Помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) — одна из актуальнейших проблем в российской специальной педагогике. В статье автор сообщает о результатах логопедического обследования детей в возрасте 4–5 лет с аутистическими симптомами в условиях логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи массового детского сад г. Кургана.
Ключевые слова: искаженное развитие, расстройства аутистического спектра, системное недоразвитие речи, дошкольное образование, коммуникация, речевоеразвитие.
Согласно В. В. Лебединскому, искаженное развитие характеризуется диспропорциональностью (асинхронией), включает в себя признаки ретардации и акселерации, что наиболее наглядно можно рассмотреть на примере расстройств аутистического спектра [4]. По Международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) расстройства аутистического спектра относятся к нарушениям психического развития и включают в себя 6 вариантов. По определению О. С. Никольской [5], расстройства аутистического спектра — нарушение развития психики, которое характеризуется расстройствами речевой и моторной сферы, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания (DSM-5), использующееся в США, определяет расстройства аутистического спектра согласно двум критериям: это спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов [8].
С точки зрения современных зарубежных исследователей [6], основная особенность речевого развития, которая не позволяет детям с РАС социально адаптироваться в среде сверстников — несформированность коммуникативной функции речи. Это проявляется трудностями в установлении эмоционального контакта и взаимодействия в игре, неумении понимать намерения других людей и пользоваться невербальной коммуникацией.
По данным Всемирной организации здравоохранения, численность людей с расстройством аутистического спектра в мире около 67 миллионов человек. По данным Центра медицинской и социальной реабилитации в Курганской области на начало 2020 года было зарегистрировано 127 детей с этим диагнозом [9].
Логопедическое обследование проводилось с использованием метода психолого-педагогического наблюдения, методики диагностики психофизических процессов и речевого развития О. А. Романович, Е. П. Кольцовой, скринингового метода оценки предречевого и речевого развития детей от 2 до 5 лет, Детской рейтинговой шкалы аутизма (CARS).
В период адаптации к детскому саду дети не проявляли тактильного контакта и не сразу шли на эмоциональный контакт. Далее контакт стал избирательным, но дети по-прежнему не участвуют в коллективных играх сверстников. У всех наблюдаются нарушения в поведении: неусидчивость, агрессивность, бурные эмоциональные реакции во время одевания, при нарушении привычного для них порядка вещей, отказ от приема пищи, трудности засыпания и пробуждения, нежелание участвовать в групповых занятиях, некоторая отрешенность и погруженность в собственные интересы [3, 6]. Дети предпочитают только интересные им занятия: конструирование, складывание пазлов, перебирание букв и цифр, игры с песком.
У детей наблюдается обостренное восприятие стимулов: тактильных прикосновений, манипуляций с мокрыми или холодными предметами, песком. Это может указывать на расстройство в обработке сенсорных стимулов [3]. В связи с этим для детей характерно повторяющееся поведение, или двигательные стереотипии. Это выражается в открывании и закрывании дверей, размахивании руками, раскачивании себя, повторении слов («далеко» и фраз («мама придет»), песенок, стихов, многократном повторении одной и той же игры (например, игры со шнуровками, пирамидкой, выкладывании в ряд по размеру или группировка по цветам игрушек), поведение, направленное на получение определенных ощущений (прикосновение к горячей лампочке).
Общее звучание речи у одних характеризуется монотонностью, механическим звучанием, повторением ранее услышанных фраз и вопросов с точным воспроизведением интонации. У других — вычурностью интонаций, чрезмерно тихим и чрезмерно высоким голосом. У третьих — неконтролируемая громкость голоса.
