Сохранение и укрепление здоровья воспитанников кадетского военного корпуса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 17.12.2020

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Марковская, Е. А. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников кадетского военного корпуса / Е. А. Марковская, Н. К. Головачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 380-383. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76699/ (дата обращения: 18.12.2024).



Условие сохранения и укрепления здоровья кадет находится на первом месте среди запросов всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, врачей) к результатам общего образования. ФГОС впервые определяют здоровье школьников, в качестве одного из важных результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья — в качестве приоритетного направления деятельности школы.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесохраняющее пространство

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса является одним из ведущих направлений государственной политики в области образования. Поэтому одной из приоритетных задач обеспечения качества образования является сбережение и укрепление здоровья обучающихся. Возрастающий объем учебной информации, домашнего задания, появление новых предметов провоцирует стрессы у детей и подростков. А ежедневный стресс пагубно влияет на физиологические и психические системы растущего организма. Проблемы экологического характера, связанные с негативным воздействием на здоровье людей условий города, проблемы социального характера, связанные с примерами асоциального поведения, снижения стрессоустойчивости людей в условиях быстрых изменений, техногенные факторы воздействия на человека — все это самым неблагоприятным образом сказывается не только на организме растущего человека, подрывая его здоровье, но и на социальном самочувствии ребенка.

Важным звеном на этапе сохранения здоровья воспитанника является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Кроме профилактических мер актуальным становится реализация программ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, нацеленных на нейтрализацию воздействия агрессивных сред на человека. Системе дополнительного образования необходимо совершенствование форм организации досуга кадет, ориентированного на пропаганду здорового образа жизни, формирование представления о престижности здорового образа жизни.

В кадетском военном корпусе среди воспитанников 5–7 классов было проведено анкетирование, позволившее выявить отношение подростков к своему здоровью. Результаты показали 82 % опрошенных воспитанников оценивают состояние своего здоровья, как хорошее, 18 % — считают его удовлетворительным. 95 % опрошенных воспитанников считает, что очень важно быть здоровым, из них 80 % отмечает, что здоровье необходимо для того, чтобы быть сильным, 20 % — чтобы хорошо выглядеть.

45 % опрошенных воспитанников считает, что заботиться о своем здоровье должен он сам, 27 % — это должны делать родители, 16 % — врачи, 9 % — классный руководитель, воспитатель, педагоги.

описание

Для подростков, поступивших в кадетский военный корпус, становятся стрессом изменения условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к воспитанникам новыми преподавателями, и даже смена позиции «школьник» — «кадет СПбКВК» — все это является довольно серьезным испытанием для психики подростка.

В адаптационный период наблюдалось, что воспитанники были более тревожными, робкими, или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них происходило резкое снижение работоспособности, повышалась неорганизованность. Они становились забывчивыми, иногда нарушался сон, аппетит.

У большинства воспитанников подобные отклонения носили единичный характер и исчезли через 2–4 недели после начала обучения. Однако были воспитанники, у которых процесс адаптации затянулся на 2–3 месяца и даже больше. А, как известно, психологические затруднения в адаптации связаны и с заболеваниями детей и носят психосоматический характер. По данным медицинского пункта видно, что наибольшее обращение за медицинской помощью приходилось на сентябрь — октябрь, — период адаптации к новым условиям образовательной среды.

На вопрос: «Какие темы о здоровье больше всего интересуют?» — 93 % опрошенных воспитанников отметили «влияние физических упражнений и спорта на организм», 7 % — «влияние курения на организм». 89 % воспитанников ответили, что не пробовали курить, а 11 % выбрали вариант «да». Оценивая состояние своего здоровья и отношение к собственному здоровью, 82 % воспитанников задумываются о своём здоровье в будущем и знают меры сохранения здоровья. Но проблема в том, что большинство опрошенных не применяют эти меры. Поэтому, отвечая на вопросы анкеты, воспитанники отмечают, что хотели бы больше получать информации из статей журналов и газет 33 %, телепередач 67 %:

С целью определения отношения воспитанников к активному образу жизни, занятиям спортом предлагалось оценить уроки физической культуры и свою занятость в спортивных секциях. Результаты показывают, что 80 % опрошенных воспитанников постоянно занимаются спортом, 20 % периодически посещают секции.

Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. При организации питания подростков 10–17 лет важно учитывать возрастные психофизиологические особенности, которые заключаются в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

− Происходит интенсивный рост всего организма.

− Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), медики свидетельствуют, что в это период организм подвержен риску переломов, увеличиваются травмы;

− Идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.

На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу, которые проявляются в поведение подростков, возрастает конфликтность, нарушения в общение.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления воспитанник научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье. По результатам мониторингового исследования отношения кадет к организации питания в столовой СПбКВК установлено, что у 40 % воспитанников отличный аппетит (в начале учебного года таких воспитанников было 24 %). 51 % — хороший аппетит, 8 % — средний. 21 % отмечают, что в их питании появились новые продукты, которых раньше они не пробовали, а сейчас постоянно употребляют.

Многие воспитанники имели слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания воспитанников были связаны с нарушением режима питания вне стен СПбКВК, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т. д. В настоящее время происходит значительное изменение отношения воспитанников к здоровому (рациональному) питанию, проводятся беседы, классные часы, направленные на формирование знаний о значение сбалансированного питания, как главной составляющей здорового образа жизни, как одного из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.

Результаты изучения показали, что сама по себе медицина решить проблему сохранения и укрепления здоровья современного человека не в состоянии. Ей необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» заболеваний имеют поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием, в данном случае речь должна идти о воспитании соответствующих мотивов здоровья. Данные диспансерного осмотра на этапе первичной адаптации воспитанников говорили о том, что у ребят слабо сформированы, а порой полностью отсутствуют, навыки самообслуживания в области гигиенических норм. Навыки чистоты и опрятности должны воспитываться родителями в ребенке с первых лет жизни, однако педагогический коллектив столкнулся проблемой низких гигиенических навыков воспитанников (возникали сложности в каждодневном уходе за телом, зубами, одеждой, чистотой помещения). По результатам анкетирования 83 % воспитанников каждый день следят за чистотой своего тела, 17 % — ухаживают за телом два раза в день.

Выявленные проблемы и недостатки с учетом имеющихся возможностей призвана решить программа сохранения и укрепления здоровья воспитанников «Здоровьесберегающая среда — для всех участников образовательного процесса». Главной задачей всех структур, участвующих в реализации программы является сохранение и укрепление здоровья ребенка в процессе образования. Достичь высокого качества образования нельзя без создания в корпусе современного здоровьесберегающего пространства, внедрения эффективных здоровьесберегающих технологий и психолого-педагогического сопровождения.

Рассматривая здоровье человека как целостное многомерное понятие, включающее, согласно определению ВОЗ, физическую, духовную и социальную компоненты, и учитывая опыт осуществления здоровьесозидающей деятельности, можно выделить три основных направления реализации в корпусе здоровьесберегающей деятельности:

1-е направление. Создание внутренней среды корпуса, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность воспитанников и педагогов.

2-е направление. Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры воспитанников, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.

3-е направление. Создание условий для оздоровления воспитанников.

В соответствии с выделенными направлениями осуществляется решение задач Программы:

– построение организационного механизма реализации Программы, формирования культуры здоровья у всех участников образовательного процесса, а также сохранения и укрепления социальной компоненты здоровья;

– оценка качества реализации здоровьесозидающей деятельности;

– реализация корпусных мероприятий для субъектов образовательного процесса (педагогов, кадет, родителей)

– наполнение информационного ресурса, обеспечивающего организационно-методическое сопровождение и стимулирование педагогической деятельности в области здоровьесозидающей деятельности

Важными условиями реализации программы являются усиление взаимодействия в вопросах сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, организации повышения компетентности педагогических работников в вопросах здоровьесбережения, оказания методической поддержки в совершенствовании и реализации подпрограмм здоровьесбережения.

