Специфика манипулятивных технологий кинематографа в управлении сознанием молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 17.12.2020

Статья просмотрена: 420 раз

Библиографическое описание:

Кракашова, В. Д. Специфика манипулятивных технологий кинематографа в управлении сознанием молодежи / В. Д. Кракашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76725/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье раскрывается специфика манипулятивных технологий кинематографа в управлении сознанием молодежи.

Ключевые слова: манипулятивные технологии, кинематограф, управление сознанием, молодежь.

Манипуляция сознанием как технология управления общественным мнением и поведением молодых людей является междисциплинарной областью исследования, границы которой не сформированы достаточно четко, чтобы однозначно трактовать оказываемое влияние и значение данного феномена в рамках современной действительности, что позволяет назвать её одной из самых актуальных и неоднозначных для изучения.

С позиции социологической науки — фокус исследований сконцентрирован на изучении деструктивного, негативного воздействия манипулятивных технологий, эффективность которых возрастает благодаря постепенному снижению сопротивляемости общественного сознания. В условиях динамически развивающегося общества, молодёжь наиболее подвержена этому воздействию: в связи с их психологической неустойчивостью, высокой внушаемостью, повышенной активностью, противоречивым сознанием и высоким уровнем интеграции в онлайн-пространство, которое создает постоянную информационную нагрузку на сознание молодого человека.

По мнению Скрипкарь М. В. недостаточная изученность предметной области манипулятивных технологий выражена в неопределенности толкования термина «манипуляция» и смешения его с другими понятиями [5]. Одна из причин — заимствование и перетекание терминологии из смежных научных дисциплин и определения изучаемого явления посредством альтернативных, подходящих по смысловой нагрузке терминов. Например, ряд исследователей сопоставляют «манипуляцию» в качестве «интриги», «иллюзии» или как «особой вид обмана». Преобладающей же дефиницией «манипуляции» в работах исследователей выступает термин «ложь» либо другие его синонимичные формы. Распространена практика и заимствования изучаемого понятия из технических научных областей. Вследствие чего в работах встречается определение манипуляции как «управления объектом манипулятивного воздействия для достижения определённого результата». Результат — важный компонент манипуляций, связывающий все определения. Любая манипулятивная технология предполагает, что после проведения ряда операций и некоторого воздействия на сознание человека, получается готовый продукт. Успешным оказываемое влияние можно назвать только при условии, что объект манипулятивного воздействия частично или полностью приобрел нужные качества [1]. Это приводит исследователей к вопросам изучения компонентов эффективности применения и определению «успешных» манипулятивных технологий.

Как правило, эффективные средства манипулятивного воздействия, влияющие на сознание молодого человека, обладают определенным уровнем популярности, доступности посредством современных технологий и занимают значимую роль в повседневных практиках молодежи. Одним из таких средств является массовый кинематограф — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Важной чертой кинематографа является то, что оно по определению является манипулятивной технологией, которая заигрывает со зрительным восприятием и чувством реальности, иллюзорно воспринимаемое наблюдателями как эквивалент действительности. Также, являясь социальным институтом, индустрия кинематографа включает в себя ключевую, с точки зрения, манипулятивного воздействия, информационно-просветительскую функцию, которая не только воздействует на ценностные ориентации зрителя, но и побуждает к определенному рефлексирующему поведению, мотивирует и является материалом для расширения сознания и познания окружающего мира. Взаимосвязанность кинематографа и сознания рассматривается в контексте двух подходов — отражающего и формирующего.

В рамках отражающего подхода кинематограф (Е. Хельзингер, JI. Ловенталь, В. Райт) — зеркальное отражение социально-экономических и политических отношений, господствующих на данном этапе в обществе. В рамках формирующего подхода выделяется основополагающая функция искусства — формирование сознания.

При этом нельзя утверждать о полноценном преобладании одного подхода над другим. С одной стороны, кинематограф действительно отражает определённую деятельность человека между различными социальными объектами, а также процессы, затрагивающие и формирующие культурно-идеологические ценности общества. Это же частично объясняет причины отличия кинокартин, созданных в различных странах и в определённый период.

С другой стороны, явно выделяется влияние кинематографа не только на сознание и ценностные установки отдельного индивида, но и общества в целом. Кинематограф проецирует на зрителя определенные паттерны поведения, культурно-идеологические установки и конкретную оценку происходящих событий через создание запоминающихся образов героев фильма, которые побуждают их не только к сопереживанию и сочувствую, но и к определенной степени подражания в реальной жизни. Благодаря продолжительному чувственному и слуховому воздействию зритель частично перестает отождествлять свою принадлежность с окружающей действительностью, погружаясь в иллюзорную среду кинематографа, и воспринимает поступающую информацию с минимальными возможностями к ее переосмыслению. По мнению М. Маклюэна кинематограф принимает своеобразную роль контроллера над зрительским восприятием и отождествлением своего «Я» с героями кинокартины [3].

