Общеизвестно, что миграция населения — сложное и многогранное явление, затрагивающее многие сферы жизнедеятельности общества. Несмотря на то, что миграционные процессы в целом имеют позитивный характер, очевидно, что последствия незаконной миграции антисоциальны. Незаконная миграция, в частности, в политической сфере выступает в качестве непосредственной угрозы территориальной целостности и геополитическим интересам России; в экономической сфере способствует расширению масштабов «теневой» экономики, изъятию из финансового оборота значительной доли денежных средств (уклонение от уплаты налогов, вывоз денег за рубеж и пр.), обострению ситуации на рынке труда и в целом криминализации экономики; в социальной сфере приводит к усилению социальной напряженности, обострению межнациональных отношений, ухудшению криминальной обстановки в государстве.
В настоящей статье рассмотрена незаконная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации, а также пути противодействия ей.
Ключевые слова: миграция, национальная безопасность, мигранты, незаконная миграция.
Ученые и специалисты под мигрантом понимают физическое лицо, которое осуществило пространственно-территориальное перемещение за пределы своего постоянного места жительства на срок не менее 24 часов [9, с. 112].
Правовой статус мигранта — это сложная юридическая конструкция, отражающая связь определенного лица с обществом, государством и конкретизирует права и обязанности мигранта, а также особенности их реализации.
Российская Федерация является одной из самой принимающей стран по количеству приезжающих мигрантов, куда приезжают иностранные граждане на постоянное место жительство. Однако, Российская Федерация также и отдает большое количество своих граждан для эмиграции в такие страны, как Израиль, США и Канада. В настоящее время россияне стали активно покидать страну, а также Россия стала транзитным пунктом между Европой и Азией.
Определение «нелегальные мигранты» включает в себя людей, которые незаконно пересекли границу государства, а также лица, оказавшиеся на территории государства на законных основаниях, но нарушившие порядок пребывания в данной стране.
Стать нелегальным мигрантом лицо может тремя способами: незаконное пересечение границы; законное пересечение границы, но нарушение сроков визы или отсутствие регистрации; получение учебной визы и осуществление иного вида деятельности. Существует путаница в терминологии в сфере незаконной миграции, что создает сложности на практике и споры между научными деятелями.
В России использовался термин «нелегальная миграция», но данный термин был уязвимым моментом для стран бывшего СССР, поскольку граждане оказывались на территории России законным способом, но нахождение их было нелегальным из-за условий безвизового режима. В период 1990–2000 гг. стал использоваться термин «незаконная миграция», то есть недокументированная и неучтенная. Данный термин был предложен международными организациями, которые солидарны в том, что границу мигранты пересекают законно, но осуществляют деятельность незаконно [6, с. 24].
Определяется три вида мигрантов в Российской Федерации, основываясь на причине установления статуса нелегала: нелегальное пересечение границы, нелегальное пребывание на территории РФ, осуществление нелегальной занятости. Российская Федерация — страна, в которой в 2020 году установлена высокая концентрация нелегальных мигрантов, поскольку является условным центром притяжения для бывших стран «союзников».
Согласно исследованиям, около 90 % мигрантов являются гражданами именно стран бывшего СССР, остальные 10 % мигрантов — это граждане из стран дальнего зарубежья: Китай, Бангладеш, Индия и Пакистан. Незаконную трудовую деятельность зачастую осуществляют граждане ближнего и дальнего зарубежья, ее нарушение заключается в том, что иностранное лицо осуществляет коммерческую, предпринимательскую и иные виды деятельности без разрешения на работу, без патента и без оплаты налогов.
Поэтому, понятие «незаконная миграция» можно рассматривать как процесс перемещения населения из одного государства в другое с нарушением существующих международных и национальных правовых норм, то есть это нахождение на территории Российской Федерации незаконных мигрантов.
Присутствие незаконных мигрантов в стране порождает собой целый ряд угроз безопасности государства.
Во-первых, незаконная миграция влияет на политическую сферу, выступая угрозой геополитическим интересам страны и ее международному статусу.
Во-вторых, в экономической сфере увеличиваются масштабы теневой экономики, значительная доля денежных средств «утекает» из финансового оборота страны.
В-третьих, для социальной сферы незаконная миграция вызывает рост таких явлений как безработица, социальная напряженность и ксенофобия.
Также ухудшается санитарно-эпидемиологическая обстановка из-за распространения острых инфекций и нетрадиционных для России заболеваний. Увеличивается международная преступность по следующим видам: наркобизнес, торговля людьми, акты терроризма, вооруженные нападения с национально-этническим характером, появляется межконфессиональная напряженность, приобретающая насильственный характер [6, с. 24].
