Электронное правительство представляет собой пакет технологий и набор организационных мер, имеющих нормативно-правовое обеспечение. Основная задача этого направления — предоставление цифрового взаимодействия между органами государственной власти различных уровней, гражданами, а также другими субъектами экономики. При этом личное взаимодействие между участниками минимизировано, используются информационные и мобильные технологии, интернет.
Электронное правительство выступает частью мероприятий, имеющих отношение к административной реформе, основная задача которой развитие цифровой экономики. Данные мероприятия способствуют повышению эффективности функционирования экономики страны, созданию условий для свободного доступа к информации и необходимым услугам.
Анализ теоретической сущности электронного правительства позволил выделить его основные задачи, среди которых присутствуют следующие:
− оптимизация текущих форм взаимодействия государственных органов, создание новых;
− оптимизация процесса предоставления правительственных услуг различным субъектам (в том числе населению и бизнесу);
− осуществление поддержки населения, модернизация сектора самообслуживания;
− информирование и поддержание осведомлённости граждан по технологическим вопросам;
− уменьшение воздействия географического фактора (отсутствует необходимость привязки к конкретному субъекту РФ).
На основании вышеуказанных задач электронное правительство обеспечивает:
− эффективное и менее затратное администрирование;
− кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;
− совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.
На современном этапе выделяют четыре сферы функционирования электронного правительства. Во-первых, предоставление электронных услуг. Это означает, что желающие могут получить нужную информацию, программы, стратегии и услуги круглосуточно в любой день. К данной категории также относят доступ к разным службам, оказание услуг в электронной форме и т. д.
Во-вторых, электронное управление (наличие внутренних информационных систем, позволяющих поддерживать управленческо-административные функции государственных учреждений).
В-третьих, развитие электронной демократии. Данное направление реализуется посредством использования информационных технологий в качестве инструмента, помогающего устанавливать приоритеты политики страны, формировать политические меры, а также принимать непосредственное участие в их внедрении в консультационной форме. Это возможно, например, посредством осуществления электронных консультаций или голосования. Данное направление относится в первую очередь к тем мероприятиям, которые повышают степень участия граждан в городских собраниях (в том числе виртуальных), опросах и форумах, необходимых для дальнейшего развития и эффективного функционирования государственного аппарата.
В-четвёртых, не стоит забывать и об электронной коммерции, которая предполагает обмен денег на правительственные товары или услуги посредством интернета. В качестве примеров выступают: уплата налогов и услуг ЖКУ, продление регистрации транспортных средств. Правительство, в свою очередь, осуществляет электронные государственные закупки, тем самым приобретая необходимый для работы инвентарь.
На основе вышесказанного были сформулированы основные виды взаимодействия электронного правительства и субъектов:
− между государством и гражданами;
− между государством и бизнесом;
− между различными представителями и уровнями органов государственной власти;
− между государством и государственными служащими.
Сама концепция электронного правительства обладает как положительными, так и отрицательными моментами. Некоторые из них представлены в таблице 1.
Таблица 1
Положительные и отрицательные аспекты функционирования электронного правительства [2; 3, с. 69]
Критерий |
Характеристика |
|
Преимущества |
Оперативность |
Увеличение скорости оказываемых услуг (например, быстрое получение справок) |
Снижение уровня коррупции |
Отсутствует непосредственный контакт с должностными лицами |
|
Удобство |
Отсутствует необходимость посещать государственные структуры: все операции можно совершать из дома с помощью личного кабинета |
|
Разгрузка традиционной системы администрирования |
Снижение очередей в отделениях оказания государственных услуг |
|
Универсальность |
Увеличение количества услуг, предоставляемых дистанционно |
|
Недостатки |
Ограниченность |
Ограниченный объём услуг и ограниченный круг людей, использующих данный сервис |
Сбой работы программы |
Возможность сбоя или возникновение ошибки по причине воздействия человеческого фактора |
|
Негативный человеческий фактор |
Согласно исследованию портала «БалтИнфо», система электронного правительства не сможет повлиять на отношение чиновников, которые смогут также присылать отписки, но уже в электронном виде. |
Проведённый анализ свидетельствует о том, что электронное правительство не является аналогом или дополнением традиционного правительства. Электронное правительство выступает лишь как новый эффективный способ взаимодействия между различными субъектами и государством. Данное взаимодействие базируется на основе информационных технологий, что позволяет повысить эффективность предоставления государственных услуг.
На основе вышесказанного были сформулированы основные цели электронного правительства:
− оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
− поддержка и предоставление возможности самообслуживания граждан;
− рост технологической осведомлённости и квалификации граждан;
− снижение воздействия географического фактора.
Таким образом, электронное правительство необходимо для проведения преобразований, с целью повышения доступности для населения, а также повышения эффективности работы государственного аппарата. Электронное правительство позволит стимулировать содействие гражданского участия в государственной жизни, поскольку данный канал является более удобным способом взаимодействия, при котором снижается риск возникновения коррупционных действий.
Подводя итоги, необходимо отметить, что электронное правительство должно обеспечить более эффективное, но в то же время менее затратное администрирование. В качестве результата выступит кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством и, как следствие, улучшение демократии и повышение ответственности власти перед населением.
Литература:
- Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 N 8-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный источник] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/. Дата обращения: 17.12.2020.
- BaltInfo: Балтийское информационное агентство [Электронный источник]. — URL: http://www.baltinfo.ru/. Дата обращения 17.12.2020.
- Черемных В. Ю., Яковлев Л. С. Электронное правительство: модели и перспективы // Вестник Поволжского института управления 2017. Том 17. № 1. — С. 68–74.