Условие сохранения и укрепления здоровья кадет находится на первом месте среди запросов всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, врачей) к результатам общего образования. ФГОС впервые определяют здоровье школьников, в качестве одного из важных результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья — в качестве приоритетного направления деятельности школы.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесохраняющее пространство
Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса является одним из ведущих направлений государственной политики в области образования. Поэтому одной из приоритетных задач обеспечения качества образования является сбережение и укрепление здоровья обучающихся. Возрастающий объем учебной информации, домашнего задания, появление новых предметов провоцирует стрессы у детей и подростков. А ежедневный стресс пагубно влияет на физиологические и психические системы растущего организма. Проблемы экологического характера, связанные с негативным воздействием на здоровье людей условий города, проблемы социального характера, связанные с примерами асоциального поведения, снижения стрессоустойчивости людей в условиях быстрых изменений, техногенные факторы воздействия на человека — все это самым неблагоприятным образом сказывается не только на организме растущего человека, подрывая его здоровье, но и на социальном самочувствии ребенка.
Важным звеном на этапе сохранения здоровья воспитанника является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Кроме профилактических мер актуальным становится реализация программ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, нацеленных на нейтрализацию воздействия агрессивных сред на человека. Системе дополнительного образования необходимо совершенствование форм организации досуга кадет, ориентированного на пропаганду здорового образа жизни, формирование представления о престижности здорового образа жизни.
В кадетском военном корпусе среди воспитанников 5–7 классов было проведено анкетирование, позволившее выявить отношение подростков к своему здоровью. Результаты показали 82 % опрошенных воспитанников оценивают состояние своего здоровья, как хорошее, 18 % — считают его удовлетворительным. 95 % опрошенных воспитанников считает, что очень важно быть здоровым, из них 80 % отмечает, что здоровье необходимо для того, чтобы быть сильным, 20 % — чтобы хорошо выглядеть.
45 % опрошенных воспитанников считает, что заботиться о своем здоровье должен он сам, 27 % — это должны делать родители, 16 % — врачи, 9 % — классный руководитель, воспитатель, педагоги.
Для подростков, поступивших в кадетский военный корпус, становятся стрессом изменения условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к воспитанникам новыми преподавателями, и даже смена позиции «школьник» — «кадет СПбКВК» — все это является довольно серьезным испытанием для психики подростка.
В адаптационный период наблюдалось, что воспитанники были более тревожными, робкими, или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них происходило резкое снижение работоспособности, повышалась неорганизованность. Они становились забывчивыми, иногда нарушался сон, аппетит.
У большинства воспитанников подобные отклонения носили единичный характер и исчезли через 2–4 недели после начала обучения. Однако были воспитанники, у которых процесс адаптации затянулся на 2–3 месяца и даже больше. А, как известно, психологические затруднения в адаптации связаны и с заболеваниями детей и носят психосоматический характер. По данным медицинского пункта видно, что наибольшее обращение за медицинской помощью приходилось на сентябрь — октябрь, — период адаптации к новым условиям образовательной среды.
На вопрос: «Какие темы о здоровье больше всего интересуют?» — 93 % опрошенных воспитанников отметили «влияние физических упражнений и спорта на организм», 7 % — «влияние курения на организм». 89 % воспитанников ответили, что не пробовали курить, а 11 % выбрали вариант «да». Оценивая состояние своего здоровья и отношение к собственному здоровью, 82 % воспитанников задумываются о своём здоровье в будущем и знают меры сохранения здоровья. Но проблема в том, что большинство опрошенных не применяют эти меры. Поэтому, отвечая на вопросы анкеты, воспитанники отмечают, что хотели бы больше получать информации из статей журналов и газет 33 %, телепередач 67 %:
С целью определения отношения воспитанников к активному образу жизни, занятиям спортом предлагалось оценить уроки физической культуры и свою занятость в спортивных секциях. Результаты показывают, что 80 % опрошенных воспитанников постоянно занимаются спортом, 20 % периодически посещают секции.
Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. При организации питания подростков 10–17 лет важно учитывать возрастные психофизиологические особенности, которые заключаются в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:
− Происходит интенсивный рост всего организма.
− Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), медики свидетельствуют, что в это период организм подвержен риску переломов, увеличиваются травмы;
− Идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу, которые проявляются в поведение подростков, возрастает конфликтность, нарушения в общение.
Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления воспитанник научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье. По результатам мониторингового исследования отношения кадет к организации питания в столовой СПбКВК установлено, что у 40 % воспитанников отличный аппетит (в начале учебного года таких воспитанников было 24 %). 51 % — хороший аппетит, 8 % — средний. 21 % отмечают, что в их питании появились новые продукты, которых раньше они не пробовали, а сейчас постоянно употребляют.
Многие воспитанники имели слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания воспитанников были связаны с нарушением режима питания вне стен СПбКВК, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т. д. В настоящее время происходит значительное изменение отношения воспитанников к здоровому (рациональному) питанию, проводятся беседы, классные часы, направленные на формирование знаний о значение сбалансированного питания, как главной составляющей здорового образа жизни, как одного из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.
Результаты изучения показали, что сама по себе медицина решить проблему сохранения и укрепления здоровья современного человека не в состоянии. Ей необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» заболеваний имеют поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием, в данном случае речь должна идти о воспитании соответствующих мотивов здоровья. Данные диспансерного осмотра на этапе первичной адаптации воспитанников говорили о том, что у ребят слабо сформированы, а порой полностью отсутствуют, навыки самообслуживания в области гигиенических норм. Навыки чистоты и опрятности должны воспитываться родителями в ребенке с первых лет жизни, однако педагогический коллектив столкнулся проблемой низких гигиенических навыков воспитанников (возникали сложности в каждодневном уходе за телом, зубами, одеждой, чистотой помещения). По результатам анкетирования 83 % воспитанников каждый день следят за чистотой своего тела, 17 % — ухаживают за телом два раза в день.
Выявленные проблемы и недостатки с учетом имеющихся возможностей призвана решить программа сохранения и укрепления здоровья воспитанников «Здоровьесберегающая среда — для всех участников образовательного процесса». Главной задачей всех структур, участвующих в реализации программы является сохранение и укрепление здоровья ребенка в процессе образования. Достичь высокого качества образования нельзя без создания в корпусе современного здоровьесберегающего пространства, внедрения эффективных здоровьесберегающих технологий и психолого-педагогического сопровождения.
Рассматривая здоровье человека как целостное многомерное понятие, включающее, согласно определению ВОЗ, физическую, духовную и социальную компоненты, и учитывая опыт осуществления здоровьесозидающей деятельности, можно выделить три основных направления реализации в корпусе здоровьесберегающей деятельности:
1-е направление. Создание внутренней среды корпуса, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность воспитанников и педагогов.
2-е направление. Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры воспитанников, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
3-е направление. Создание условий для оздоровления воспитанников.
В соответствии с выделенными направлениями осуществляется решение задач Программы:
– построение организационного механизма реализации Программы, формирования культуры здоровья у всех участников образовательного процесса, а также сохранения и укрепления социальной компоненты здоровья;
– оценка качества реализации здоровьесозидающей деятельности;
– реализация корпусных мероприятий для субъектов образовательного процесса (педагогов, кадет, родителей)
– наполнение информационного ресурса, обеспечивающего организационно-методическое сопровождение и стимулирование педагогической деятельности в области здоровьесозидающей деятельности
Важными условиями реализации программы являются усиление взаимодействия в вопросах сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, организации повышения компетентности педагогических работников в вопросах здоровьесбережения, оказания методической поддержки в совершенствовании и реализации подпрограмм здоровьесбережения.
Литература:
- Андрианов В. Г. Концепция программы «Здоровье» // Практика административной работы в школе. — № 2.- 2008. — С.27–30
- Емельянова Г. И., Шепеленко Т. Ю. Психолого — педагогические технологии здоровьесбережения в системе дополнительного образования детей // В сборнике: Междисциплинарность научных исследований как фактор инновационного развития. сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2020. — С. 143–145.
- Здоровая школа. Проектирование программы здоровьесозидания / Под редакцией С. В. Алексеева. — СПб.: СПбАППО, 2010
- Ковалёва П. В., Скрычевская Е. А., Черная Н. С. Здоровьесбережение в образовательном процессе // В сборнике: Образование: традиции и инновации. Материалы XXIV международной научно-практической конференции. — Прага, 2020. — С. 69–70.
- Служба здоровья образовательного учреждения: Методическое обеспечение деятельности специалистов: Сборник методических материалов // Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Учебно-методический комплект/ Под.ред. М. Г. Колесниковой. Вып.2. — СПб.: СПбАППО, 2006. -101с.