В настоящее время незаконная миграция рождает острую социальную проблему, значение которой возрастает в глобальном масштабе. В миграционном обмене участвует подавляющее большинство стран мира. Основными причинами миграции при этом являются серьезные экономические и политические кризисы. К эмиграции людей подталкивают голод, политические репрессии, межэтнические конфликты.
Главным шагом в совершенствовании и развитии миграционной политики стало принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которой изложены идеи и предложения об усовершенствовании эффективности регулирования миграции, а также минимизации различного рода рисков, таких как социальные, правовые, культурные, экономические, политические, которые связаны с присутствием мигрантов на территории России [8, с. 131].
Противодействие незаконной миграции должно носить комплексный характер и включать в себя систему механизмов, для наиболее эффективного и достаточного разрешения проблемы и предотвращения угроз:
— необходимо ужесточение административной ответственности в отношении работодателей, которые нанимают нелегальных мигрантов, не имеющих разрешения на работу;
— разрешение и стимулирование въезда мигрантов именно в те регионы, в которых наблюдается дефицит рабочей силы;
— усиление контроля за: целью прибытия мигрантов, причиной выбытия из своей страны, а также составом прибывших мигрантов, особенно тех, кто впервые въезжает в страну;
— стимулирование притока высококвалифицированных специалистов с уровнем профессионализма, который соответствует экономическим целям и задачам инновационного развития страны;
— усиление работы по депортации граждан, если ими было не соблюдено и нарушено законодательство страны, при этом такой процесс должен носить невозвратный характер;
— реализация политики квотирования или ограничения въезда иностранных граждан на территорию страны с учетом национальных интересов [7, с. 119].
Кроме того, в отношении приезжих мигрантов можно применить такую новую миграционную процедуру как обязательное дактилоскопирование, для увеличения эффективности работы органов внутренних дел при выявлении лиц, которые скрывают свои данные, или которые пытаются покинуть территорию государства по поддельных, чужим документам, или которые ранее совершили правонарушении в отношении Российской Федерации.
Еще важной процедурой является подтверждение владения русским языком, знаний истории России и основ российского законодательства у приезжающих мигрантов.
При успешном прохождении этой процедуры выдается соответствующий сертификат, который необходим лицам, претендующим на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу [9, с. 112].
Таким образом, незаконная миграция — это сложное политическое, экономическое и социальное явления, влияющее на национальную безопасность государства. Для организации этой работы необходимо полностью сформировать нормативно-правовое регулирование процесса миграции и борьбы с незаконными мигрантами. Борьба с данным процессом должна быть комплексной, при выявлении угроз и их предотвращении должны использоваться механизмы из различных сфер жизни общества.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2006. − № 30. − Ст. 3285.
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. — 2002. − № 30. − Ст. 3032.
- Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2018. − № 45. − Ст. 6917.
- Аксёнов А. А. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности России//В сборнике: Анализ социально-экономического состояния и перспектив развития Российской Федерации. Материалы 6-й Международной студенческой научно-практической конференции. Государственный университет управления. — 2019. — С. 90–95.
- Бугаевская Н. В., Батова Е. В. Правовые основы борьбы с незаконной миграцией//В сборнике: Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. В. Кабакова. — 2019. — С. 24–31.
- Лучшев С. П. Социально-политические и военные угрозы незаконной миграции для безопасности Российской Федерации//В сборнике: Анализ социально-экономического состояния и перспектив развития Российской Федерации. Материалы 6-й Международной студенческой научно-практической конференции. Государственный университет управления. — 2019. — С. 119–125.
- Маюров Н. П., Прудников А. С. Организационно-правовые меры противодействия незаконной миграции в современной России//В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и практики. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. В 2-х томах. — 2019. — С. 131–134.
- Прудников А. С., Шагиева Р. В. Противодействие незаконной миграции и пути его совершенствования//В сборнике: Общество. Доверие. Риски: Доверие к миграционным процессам. Риски нового общества. Материалы Международного форума. Под общей редакцией П. В. Терелянского. — 2019. — С. 112–115.
- Сафарова С. Современное состояние и перспектива сокращения незаконной миграции в Российской Федерации//В сборнике: Организация Объединенных Наций и глобальные проблемы человечества в ХХI веке. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Р. В. Нигматуллин. — 2019. — С. 223–227.
- Чанбарисов А. Т. Международно-правовые основы противодействия незаконной миграции//В сборнике: Коренные народы современной России: этноязыковые, правовые, социокультурные и духовные проблемы. материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной объявленному ООН в 2019 году Международному году языков коренных народов. — 2019. — С. 350–357.