Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 18.12.2020

Статья просмотрена: 1372 раза

Библиографическое описание:

Салимова, Ж. Е. Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков / Ж. Е. Салимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 348-351. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76775/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агрессии у детей подросткового возраста. Также в данной статье основными составляющими компонентами для рассмотрения психолого-педагогической литературы по агрессивному поведению у подростков являются виды,показатели,предпосылки, источники проявления агрессивности, психологические особенности и диагностические критерии.

Ключевые слова: агрессивное поведение, подросток, подростковый возраст, сторона родителей, проявление, девиантное поведение.

This article defines the psychological and pedagogical features of aggressive behavior in adolescents. The concepts of «aggression» and «aggressiveness» are considered, as well as Western and domestic authors who have directly studied the topic of aggression in adolescent children are highlighted. also in this article, the main components for the consideration of psychological and pedagogical literature on aggressive behavior in adolescents are the types, indicators, prerequisites, sources of aggression, psychological characteristics and diagnostic criteria.

Keywords: aggression, aggressiveness, adolescents, teenager, parenting, aggressive behavior, psychological features.

Преимущественной особенностью подросткового возраста является формирование характерологических, своеобразных качеств развития личности. Так, у подростков может системно наблюдаться оценивание себя как личности, других людей, происходит постоянная смена увлечений и жизненных интересов, тем самым происходит процесс углубленного изучения, познания своего «Я». Вместе с характерологическими качествами развития личности дети в подростковом возрасте становятся более уязвимыми в социальной среде, наряду с этим появляется вероятность проявления агрессивного поведения у подростков.

Возникает необходимость определения различных форм проявления агрессивного поведения. Агрессивное поведение в подростковом возрасте, как частая форма проявления, может сохраняться и в дальнейшем активно развиваться, преобразовываясь в непрерывное качество личности подростков. Именно поэтому проблема агрессивного поведения подростков особенно важна и актуальна в современном мире.

Как отмечают большинство педагогов и психологов в образовательных учреждениях, число агрессивных подростков с каждым годом становится значительно больше, возникают вопросы и затруднения в плане сотрудничества и обучения самих подростков, так как их поведение становится деструктивным, неуправляемым. Единственным психолого-педагогическим воздействием на агрессивных подростков является мера наказания, после которой подростки в некоторой степени могут быть прилежными в процессе обучения и соответственно поведение совпадает с правилами общественности. Именно такой вид психолого-педагогического воздействия не способствует их перевоспитанию и не изменяет поведенческие реакции агрессивных подростков в лучшую сторону, а скорее всего, может усиливать особенности проявления как открытой, так и закрытой форм агрессии.

В социальной среде развития и общения уровень проявления агрессивного поведения у подростков отмечается в первую очередь в степени социальной адаптации и соблюдении общественно-культурных установочных норм и правил поведения.

В западной психологии вопросами изучения проявления агрессии и агрессивности у детей и подростков занимались такие авторы, как Г. Лорено [1, c.160], Р. Бэрон [2, c.27], А. Бандура [3, c.202]. Также в отечественной психологии вопросы, которые посвящены изучению и рассмотрению проявления агрессии и агрессивности у детей в подростковом возрасте, встречаются в научных работах Л. М. Семенюк [4, c.19], Мухиной В. С. [5, c.42], И. А. Фурманова [6, c.107].

В психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Понятие «агрессия» рассматривается как проявление действий, поступков. В свою очередь, понятие «агрессивность» рассматривается как устойчивое проявление свойств личности, готовому к агрессивному, враждебному поведению.

Агрессия — (от лат. «agressio» — нападение) — представляет собой деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам общественного поведения, а также наносит физический, моральный вред человеку, обществу, образуя подавленность страх у людей [7, c.16].

Агрессивные подростки — категория детей, наиболее осуждаемая и отверженная со стороны родителей и взрослых. Отверженность от агрессивных подростков со стороны родителей и взрослых заключается в непонимании проявления агрессивного поведения, именно поэтому между подростками и взрослыми возрастает открытая неприязнь.

