Основной документ, регламентирующий деятельность образовательных организаций, Закон «Об образовании РФ» провозглашает одним из принципов управления автономию образовательной организации. Так, в части 9 статьи 3 Закона N 273-ФЗ автономия образовательных образований названа среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Кроме того, в статье 28 Закона «Об образовании РФ» раскрывается понятие автономии, под которой подразумевается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации [5; 21]. Реализация направлений самостоятельной деятельности организации становится возможной только при наличии четкой траектории движения образовательного учреждения и слаженному взаимодействию трудового коллектива, что невозможно без благоприятного социально-психологического климата. Актуальность проблемы исследования социально-психологического климата также обуславливается возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность, усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их притязаний.
Социально-психологический климат — это комплексная характеристика состояния трудового коллектива, которая является достаточно подвижной, но при этом стремится к стабильности. Наличие совокупности различных свойств не дает возможности измерить социально-психологический климат единым индикатором или одной методикой. Для последующей оценки социально-психологического климата образовательного учреждения необходимо дать толкование данному понятию, очертить ряд свойств, которыми обладает данный феномен. Выделенные же свойства лягут в основу разработки критериальной базы оценивания социально-психологического климата. Итак, социально-психологический климат:
− преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности;
− имеет двунаправленность, так как, с одной стороны, формируется на основе эмоциональных и трудовых отношений в группе, индивидуальных ценностных ориентации, с другой стороны, сам определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к своему труду, ко всем другим формам жизнедеятельности;
− представляет собой обобщенную, интегральную характеристику психологического состояния всех проявлений жизни коллектива;
− имеет ситуативный характер, требует длительного исследования для выявления относительно постоянных характеристик;
− структура проявлений социально-психологического климата состоит в отношении людей друг к другу, к общему делу, к миру и к самому себе [4;279].
Следует обратить внимание, что оценка социально-психологического климата, в первую очередь, должна осуществляться через призму специфики работы отдельной организации. Социально-психологический климат образовательного учреждения направлен на реализацию следующих функций:
− консолидирующая, которая заключается в сплочении его членов, в объединении усилий для решения учебно-воспитательных задач. Данная функция особенно важна для педагогических коллективов, ведь лишь единый взгляд на цели образовательного учреждения способен повлиять на выработку единой образовательной траектории, что провоцирует, в свою очередь, повышение качества образования.
− стимулирующая, которая отвечает за создание «эмоциональных потенциалов» коллектива, его жизненной энергии, реализуемой в педагогической деятельности. С этой функцией тесно связаны понятия «профессиональное выгорание» и «педагогическая деформация», происходящие, во многом, по причине цикличности и повторяемости педагогической деятельности. Создание «эмоциональных потенциалов» в деятельности работников педагогической организации осложняется тем, что мотивировать представителей коллектива возможно, в большей степени, с использованием моральных, а не материальных стимулов.
− стабилизирующая, обеспечивающая устойчивость внутриколлективных отношений и создающая необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Учитывая, что в современном образовании бытует тенденция обновления педагогических кадров, обусловленная рядом причин, данная функция приобретает определяющее значение;
− регулирующая, которая проявляется в утверждении норм взаимоотношений, этической оценке поведения членов коллектива. Эта функция является проблемным полем для размышлений и споров, ведь именно педагогическая деятельность имеет устойчивую, во многом, консервативную, морально-этическую основу, порой разнящуюся с современными нравственными веяниями. [2;40]
На формирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе влияет ряд факторов, к ним относятся те, что зависят от особенностей стратегии управления в организации, и те, что являются относительно независимыми:
- Социально-психологическая совместимость членов коллектива. Этот фактор тесным образом связан с личностными особенностями каждого работника (например, темперамент, уровень эмпатических способностей, ценностные ориентиры и т. д.);
- Стиль управления коллективом, выражающийся в проявлении дистанции между администрацией и рабочим коллективом, в особенностях построения межличностных и деловых отношений между администрацией и коллективом;
- Система оплаты труда, своевременное получение заработной платы.
- Успешный/неуспешный ход учебно-воспитательной деятельности. Данный фактор имеет разноплановое выражение, связан и с творческой реализацией педагогов, и с возможностью карьерного, профессионального роста, и с построением доброжелательных отношений с воспитанниками, родителями;
- Применяемые способы поощрений и наказаний. В данном случае, важным является не только принятие и положительная оценка результатов труда администрацией, но и коллективом в целом;
- Условия труда и оборудование рабочих мест, зависящие от уровня материально-технического обеспечения всей организации;
- Характер коммуникаций и информированность коллектива;
- Обстановка в семье, вне работы.
Говоря о роли социально-психологического климата необходимо учитывать, что в основе анализа всегда будут рассматриваться два условных субъекта «коллектив», «личность», наделенные определенными признаками. Но это не говорит о том, что на формирование «микроклимата» не будут влиять внешние условия — «макроклимат»: это и динамика работы всей организации, а в глобальном смысле, и состояние общества (социально-экономические, культурные особенности, социальные гарантии и т. д.).
Таким образом, стабильно положительный социально-психологический климат, главным образом, будет продуцировать такие групповые эффекты, как сплоченность; взаимная совместимость; состояние уровня идентификации, понимаемое как сознательное; внутренне мотивированное принятие членов группы, целей, ценностей и норм групповой жизни.
По мнению Машкова В. Н., «психологический климат — это складывающаяся в трудовом коллективе эмоциональная атмосфера, комфортная или дискомфортная для его членов» [3;43]. Позитивный социально-психологический климат лежит в основе удовлетворенности сотрудников совместной деятельностью, коммуникациями и отношениями в группе, а также является обязательной составляющей повышения результативности работы.
Литература:
- Волчкова, В. И. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе/В. И. Волчкова//Высшее образование в России.- 2009. — № 1. — с. 167–170.
- Каратаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/Е. В. Каратаева. — М.: Профит Стайл, 2007. — 224 с.
- Машков, В. Н. Психология управления [Текст]: учебное пособие 2-ое издание/В. Н. Машков. -СПб., 2002. — 254с
- Парыгин, Б. Д. Соܙциальноܙ-психоܙлоܙгический климат коܙллектива/Б. Д. Парыгин.- М., 2013. — 339 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета.- 2012.- № 303.