В статье автором сформулирована система высшего образования в Российской Федерации, определено федеральное министерство, отвечающее за руководство системой высшего образования, дана характеристика учебных заведений, осуществляющих образовательную и научную деятельность по государственным программам и стандартам высшего образования.
Отмечена реализация общезначимых публичных функций высших учебных заведений, обращено внимание на отсутствие нормативно закреплённых функций и полномочий ректората в системе управления высшими учебными заведениями.
Ключевые слова: высшее образование, высшие учебные заведения, административно-правовой статус, права, обязанности, компетенция.
In the article, the author formulates the system of higher education in the Russian Federation, defines the federal ministry responsible for the management of the higher education system, and describes educational institutions that carry out educational and scientific activities according to state programs and standards of higher education.
The implementation of generally significant public functions of higher educational institutions is noted, attention is drawn to the lack of normative functions and powers of the rector's office in the management system of higher educational institutions.
Keywords: higher education, higher educational institutions, administrative and legal status, rights, duties, competence.
В настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрена необходимость формирования такой системы профессионального образования, которая бы отвечала всем требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики в части образовательных программ и условий материально-технического оснащения процесса обучения. [2]
Высшее образование в Российской Федерации включено в систему высшего профессионального образования и структурно представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя: бакалавриат, магистратуру, специалитет и подготовку кадров высшей квалификации.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью определения административно-правового статуса высших учебных заведений в Российской Федерации.
При написании статьи были использованы труды отечественных авторов, это в частности: М. С. Андиевой, С. В. Барабанова, Ю. А. Володиной и В. В. Щербины, а также действующим законодательством Российской Федерации.
В настоящее время руководство высшим образованием в Российской Федерации на федеральном уровне осуществляет Министерство науки и высшего образования РФ (Минобрнауки). Министерство науки и высшего образования России как орган федеральной исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. [4, 83–89]
Под высшим учебным заведением (ВУЗом) следует понимать образовательную организацию высшего образования, которая осуществляет образовательную и научную деятельность по государственным программам и стандартам высшего образования. [1]
Высшие учебные заведения можно разделить на государственные и частные, при этом частная образовательная организация создаётся физическими и/или юридическими лицами, а государственный вуз — Российской Федерацией или её субъектом.
Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений, имея лицензию, на основании которой осуществляет образовательную деятельность. Аккредитация даёт право учреждению выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца.
Учитывая характер, многообразие высших учебных заведений, выполняющих реализацию общезначимых публичных функций в социальном аспекте, в структуру их административно-правового статуса необходимо включать следующие элементы:
− место высшего учебного заведения в системе федеральных (региональных) и местных органов власти:
− подведомственность (подчинённость) конкретному публичному органу либо иной вид юридической связи с публичными органами;
− общие и специальные цели создания и деятельности высшего учебного заведения;
− публичные задачи, решение которых возлагается на высшее учебное заведение;
− публичные функции, выполняемые высшим учебным заведением;
− административные права (полномочия) высшего учебного заведения;
− административные обязанности высшего учебного заведения;
− компетенция высшего учебного заведения;
− публичная юридическая ответственность высшего учебного заведения за совершенные им в рамках административных правоотношений правонарушения. [5, 186–191]
Высшие учебные заведения создаются для реализации направлений государственной политики в сфере высшего образования, служат обеспечению взаимодействия с гражданами и юридическими лицами по поводу предоставления государственных образовательных услуг. [6, 38–46]
Однако следует отметить, что современная практика управления в высших учебных заведениях подтверждают важность реализации функции руководителя высшего учебного заведения через наличие общепринятой формы управленческой структуры — ректорат высшего учебного заведения. Конкретизация функций и полномочий ректората в системе управления вузом нормативно нигде не определены, отсутствует его нормативно-правовое понятие, как и регламентация его деятельности. Значит, следует легализовать основы правового статуса данного органа в образовательном законодательстве. [3, 160–168]
В заключение следует отметить, что административно-правовой статус вуза отражает его положение в системе общественных отношений как коллективного субъекта, фиксирует систему управленческих связей между вузами и органами исполнительной власти, служит основой стабильности и определенности этих связей.
Он находится в тесной взаимосвязи с ролью, задачами и перспективами развития высшего образования, так как обеспечивает надлежащее функционирование вуза в интересах решения стоящих перед ним задач.
Успешное реформирование высшего образования в условиях рыночных отношений, реализация потребностей личности в высшем профессиональном образовании, защита прав и интересов граждан в этой сфере, развитие негосударственного образования — все это требует чёткого определения статуса вуза, повышения эффективности и совершенствования управления высшим образованием.
Таким образом, под административно-правовым статусом высшего учебного заведения следует понимать совокупность его прав, обязанностей и компетенции, определёнными целями, задачами деятельности, функциями высшего учебного заведения во взаимоотношениях с органами государственного управления в зависимости от уровня его автономии, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации.
Литература:
- Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2765 «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» от 29.12.2014;
- Андиева М. С. Особенности управления образованием в Российской Федерации (правовой аспект) — «Право и образование» — № 6, 2018, стр.160–168;
- Барабанова С. В. Государственное регулирование высшего образования как социокультурная функция государства — «Право и образование» — № 3, 2019, стр.83–89;
- Володина Ю. А. Административно-правовой статус вузов Российской Федерации. // XI Международная научная практическая конференция «Традиции и инновации в государственном и муниципальном управлении: человек и государство — новая реальность» — Брянск, 2016, стр.186–191;
- Щербина В. В. Вуз как специфический тип организации, его функции и взаимоотношения с внешним окружением — «Научный результат. Социология и управление» — № 4, 2019, стр.38–46.