По результатам анализа анамнестических данных и данных из опросников для родителей, у детей наблюдалась задержка речевого развития, но она имела свои особенности. Экспрессивная речь отсутствовала и спонтанно восстановилась на пятом году жизни у одного из воспитанников. На данный момент его словарный запас выше возрастной нормы, ребенок запоминает слова глобально и таким образом читает, запоминает стихи и песенки, которые слышал на занятиях в детском саду и воспроизводит их в моменты эмоционального подъема или тревожности. Один из воспитанников запоминает большое количество цифр, не характерное для его возраста, автоматизировано воспроизводит порядковый и обратный счет в пределах ста, читает по слогам. Его очаровывают игрушки и предметы с цифрами и буквами, что указывает на гиперлексию и гиперкалькулию [3]. Явление объясняется акселерацией в результате изолированного развития отдельной психической функции, в данном случае слуховой и зрительной памяти [1, 4].
В речи преимущественно отмечается нарушение на прагматическом и семантическом уровне [3]. Импрессивная речь характеризуется сложностями в понимании вопросов, многоступенчатых инструкций, выражений со скрытым или переносным смыслом. В экспрессивной речи детей не наблюдается грубого аграмматизма, недостатка словарного запаса. Также отмечается сохранность фонематических процессов, в процессе формирования находятся навыки звукового анализа и синтеза, звуко-слоговой структуры слова. В произносительной стороне речи отмечаются искажения либо отсутствие сонорных и шипящих звуков. Однако характерно отсутствие в речи личных местоимений, ответы о себе в 3-м лице, эхолалии, речевые штампы, эгоцентрическая речь, нарушение пространственно-временных представлений. Таким образом, речь детей не направлена на поддержание диалога, передачу или усвоение информации, то есть не выполняет коммуникативной функции. Вместе с тем дети испытывают трудности в понимании эмоций и намерений других людей. Характерно также отсутствие невербальной коммуникации: дети не используют жесты — указательный жест, жесты отрицания, согласия, просьбы, приветствия и другие.
Такие проявления в устной речи детей можно охарактеризовать как семантико-прагматическое нарушение речи [3, 7]. Данный термин был принят зарубежными исследователями Rapin и Allen в 1983 г. По мнению отечественных исследователей это нарушение речи вызвано дефицитом социальных способностей [3].
С. Н. Викжанович определяет нарушение речи при РАС как системное недоразвитие речи и выделяет 3 уровня [2]. Таким образом, в результате логопедической диагностики были сформулированы логопедические заключения: системное недоразвитие речи (II уровень), системное недоразвитие речи (III уровень). Воспитанникам рекомендован индивидуальный образовательный маршрут для эффективной социальной адаптации и усвоения программы дошкольного образования по всем направлениям: речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное развитие.
Литература:
- Бардышевская М. К. Искаженный дизонтогенез: развитие идей В. В. Лебединского / М. К. Бардышевская // Педиатр. — 2015. — Том VI, № 4. — С. 85–89.
- Викжанович С. Н. Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектра // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2015. — № 8 (52). — С. 294–304.
- Заваденко Н. Н., Печатникова Н. Л., Симашкова Н. В., Заваденко А. Н., Орлова К. А. Неврологические нарушения у детей с аутизмом. // Российский вестник перинатологии и педиатрии — 2015. — № 2. — С. 14–21.
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
- Никольская О. С. (в соавторстве: Баенская Е. Р., Либлинг М. М.) Аутичный ребёнок. Пути помощи. — М.: Теривинф; 2012. — 341 с.
- Салли, Д. Р. ДЕНВЕРСКАЯ МОДЕЛЬ раннего вмешательства для детей с аутизмом / Д. Р. Салли, Дж. Доусон, Лори, А. Висмара. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. — 129 c.
- Франческа Аппе «Введение в психологическую теорию аутизма». Введение в психологическую теорию аутизма / Франческа
- Аппе; [пер. с англ. Д. В. Ермолаева].— Москва: Теревинф, 2006.— 216 с.
- Расстройство аутистического спектра в DSM-5. // https://aspergers.ru: [Электронный ресурс].
- В Кургане зарегистрировано 127 детей с аутизмом. // Сайт городской газеты «Курган и курганцы»: [Электронный ресурс].