В настоящей статье исследован процесс формирования в России института защиты прав потребителей. Автором были рассмотрены особенности нормативно-правового регулирования данного института в разные исторические периоды.
Ключевые слова: защита прав потребителей; международная защита прав потребителей; консьюмеризм.
Законодательство, направленное на защиту прав потребителей, возникло в России относительно недавно — в начале 1990-х годов в результате принятия Закона «О защите прав потребителей».
До этого отношения по удовлетворению потребностей граждан регулировались в основном кодифицированным гражданским законодательством, которое предназначалось для установления общих положений и призванное служить базой для отраслевого законодательства. Очевидно, что общими положениями специфические потребительские отношения не могли быть урегулированы.
Однако сложившаяся ситуация долгое время не сдвигалась с места по той простой причине, что в советской действительности отсутствовала та экономическая основа, побудившая создать условия для дополнительной защиты граждан-потребителей, как особых участников гражданских правоотношений.
В условиях западных капиталистических отношений произошла частная монополизация производства и торговли, что заставило правительственные структуры прибегнуть к мерам государственного регулирования, принять законодательство, цель которого состояла в прямом вторжении в частно-правовые договорные отношения сторон, чтобы защитить одну из них — потребителя, как слабую и незащищенную сторону.
Еще одна специфическая особенность правового регулирования рассматриваемой области состояла в множественности подзаконных актов, которые регламентировали отдельные сферы взаимоотношений с участием потребителей. Интересно, что в ведомственных актах, как правило, содержались нормы, ущемлявшие интересы потребителей, а в отдельных случаях нормы подзаконных актов прямо противоречили действовавшему законодательству [3, c. 20].Существовавшее в то время законодательство не в полной мере соответствовало положениям международного права, несмотря на то, что 9 апреля 1985 г. были единогласно приняты Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. Проблема заключалась в том, что признанные на международном уровне прав потребителей либо не были отражены законодательно, либо получили законодательное закрепление, однако на практике не могли быть реализованы, поскольку не имели механизма защиты в случае их нарушения. Таким образом, присоединение к Руководящим принципам и признание прав потребителя носило декларативный характер, механизм их реализации был безжизненным [1, c. 24].
Помимо этого, в стране не была сформирована система для защиты потребителей со стороны государства, поэтому права потребителя на информацию, безопасность, удовлетворительное качество нарушались, потребителям навязывались дополнительные товары и услуги, которые не пользовались спросом, что очевидно нарушало принципы правовой защиты потребителей.
Вместе с тем, в международном праве сложилось значительное число принципов и норм, так или иначе признаваемых всем или почти всем международным сообществом государств и называемых нормами общего международного права, общими, универсальными принципами и нормами международного права. Под общепризнанными принципами и нормами понимаются принципы и нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. Каждая норма и принцип должны быть признаны обязательными и в РФ. Без такого признания они не могут являться частью ее правовой системы.
В рамках ООН вопрос о защите прав потребителей впервые был рассмотрен в резолюции экономического и Социального Совета ООН 1977 года, в которой были рассмотрены организационные и правовые меры по защите индивидуальных потребителей на национальном уровне и координировались они в рамках ООН. Руководящие принципы по защите прав потребителей (резолюция № 248), принятые ООН 09.04.1985 г. [2]. Принятые руководящие принципы устанавливают восемь основных прав потребителей, которые расширяют вышеупомянутые права — обучение потребителей, удовлетворение основных потребностей, качество и компенсация убытков.
Руководящие принципы ООН не носят обязательного характера, но признаются большинством стран мира. Они стали методологической основой для национальных потребительских организаций, ориентиром для административных и судебных инстанций государств, заложили предпосылки для дальнейшего углубления международного движения потребителей. Документ стал мощным стимулом для дальнейшей активизации потребительского движения в экономически развитых странах, а также для формирования и развития движения по защите прав потребителей в развивающихся странах и в постсоциалистических государствах.
Говоря о развитии законодательства о защите прав потребителей на международной арене, следует упомянуть новую редакцию руководящих принципов ООН по защите прав потребителей, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2015 года введение новых разделов о справедливой деловой практике для разрешения споров, а также регулирование защиты прав потребителей в таких областях, как электронная торговля, финансовые услуги и туризм, привело к широкому обсуждению и обсуждению среди профессионалов. На практике отсутствие должного правового регулирования порождает многочисленные нарушения в отношениях между потребителями и продавцами (производителями, поставщиками услуг).
В настоящее время в российском правовом поле сформирована система иерархично выстроенных нормативных актов, регулирующих правоотношения с участием потребителя, закрепляющих гарантии их реализации. Действующий в настоящее время Закон РФ «О защите прав потребителей» установил понятие «потребителя», закрепил основные права потребителя, задекларированные на международном уровне, определил систему нормативных актов, регулирующих правоотношения с участием потребителя. Важным новшеством законодательства о защите прав потребителей стало установление повышенной защиты потребителей от причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу товарами, услугами. Для этого Закон установил десятилетний срок ответственности изготовителя, которую он несет перед потребителем или третьими лицами.
Дополнительная реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей, реализуется в рамках Стратегии, которая предусматривает повышение значения претензионного порядка разрешения споров, более активного участия общественных организаций, и просвещение граждан в рассматриваемой сфере.
Таким образом, в связи с развитием в России рыночных механизмов экономики, увеличением участия страны в экономических и информационных процессах на международном уровне, движение консьюмеризма начало формироваться и в России — условия «дикого рынка», свобода предпринимательской деятельности, тотальный дефицит, отсутствие культуры потребления остро продемонстрировали необходимость специального законодательства.
Литература:
- Губенко Н. Н., Писаревский Е. Л. Законодательство о туризме в Российской Федерации и за рубежом. Состояние и перспективы / Н. Н. Губенко, Е. Л. Писаревский // Экономика и право. 2015. № 9. — С. 24
- Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (приняты 09.04.1985 Резолюцией 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Генеральная Ассамблея организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. URL:http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/ GEN/NR0/4. IMG/NR046725.pdf?0penElement (дата обращения 12.12.2020).
- Шашкова Л. А. Развитие законодательства о потребительских правах. // Адвокат. 2015. № 9. — С. 20