственная служба. — Текст: электронный // Департамент образования и науки Курганской области: [сайт]. — URL: http://don.kurganobl.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=13&Itemid=127 (дата обращения: 13.12.2020);
- Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Курганской области. — Текст: электронный // Департамент образования и науки Курганской области: [сайт]. — URL: (дата обращения: 13.12.2020).