В статье автор пытаетсяописать роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании.
Ключевые слова: молодое поколение, педагогический процесс, российское образование, современное образование, огромный поток информации, навык использования, сфера образования
Начиная с 90-х годов XX века, российское образование находится в поиске своего индивидуального пути развития, которое должно будет заменить советскую систему. Одним из важных показателей трансформации российского образования является влияние научно-технического прогресса на педагогический процесс, который ставит перед школой новые цели и задачи в области информатизации, как образования, так и просвещения молодого поколения.
За последние 10 лет процесс информатизации в образовательной среде вышел на первый план, это можно заметить по: увеличению материально-технической базы в учреждениях, развитие образовательных форумов, библиотек и сайтов, увеличение количества работ на персональных компьютерах и т. д. Главная цель информатизации современного образования заключается в том, чтобы обеспечить сферу образования методологией и практикой использования средств информационно-коммуникативных технологий, направленных на реализацию педагогического процесса [1].
На сегодняшний день информатизация образования выполняет несколько важных функций, которые вытекают друг из друга:
- Развивает информационную культуру, то есть помогает разным половозрастным группам приобретать навыки использования информационно-коммуникативных технологий для эффективной работы, как в образовательном процессе, так и в повседневной жизни.
- Повышается уровень эффективности образования, что положительно сказывается на педагогическом процессе: появление информационной техники позволяет более детально познавать ту область знания, которая интересна учащемуся.
- Современное образование становится гибким и доступным, наглядный тому пример появление дистанционного образования, которое позволяет каждому получить базовые навыки и знания. Появление различных курсов и порталов, нацеленных на повышение и закрепления уровня знаний [2].
Однако у процесса информатизации образования есть множество плюсов и минусов:
- Для преподавателей. С одной стороны, информатизация дает возможность создания интерактивных уроков и консультаций, при использовании нового материала из сети интернет. С другой стороны, информатизация негативно повлияла на рабочий день преподавателя — увеличение количества документооборота, загружает его рабочий день [3].
- Для детей и студентов. С одной стороны, молодое поколение приобретает навыки использования базовых программ и сети интернет, для поиска информации и выполнения заданий. С другой стороны, это негативно влияет на развитие интеллекта и формирование определенных навыков, так как огромный поток информации не позволяет в должной мере осуществлять поставленную перед молодым человеком задачу [4].
Отсюда мы можем сделать вывод, что недостаточно оптимизированный процесс для преподавателей и отсутствие фильтра информации у молодого поколения негативно сказывается на имидже информатизации. Отсутствие времени у преподавателей затрудняет разработку и создание нового интересного занятия, а у детей огромный поток информации не позволяет сформировать навыки для его фильтрации и затрудняет его использование.
Однако, информатизация — это не негативный процесс образования, проблема заключается в том, что для его эффективного функционирования требуется больше 10 лет, для того чтобы он смог оформиться и сформировать свои методики по решению возникающих проблем и конфликтов в сфере образования, то есть будет сформирована единая информационная среда, которая уже есть в некоторых школах и вузах. Под ней понимается автоматизированная система, которая непосредственно влияет на получение знаний, а также на социализацию и адаптацию к быстро меняющемуся миру, но не на процесс образования и воспитания. Главная цель такой среды получение и распространение не только корпоративной информации учреждения, но и также информационных материалов, направленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала молодых людей [5].
Таким образом, информатизация — это неотъемлемый процесс современного российского образования, направленный на повышение уровня коммуникации между сотрудниками и учениками/студентами, а также непосредственно влияющий на социализацию и адаптацию молодых людей в образовательном учреждении. Также данный процесс помогает молодым людям интегрироваться в современное информационное общество, развивать свои навыки и умения для эффективного существования в социуме. Можно с уверенностью заявить, что данная тенденция будет развиваться в положительную сторону, улучшая сервисы и услуги.
Литература:
- Урсова О. В. К вопросу о формировании и развитии ИКТ-компетентности учителя-предметника // Развитие региональной образовательной информационной среды «РОИС-2006»: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (http://rois.loiro.ru). — Санкт-Петербург, 2006.
- Конюшенко С. М. Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека // Информатика и образование. — 2004. — № 7.
- Курова, Н. Н. Информационная среда образовательного учреждения — фактор управления процессом информатизации образования в школе [Текст] / Н. Н. Курова // Вопросы Интернет-образования. — 2005. — № 32.
- Роберт, И. В. Информационные технологии в науке и образовании [Текст] / И. В. Роберт, П. И. Самойленко. — М: Школа-Пресс, 2002
- Захарова, Г. И. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01: / Г. И. Захарова — Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 2003. — 46 c.