Необходимо отметить, что многие авторы разделяют понятия агрессии и агрессивного поведения. Агрессия является специфическим процессом, объединяющая организации и функциональные особенности поведения человека. Агрессивное поведение представляется, как структура, которая объединяет сложные компоненты психических свойств личности человека.

Как отмечает Э. Фромм, существует два главенствующих вида проявления агрессивного поведения у людей: «доброкачественная» и «злокачественная». «Доброкачественная» агрессия проявляется именно в истинный момент опасности, тем самым образуя защитный характер. «Злокачественная» агрессия является более жестокой, деструктивной, которая проявляет спонтанность в различных ситуациях [8, c.126].

Целесообразно отметить наиболее значимые, а также часто встречаемые виды проявления агрессивного поведения у подростков:

  1. Физическая агрессия (частое применение физической силы против кого-либо).
  2. Вербальная агрессия (общение с людьми на повышенных тонах, с применением ругани, угроз).
  3. Косвенная агрессия (скрытое проявление агрессии против кого-либо).
  4. Раздражительность (грубое отношение к чему-либо, к кому-либо).
  5. Негативизм (провокационное поведение, образующее враждебное отношение к другим людям) [9, c.55].

Исходя из выше охарактеризованных существенных видов проявления агрессивного поведения у подростков, можно отметить тот факт, что агрессия выражается в ответной форме человека на различные жизненные ситуации. В психофизиологическом плане агрессивное поведение, в большей степени вызывает чувство страха, стресс и др.

С психологической точки зрения агрессивное поведение у подростков может определяться как один из методов решения различных жизненных вопросов, которые, в первую очередь, связаны с ценностным отношением к себе как личности, стремлением повысить уровень самооценки, за счёт контроля над значимыми для них субъектами. Так, во многих жизненных обстоятельствах проявление агрессивного поведения у подростков является абсолютно естественным образом действий. Внутренние проявления агрессивного поведения, влияют только на самих подростков. Агрессивное поведение подростков чаще выступает как проблемное поведение в обществе.

В подростковом возрасте у девочек наиболее ярко выражены проявления агрессивного поведения, чем у мальчиков. Чаще всего у девочек проявляется скрытая форма агрессии, которая выражается сарказмом, поддразниванием детей младшего возраста и ненавистным обсуждением других людей. Приобретают подростки такое поведение чаще всего в учебном коллективе, на улицах, в семье. Подстрекают к проявлению агрессивного поведения среди подростков также социальные условия развития, межличностные взаимоотношения, общение с людьми постарше.

В числе взаимообусловленных разнообразных показателей агрессивного поведения у подростков можно выделить:

– личностно-ориентированный показатель, активно проявляющийся в выборе предпочтительных социальных взаимоотношениях с другими людьми, который затрагивает ценностные нормы социальной среды общения;

– специфический показатель, действие которого происходит на уровне психологических, биологических основах агрессивного поведения, усугубляющие адаптацию социального развития подростков;

– педагогический показатель, находит отражение в несовершенстве воспитательной работы в семье и школе;

– психологический показатель, выражается в неблагополучном отношении подростков со сверстниками, семьёй;

– совокупный показатель, определяется в неблагополучном социально-культурном условном развитии подростков [10, с.84].

В свою очередь проявление агрессивного поведения у подростков формируется тремя наиболее важными составляющими компонентами: когнитивный, импульсивный, целеустремлённый. Когнитивный компонент преобразует в себе осознанное понимание сложившейся ситуации, а также разграничение объекта и подтверждения непосредственных мотивов для проявления агрессивного поведения. Импульсивный компонент выражается в проявлении таких отрицательных эмоций как злость, гнев, презрение. И наконец, третий компонент — целеустремлённый представляет собой настойчивое, инициативное проявление каких либо действий.

Предпосылки каких-либо действий подростков, носящие агрессивный характер последствий, могут характеризоваться в таком образе как:

  1. Способ реализации значимой цели.
  2. Метод достижения желаемого, путём самоутверждения.
  3. Средство получения психологического расслабления.

