В статье рассматривается психологический портрет государственного служащего в социальных сетях. Автором отражены основные качества государственных служащих, необходимые для повышения доверия граждан и привлечения аудитории в социальных сетях. На основании анализа внесенных изменений о предоставлении сведений о государственных служащих в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сделан вывод о необходимости разделения частной жизни и служебной деятельности в социальных сетях.
Ключевые слова: государственный служащий, социальные сети, государственная гражданская служба, SMM, психологический портрет, представитель власти.
В соответствии со вступившими с 1 января 2019 года в силу изменениями в Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должности гражданской службы, а также гражданские служащие обязаны представлять сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых указанные граждане размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать [1]. Данная информация предоставляется претендентами на замещение должности гражданской службы за три календарных года, предшествующих году поступления на службу и ежегодно не позднее 1 апреля государственными служащими.
По мнению законодателя вводимые изменения обеспечат соблюдение правил профессиональной этики и соответствие поведения государственных служащих требованиям, предъявляемым к замещающим должностям, а также снизят коррупционные риски. Согласно статье 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни [2]. С одной стороны, государство старается не терять авторитет в лице своих представителей, но с другой стороны вопрос о нарушении конституционных прав государственных служащих остается открытым.
Огромное влияние интернета и социальных сетей на общественное мнение неоспоримо. Согласно статистике 20 из 100 самых посещаемых сайтов в мире — это социальные сети, еще 60 также в какой-то степени социализированы [3]. Уровень доверия граждан к представителям власти довольно низок, население повсеместно критикует власть, обвиняет в коррупции и недостойном поведении. По нашему мнению, социальные сети — это отличный инструмент для обеспечения взаимодействия государства (через своих представителей) и граждан, а также повышения репутации органов государственной власти посредством прозрачности деятельности государственных служащих.
Для начала, во избежание неподобающего поведения со стороны государственных служащих в социальных сетях, то есть нарушения ими общепринятых норм морали и нравственности, а также нарушения служебной этики и требований, необходимо регламентировать психологический портрет государственного служащего в социальных сетях, включающий в себя следующие качества:
Во-первых, необходимо четко разграничивать сферу служебной деятельности и сферу личной жизни. Размещение общедоступной информации не должно быть сопряжено с освещением осуществления государственным служащим властных полномочий, связанных с конфиденциальной информацией.
Во-вторых, социальные сети предполагают обсуждение многих вопросов, в частности затрагивающих эффективность деятельности органов государственной власти. Желательно от неконструктивных обсуждений воздерживаться, тем самым избегая конфликтных ситуаций или высказывать свою точку зрения сдержанно и тактично, уважая и принимая во внимание другие точки зрения. В последнее время участились случаи, когда необдуманное и резкое высказывание государственного служащего приводило к возмущению со стороны граждан и убеждению в отсутствии их заинтересованности в решении значимых вопросов.
В-третьих, недопустимо любое проявление противоправного поведения. Противоправность, в частности может проявляться в поддержании сообществ экстремисткой направленности, открытом антигуманном отношении государственного служащего к отдельным категориям лиц и любых других действиях, нарушающих права и свободы граждан.
В-четвертых, государственному служащему необходимо осознавать свою авторитетность, а также личную ответственность перед обществом и государством, которые, в свою очередь, предполагают скромное и примерное поведение, соответствующее должностному положению.
В-пятых, одним из наиболее востребованных качеств государственных служащих является их профессионализм, выражающийся в разъяснении каких-либо вопросов, вызывающих затруднение у граждан, не обладающих достаточной компетенцией.
В-шестых, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам также выступает в качестве необходимого элемента психологического портрета государственного служащего в социальных сетях. Представитель власти не должен отдавать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям, а также не должен допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций.
Помимо регламентации «портрета» государственного служащего в социальных сетях, по нашему мнению, необходимо поднимать популярность органов государственной власти с помощью инструментов Social Media Marketing (SMM). Под SMM стоит понимать комплекс мероприятий по использованию социальных платформ в качестве каналов для продвижения компаний [4], в частности органов государственной власти через их представителей, а это в свою очередь, обеспечит эффективное взаимодействие народа с государственными служащими, а также повысит уровень доверия граждан.
Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях быстрого развития сети Интернет, в частности социальных сетей и их влияния на формирование общественного мнения, необходимо регламентировать поведение государственных служащих и обеспечить эффективное взаимодействие с гражданами с использованием инструментов Social Media Marketing в целях повышения уровня доверия к представителям власти. Что касается личных профилей гражданских служащих, содержащих контент, касающийся их частной жизни, то в данном случае, конечно, нежелательно публиковать информацию в общий доступ. Именно поэтому большинство государственных служащих создают профили не под своими именами и закрывают аккаунты, обеспечивая их конфиденциальность, то есть исключают возможность их идентификации. На наш взгляд, введенные в Федеральный закон «О государственной гражданской службе» изменения, касающиеся предоставления сведений о деятельности государственных служащих в социальных сетях вряд ли можно рассматривать как нарушение права на неприкосновенность частной жизни, поскольку лица, замещающие должности гражданской службы, действуют от имени государства и в силу своего должностного положения и авторитетности обязаны соблюдать требования к поведению, устанавливаемые кодексами этики не только в плоскости служебной деятельности, но и в социальных сетях.
Литература:
- О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.
- Все о социальных сетях. Влияние на человека. Проблема социальных сетей [Электронный ресурс]. URL: http://www.seonews.ru/columns/detail/122951.php (дата обращения 17.12.2020 г.).
- Что такое SMM? [Электронный ресурс]. URL: https://sendpulse.com/ru/support/glossary/social-media-marketing (дата обращения 17.12.2020 г.).