Таким образом, рассматривать кинематограф корректнее с точки зрения формирующе-отражающего свойства. Ведь киноискусство является не только «зеркалом» социально-политических процессов, происходящих в обществе, но и также в определенной степени воздействует на компоненты формирующее сознание.

Подводя итог, следует отметить, что специфика манипулятивных технологий кинематографа в управлении сознанием молодежи выражается в способности их оказывать трансформационное воздействие на сознание молодого человека, влиянии на общественно-политические процессы через отражение окружающей действительности и воплощении на экране внутренних проблем целевой аудитории. Сопоставление «манипуляции» в кинематографе только в качестве деструктивного и негативного феномена, лишает исследовательскую область многогранности и отрицает её важную информационно-просветительскую функцию, которая является не только одним из способов познания окружающего мира, но и также институтом социализации, при эффективном использовании которого, можно добиться положительное эффекта в достижении культурно-воспитательных целей подрастающего поколения.

Литература:

1 Гаджиев Джавид Вугар Оглы Эффективность рациональных и манипулятивных имиджевых технологий в России и США // УЭкС. 2017. № 4 (98).

2 Крыжановская Наталья Владимировна Кино в контексте социализации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2012. № 3.

3 Маклюэн М. Понимание Медиа. Внешние расширения человека / М. Маклюэн. -М.: КАНОН-пресс-Ц, 2003. — 464 с.

4 Мкртычева Мария Сергеевна Кино как предмет социологического изучения: возможности и перспективы // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12.

5 Скрипкарь Мария Викторовна Манипулятивные технологии кинематографа // Вестник БГУ. 2009. № 6.

Основные термины (генерируются автоматически): молодой человек, управление сознанием, воздействие, информационно-просветительская функция, кинематограф, оказываемое влияние, окружающая действительность, окружающий мир, сознание, технология кинематографа.


Ключевые слова

кинематограф, молодежь, манипулятивные технологии, управление сознанием

Похожие статьи

Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства

В статье рассматривается позитивная роль кинотерапии в профилактике девиантного поведения подростков.

Современный кинематограф как средство формирования толерантности у молодежи

В современных условиях формирование толерантности у молодежи является важной педагогической задачей, которая состоит в воспитании человека толерантного, в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личнос...

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Информационные и коммуникационные технологии в современных средствах массовой информации

В статье рассматриваются определения и идеи, применяемые в информационных и коммуникационных технологиях в современных СМИ. Параметры медиакультуры исследуются с точки зрения связи между молодежью и ИКТ.

Технология детской мультипликации как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии детской мультипликации. Представлены результаты исследования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и пров...

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников

В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Влияние современного кино на культуру речи молодого поколения

В статье изучаются аспекты влияния современного кинематографа на культуру речи молодежи и разработка плана мероприятий, которые поспособствуют повышению уровня языка студентов.

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства советского и современного периода

В статье отражены социальные идеалы экранных образов детского и юношеского киноискусства советского и современного периода, раскрыто понятие социальных идеалов. Приведен ряд архетипов идеалов советского и постсоветского кинематографа, приведены приме...

Выявление проблем в эстетическом воспитании молодежи

В статье рассмотрены понятия «эстетика», «культура» и «эстетическое воспитание». Представлены некоторые данные эмпирического исследования проблем эстетического воспитания молодежи. Проведен анализ проблем в эстетическом воспитании молодежи в городе Б...

Использование нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста

В статье автор пытается выяснить особенности использования нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства

В статье рассматривается позитивная роль кинотерапии в профилактике девиантного поведения подростков.

Современный кинематограф как средство формирования толерантности у молодежи

В современных условиях формирование толерантности у молодежи является важной педагогической задачей, которая состоит в воспитании человека толерантного, в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личнос...

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Информационные и коммуникационные технологии в современных средствах массовой информации

В статье рассматриваются определения и идеи, применяемые в информационных и коммуникационных технологиях в современных СМИ. Параметры медиакультуры исследуются с точки зрения связи между молодежью и ИКТ.

Технология детской мультипликации как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии детской мультипликации. Представлены результаты исследования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и пров...

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников

В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Влияние современного кино на культуру речи молодого поколения

В статье изучаются аспекты влияния современного кинематографа на культуру речи молодежи и разработка плана мероприятий, которые поспособствуют повышению уровня языка студентов.

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства советского и современного периода

В статье отражены социальные идеалы экранных образов детского и юношеского киноискусства советского и современного периода, раскрыто понятие социальных идеалов. Приведен ряд архетипов идеалов советского и постсоветского кинематографа, приведены приме...

Выявление проблем в эстетическом воспитании молодежи

В статье рассмотрены понятия «эстетика», «культура» и «эстетическое воспитание». Представлены некоторые данные эмпирического исследования проблем эстетического воспитания молодежи. Проведен анализ проблем в эстетическом воспитании молодежи в городе Б...

Использование нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста

В статье автор пытается выяснить особенности использования нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.

Задать вопрос