Таким образом, рассмотрев и изучив психолого-педагогическую литературу агрессивного поведения среди подростков, нами были выделены источники получения знаний подростками о моделях поведения в различных ситуациях:

Первый источник — получение знаний подростками о моделях поведения преобладает в первую очередь в семье, в которой непосредственно может происходить неоднократное проявление агрессивного поведения, которое в свою очередь обеспечивается постоянством и закреплением такого рода ситуаций

Второй источник — прямое социальное взаимодействие подростков со сверстниками, познавая особенности агрессивного поведения.

Третий источник — приобретение подростками выраженных агрессивных поведенческих реакций символическими и жизненными примерами.

Поскольку именно в семейном воспитании и во взаимоотношении с родителями подростки подвержены первичной социализации, необходимо подробно рассмотреть показатели, которые преобразуют поведенческую модель агрессивного поведения в детско-родительских взаимоотношениях.

Показателями агрессивного поведения в данном случае являются:

– детско-родительские отношения;

– поведенческая реакция родителей на агрессивного поведения ребёнка;

– характерологические особенности взаимоотношений подростка с братьями, сёстрами.

Неблагополучные взаимоотношения подростков с одним или двумя родителями, где подростки ощущают себя в семье изгоями, негодными детьми, а также не чувствуют необходимую родительскую поддержку, заботу и любовь, то в таком случае происходит подверженность проявления высокого уровня агрессивности подростков по отношению к другим детям, а также к людям любой возрастной категории. Также с большей вероятностью у подростков формируется склонность к проявлению преступной деятельности и девиантному поведению среди сверстников.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что агрессивные подростки будут всячески стараться избавить себя от зависимого контроля со стороны родителей. Так избегая всяческого родительского контроля, поведенческие позиции подростков всё больше будут идентифицироваться с другими авторитетными для них подростками, друзьями. Вероятность проявления и закрепления агрессивного поведения у подростков становятся значительно выше. Такого рода проявления негативных поведенческих реакций со стороны агрессивных подростков свидетельствуют о получении безграничной свободы. Теряя контроль над воспитанием и поведением подростка, родители в дальнейшем не ожидают от них каких-либо достижений и выполнения обязанностей.

Целесообразно выделить следующие психологические особенности, которые порождают агрессивное поведение у подростков:

– слаборазвитые интеллектуальные особенности;

– низкий уровень самооценки;

– отсутствие развития деятельностных навыков;

– высокий уровень возбудимости нервной системы подростков, связанные с причинами каких-либо травм и болезней.

Также нами охарактеризованы диагностические критерии агрессивного поведения у подростков:

  1. Применение угроз в общении с другими людьми с помощью жестов и вербальных навыков.
  2. Организация физических драк среди молодёжи.
  3. Жестокое обращение к окружающим людям.
  4. Использование запрещённых предметов, которые могут нанести вред физическому здоровью человека.
  5. Совершение мелких краж.
  6. Вымогательство чужого имущества.
  7. Проявление различных форм девиантного поведения.
  8. Вандализм.
  9. Побеги из родительского дома.
  10. Намеренные побеги из учебных организаций.

Таким образом, анализ рассмотренной и изученной нами психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать выводы о том, что специфическими чертами проявления агрессивного поведения у подростков являются деструктивные поведенческие реакции отклоняющего вида, которые в большинстве случаев не соответствуют с нормативными установками и правилами поведения в общественной среде общения и культурной социализации развития личности. В большинстве случаев агрессивное поведение у подростков определяется как один из методов решения различных жизненных вопросов, а также стремлением повысить уровень самооценки, за счёт контроля над социальными субъектами.