Литература:

  1. Андрианов В. Г. Концепция программы «Здоровье» // Практика административной работы в школе. — № 2.- 2008. — С.27–30
  2. Емельянова Г. И., Шепеленко Т. Ю. Психолого — педагогические технологии здоровьесбережения в системе дополнительного образования детей // В сборнике: Междисциплинарность научных исследований как фактор инновационного развития. сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2020. — С. 143–145.
  3. Здоровая школа. Проектирование программы здоровьесозидания / Под редакцией С. В. Алексеева. — СПб.: СПбАППО, 2010
  4. Ковалёва П. В., Скрычевская Е. А., Черная Н. С. Здоровьесбережение в образовательном процессе // В сборнике: Образование: традиции и инновации. Материалы XXIV международной научно-практической конференции. — Прага, 2020. — С. 69–70.
  5. Служба здоровья образовательного учреждения: Методическое обеспечение деятельности специалистов: Сборник методических материалов // Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Учебно-методический комплект/ Под.ред. М. Г. Колесниковой. Вып.2. — СПб.: СПбАППО, 2006. -101с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, воспитанник, здоровый образ жизни, здоровье, кадетский военный корпус, организм, педагог, сбалансированное питание, укрепление здоровья, укрепление здоровья участников.


Ключевые слова

здоровье, здоровьесохраняющее пространство

Похожие статьи

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...

Профессиональное здоровье педагогов средних образовательных школ (на примере учителей школ г. Владивостока и сельских поселений края)

В последнее время уделяется повышенное внимание проблемам сохранения (поддержания) здоровья у представителей разных групп социономических профессий. В связи с этим проводится ряд мероприятий, нацеленный на укрепление данного феномена. Фактор здоровья...

Значение физической подготовки для студентов

Среди важнейших задач, стоящих перед государством, достаточно значимой является и задача укрепления здоровья молодежи, в том числе путем развития и совершенствования их физической подготовленности, является важнейшей государственной проблемой. В этой...

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача современного общества

В статье рассматриваются понятия здоровья и формирования здорового образа жизни у учащихся.

Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа

Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель...

Управление качеством дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС

На сегодняшний день дошкольники не просто часть школы, – это ее основа. Чем полнее ребенок проживает дошкольное детство, тем увереннее он учится, тем более полноценной становится его жизнь и в зрелые годы. Закон впервые отделяет получение дошкольного...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...

План физического оздоровления молодежи и воспитательно-педагогической работы

Представлена программа духовно нравственного и физического развития молодежи в средних учебных заведениях и школах. В данной программе подается вектор, в котором закладывается основы человека как личности, его содержание и приоритеты. Открытость миру...

Похожие статьи

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...

Профессиональное здоровье педагогов средних образовательных школ (на примере учителей школ г. Владивостока и сельских поселений края)

В последнее время уделяется повышенное внимание проблемам сохранения (поддержания) здоровья у представителей разных групп социономических профессий. В связи с этим проводится ряд мероприятий, нацеленный на укрепление данного феномена. Фактор здоровья...

Значение физической подготовки для студентов

Среди важнейших задач, стоящих перед государством, достаточно значимой является и задача укрепления здоровья молодежи, в том числе путем развития и совершенствования их физической подготовленности, является важнейшей государственной проблемой. В этой...

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача современного общества

В статье рассматриваются понятия здоровья и формирования здорового образа жизни у учащихся.

Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа

Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель...

Управление качеством дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС

На сегодняшний день дошкольники не просто часть школы, – это ее основа. Чем полнее ребенок проживает дошкольное детство, тем увереннее он учится, тем более полноценной становится его жизнь и в зрелые годы. Закон впервые отделяет получение дошкольного...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...

План физического оздоровления молодежи и воспитательно-педагогической работы

Представлена программа духовно нравственного и физического развития молодежи в средних учебных заведениях и школах. В данной программе подается вектор, в котором закладывается основы человека как личности, его содержание и приоритеты. Открытость миру...

Задать вопрос