Рост коррупции затрудняет действие мер по борьбе с ней на всех уровнях власти. Однако в силу маленькой территории, муниципалитеты остаются практически без внимания к пресечению коррупционной деятельности. В статье рассмотрены основные меры борьбы с коррупцией на муниципальном уровне.
Ключевые слова: коррупция, меры, органы местного самоуправления, муниципалитет.
Коррупция — это зло, родившееся одновременно с феноменом власти среди людей, не обходившее стороной ни одну населенную территорию. Но этот факт не исключает наличие борьбы с коррупцией, конечной целью которой является ее минимизация, ведь полное исчерпание коррупции — это утопия.
Наибольшую угрозу для общества представляет коррупция в органах государственной власти, так как органы государственной власти призваны защищать и охранять общественные ценности, мораль и государственные устои, а также они призваны принимать решения, влияющие на российское общество в целом.
Коррупция является катализатором процесса спада промышленной политики, а также толчком для развития теневой экономики в силу нарушения налогового, уголовного и административного законодательства. Представляется, что использование своего служебного положения в корыстных целях не является способом для принятия верного в отношении граждан и государства решения.
Коррупция в Федеральном законе «О противодействии коррупции» определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершения указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица [1].
Решения, принятые в пользу конкретного лица сами по себе являются нарушением законодательства, а значит, подрывают правовую сферу общества. Кроме того, действие коррупции тормозит развитие экономической сферы, что негативно сказывается на развитии инфраструктуры. Разрушая политическую систему, коррупция является причиной ухудшения системы образования, здравоохранения и других необходимых к существованию сфера жизни общества.
Самый большой удар по экономике коррупция наносит в виде толчка к развитию теневой экономики. Последствиями действия такой экономической системы является нарушение функционирования налогообложения, рыночных процессов в результате взяточничества, нарушения требований антимонопольного законодательства. В целом, очень сильно страдает финансовая система, падает престиж страны на международной арене.
Факторами столь долгой продолжительности коррупции являются моральные ценности, в том числе. Очень часто осуждению подвергаются те, кто получает вознаграждение за использование своего положения, но осуждению почему-то не подлежат те, кто предлагает это вознаграждение. Ведь такое действие характеризует слабость и беспомощность индивида, что не соотносится с аспектами чести, достоинства, в какой-то мере является социальным унижением. Таким образом, коррупция будет существовать, пока будут поступать предложения с вознаграждением.
В силу негативного влияния коррупции, а также сложности контроля данных действий, необходимы меры противодействия коррупционной деятельности. Естественно, что такие меры должны осуществляться на всех уровнях власти. Но по причине того, что местный уровень практически не попадает в поле зрения контрольных и надзорных органов власти, имеет маленькую территорию и меньший штат сотрудников органов местного самоуправления, на местном уровне меры профилактики коррупции должны быть масштабнее.
Масштаб профилактических мероприятия по борьбе с коррупцией на муниципальном уровне объясняется тем, что на этом уровне можно построить осознанное противодействие коррупции, вскрывая конфликт интересов взяточника и местного сообщества.
Зачастую коррупцию ассоциируют только с федеральными государственными структурами, однако децентрализация управления создала проблему коррупции местного самоуправления, что является поводом для осуществления масштабных профилактических мероприятия по борьбе с коррупцией на местном уровне. Федеральный уровень власти не так часто и качественно отвечает требованиям воли народа, чем, например, местные администрации [5].
Жители муниципалитета оценивают деятельность органов местного самоуправления исходя из качества оказываемых им услуг, поэтому необходимо установить систему, в которой сохраняли бы баланс государственные, частные и гражданские институты. Такая слаженная система функционирования этих институтов позволит обеспечить эффективность мер по борьбе с коррупцией на местном уровне. Совокупность и баланс элементов этой системы отвечает требованиям граждан, а кроме прочего позволит развивать экономическую основу муниципального образования.
Таким образом, борьба с коррупцией на местном уровне — это обеспечение гражданам получения необходимых услуг, расширение финансирования и возможностей экономического развития в муниципальном образовании. Для осуществления этого процесса необходимо разработать муниципальные программы по противодействию коррупции. Данные программы должны иметь комплексный характер. Они должны содержать в себе волю муниципальных должностных лиц на осуществление проверок исходя из политических соображений. Кроме того, должно осуществляться регулирование экономических отношений таким образом, чтобы исключить передачу должностным лицам права принятие решения на собственное усмотрение. Должностные лица органов местного самоуправления должны действовать исключительно в интересах населения в соответствии с действующими нормативными актами. Субъективный аспект в принятии решения должностными лицами дает начало коррупционной деятельности.
Также необходимо произвести совершенствование нормотворческой деятельности. Принятые муниципальные акты не должны содержать в себе волю конкретного лица.
Коррупция в муниципалитете основывается на связях между лицами на родственном или ином уровне знакомства, близкого общения. Однако должностное лицо органа местного самоуправления должно быть беспристрастно. К сожалению, данное положение сегодня практически не работает. Поэтому представляется целесообразным осуществлять социальные меры для целенаправленного развития всех слоев населения [4]. Нравственная составляющая должна занимать особое место в профилактике борьбы с коррупцией, так как это обеспечит прерывание зарождения коррупционной операции. Повышение морально-этических ценностей позволит поставить коррупцию в один ряд с иными действиями, осуждаемыми населением.
Как показывает практика, на данный момент развитие таких комплексов мер на местных уровнях не обладает популярностью на территории Российской Федерации, а те муниципалитеты, которые не пренебрегли данной политикой, становятся жертвами плагиата других муниципальных образований [3]. Такая деятельность муниципалитетов по борьбе с коррупцией тоже не является эффективной, поскольку меры, используемые в одном муниципальном образовании, не всегда могут быть действующими на территории другого в силу разнящихся положений устава муниципального образования, развития экономической основы, инфраструктуры и т. д.
Необходимость профилактики коррупции обуславливается их эффективностью, нежели наказания. На данный момент эти меры закреплены в различных законодательных актах, в том числе в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, законах и других нормативных правовых актах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых документах [6].
Анализ данных актов показал, что профилактические меры в них ровно идентичны. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами [2]. К муниципальным должностным лицам, уличенным в коррупции, применимы те же меры уголовной и административной ответственности, что и к государственным служащим гражданской службы. Поэтому мы считаем целесообразным утвердить в муниципальных актах меры по борьбе с коррупцией в отношении конкретного муниципального образования. Данная разработка позволит эффективно противодействовать коррупции в силу внесенных мер, основанных на специфике устройства, экономики и политики конкретного муниципального образования.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 24.04.2020) // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 09.11.2020) // СПС КонсультанПлюс.
- Кокотов А. Н. Муниципальное право России. — М.: Юрист, 2019.
- Соловьев А. В. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления: учебное пособие. — М.: Проспект, 2018.
- Тарханов М. В. Механизм реализации местного самоуправления в муниципальных районах субъектов Российской Федерации — М.: Юркомпани, 2018.
- Противодействие коррупции // мвд.рф/anticorr