Соответственно проявления агрессивного поведения у подростков, несомненно, способствуют формированию негативного оценивания и отчуждения со стороны родителей, общества, так как целенаправленная агрессия подростков может нанести моральный физический вред социальному окружению. Необходимо также заметить, что на сегодняшний день является действительным фактом того, что демонстративное поведение агрессии, насилия среди подростков, взрослых, в семье, на экранах телевидения, а также в СМИ наиболее часто способствуют высокому уровню проявления предпосылок агрессивного, девиантного поведения не только среди молодёжи, но и у других людей любой возрастной категории.

Литература:

  1. Лорено Г. Агрессия наших детей/ Г. Лорено; Перевод с англ. — М.: Издательский дом «ФОРУМ», 2017. — C.160.
  2. Р. Бэрон, Д.Ричардсон Агрессия: Учебное пособие для вузов. — СПБ: Питер, –2014.– C.27.
  3. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений/ Бандура А.; М.: Апрель Пресс: ЭКСМПРЕСС, 2015. — C.202.
  4. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции;Учебное пособие.– М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2015. –C.19.
  5. В. С. Мухина Детская психология. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО — Пресс, 1999. — C.42 (Серия «Мир психологии»).
  6. Фурманов И. А. Психология детей с нарушением поведения: Пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов; — М.: ВЛАДОС.2004. –C.107.
  7. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков Большой психологический словарь: Издание 4-е расширенное; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, СПБ: Москва,2008. –С.16.
  8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. –Л.: Лениздат, 2015. –C.126.
  9. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: Платонова Н.М:/ Учебное пособие.– СПб: Речь, 2006. — С.55.
  10. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — С.84.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, подросток, подростковый возраст, сторона родителей, девиантное поведение, проявление, психолого-педагогическая литература, уровень самооценки, агрессивное поведение подростков, возрастная категория.


Ключевые слова

девиантное поведение, подросток, подростковый возраст, агрессивное поведение, сторона родителей, проявление

Похожие статьи

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с помощью игры

В статье рассмотрены особенности агрессивного поведения младших школьников, причины возникновения агрессии у детей, последствия отсутствия коррекции агрессивного поведения. Раскрываются понятия «агрессия» и «агрессивное поведение». Рассмотрены возмож...

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные классификации агрессивного поведения, выявляются причины и факторы, способствующие формированию агрессивного поведения. Особое внимание уделяется видам коррекц...

Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних: система и субъекты профилактики

В данной научной статье рассмотрены основные элементы системы предупреждения девиантного поведения, приведены примеры разных форм девиантного поведения несовершеннолетних и опасность проявления негативного девиантного поведения как для самого несовер...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на развитие социального интеллекта ребёнка

В данной статье раскрывается феномен «социальный интеллект». Рассмотрены основные точки зрения отечественных авторов по данной проблеме. Охарактеризованы особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей подросткового возраста. ...

Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей подростков

В данной статье рассмотрены сущность понятия и виды рефлексии, обозначены рефлексивные способности и компоненты личности подростков, а также рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей, уровни и приемы организации...

Похожие статьи

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с помощью игры

В статье рассмотрены особенности агрессивного поведения младших школьников, причины возникновения агрессии у детей, последствия отсутствия коррекции агрессивного поведения. Раскрываются понятия «агрессия» и «агрессивное поведение». Рассмотрены возмож...

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные классификации агрессивного поведения, выявляются причины и факторы, способствующие формированию агрессивного поведения. Особое внимание уделяется видам коррекц...

Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних: система и субъекты профилактики

В данной научной статье рассмотрены основные элементы системы предупреждения девиантного поведения, приведены примеры разных форм девиантного поведения несовершеннолетних и опасность проявления негативного девиантного поведения как для самого несовер...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на развитие социального интеллекта ребёнка

В данной статье раскрывается феномен «социальный интеллект». Рассмотрены основные точки зрения отечественных авторов по данной проблеме. Охарактеризованы особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей подросткового возраста. ...

Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей подростков

В данной статье рассмотрены сущность понятия и виды рефлексии, обозначены рефлексивные способности и компоненты личности подростков, а также рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей, уровни и приемы организации...

Задать вопрос