Незнакомый для науки вирус COVID-19 весной 2020 года нанес сокрушительный удар по всем сферам деятельности: будь то экономика, медицина, промышленность, образование и прочее. К имевшему место развитию событий (самоизоляция, удаленный режим работы) не все были готовы. В то же время пандемия коронавируса явилась стимулом для настройки практически всех процессов жизнедеятельности любой организации, в том числе и вуза, с использованием цифровых технологий. Стоит обратить внимание на тот факт, что университеты России, находящиеся в последние несколько лет в ситуации трансформации, осваивающие новые форматы организации образовательного процесса, в том числе дистанционные образовательные технологии, активно внедряющие цифровые продукты при настройке иных базовых процессов университета, смогли в максимально короткие сроки создать условия для функционирования электронной образовательной среды, перевести службы университета в режим электронного документирования и активного пользования имеющихся корпоративных сервисов (система электронного документооборота, электронная почта, образовательные платформы, телефония). Всем субъектам образовательной деятельности пришлось срочно осваивать дистанционное обучение, а специалистам кадровой службы находить новые способы документирования основных кадровых процедур, в том числе при подготовке и проведении конкурсного отбора на замещение вакансий профессорского-преподавательского состава. «Ведите только те документы, которые требует закон. Никакой самодеятельности, если не хотите проблем», — настаивают некоторые эксперты. А как поступать, если нет готового решения, если еще непонятно, как будет развиваться ситуация с пандемией COVID-19?
Вузы оказались в начале пандемии в сложнейшей ситуации при организации и документировании процедур конкурсного отбора, об опыте выхода из нее Тюменского государственного университета мы и поговорим в этой статье.
Как известно, заключению трудового договора на замещение должности сотрудников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу в учреждениях высшего образования, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Процедура конкурса проводится в соответствии со ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации и определена Положением о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу от 23.07.2015 [1; 2]. Наряду с этим, в пункте 17 Положения говорятся о том, что конкурс на вакантные должности не проводится при переводе педагогического работника с его согласия, в том числе в связи с реорганизацией организации или ее структурного подразделения и (или) сокращением численности (штата), на должность аналогичную или нижестоящую по отношению к занимаемой им должности в том же структурном подразделении или при переводе в другое структурное подразделение до окончания срока трудового договора [2].
С целью сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности педагогического работника без условия прохождения конкурсного отбора на замещение соответствующей должности по совместительству, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу. Кадровая служба вуза оформляет в обычной ситуации документы на бумаге, знакомит с ними сотрудников под роспись. Но с приходом пандемии COVID-19 все изменилось, работники переведены на удаленку, часть находится на самоизоляции, как реализовать привычные процедуры? Именно с этой проблемой столкнулись практически все кадровые службы страны, вузы не стали исключением. Электронных документов в отделе кадров почти нет, на электронную трудовую с начала года по статистике перешли единицы. Возникли насущные вопросы: как вести переписку с кандидатами на должность, как принимать документы на конкурс от штатных сотрудников, а от сторонних и от иностранных граждан, как проводить сам конкурс и документировать его результаты?
В обычной ситуации в соответствии с Положением порядок проведения конкурса предполагает подготовку, организацию и проведение следующих процессов: объявление конкурса, прием документов для участия в конкурсе, рассмотрение кандидатур претендентов на замещение должностей профессорско-преподавательского состава, избрание по конкурсу и принятие решение по каждой кандидатуре [2]. Практика показала, что не все российские образовательные организации смогли обеспечить штатный дистанционный режим работы ввиду отсутствия нужной инфраструктуры [3]. Тюменский государственный университет активно применяет новые информационные технологии в обучении, поэтому к началу пандемии вуз подошел уже с определенным комплексом знаний и практических навыков организации обучения в электронной образовательной среде, что способствовало более быстрому и менее болезненному переходу к дистанционному формату работы.
На основании приказов врио ректора университета образовательный процесс был перенесен в онлайн-формат на платформу MS Teams (продукт Microsoft Office 365) — единая площадка для совместной работы сразу несколькими пользователями [4]. Данный сервис, который является частью облачной платформы Office365, позволяет организовать онлайн обучение, совместную работу и взаимодействие между структурными подразделениями органов управления и преподавателями. К основным возможностям MS Teams можно отнести создание Команды для организации конференции в группах предоставление участникам доступа к материалам и файлам. Кроме того, MS Teams позволяет создавать виртуальные классы, предоставляя студентам возможность делать презентации или совместно пользоваться цифровой доской, чатом, аудио или видео, а также организовывать проведение вебинаров, видео-лекций или практических онлайн семинаров, которые могут быть записаны для просмотра в офлайн режиме.
Следует отметить, что процедура конкурсного отбора в Тюменском государственном университете в период пандемии организована в онлайн-формате посредствам информационно-телекоммуникационных ресурсов и технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих безопасное и бесперебойное функционирование субъектов процедуры конкурса. Конкурсный отбор предполагает проведение открытых занятий претендентами на должность, с целью их оценки студентами и приглашенными экспертами в области, соответствующей сфере научных интересов кандидата. До пандемии, традиционно открытые занятия проводись в очном формате с присутствием в аудитории преподавателя, студентов и экспертов. Как правило, в конце занятия студентам и экспертам выдавали распечатанные на бумаге QR-коды, которые необходимо отсканировать с помощью телефона или планшета, затем оценить преподавателя по предлагаемым критериям и компетенциям. При отсутствии технической возможности оценки с помощью распознавания гаджетом QR-кода предлагается заполнить распечатанный оценочный лист, что само по себе неудобно и требует дополнительных затрат времени как эксперта, так и специалиста, который организует, ведет учет и статистику открытых занятий и их оценок. Определенные затруднения в плане проведения пробного занятия возникали с кандидатами из других регионов России или из других стран.
Оперативно организовать проведение и оценку открытых занятий в формате онлайн позволили современные сервисы, в которых есть возможность создать ссылку на оценочные листы для экспертов и студентов. Переходя по данной ссылке, открывается форма оценочного листа, где быстро и удобно можно оценить кандидата по предлагаемым критериям и оставить комментарий. Следует отметить, что ссылка действительна только определенное время, которое устанавливает администратор — в течение всего открытого занятия и 20 минут после его завершения. Эти данные в режиме реального отражаются в системе, что позволяет специалисту, организующему открытые занятия, в любое время иметь оперативный доступ к оценочной информации.
Центром информационных технологий ТюмГУ разработаны и направлены всем участникам конкурсного отбора подробные инструкции для работы в MS Teams: для пользователя, для студента, инструкция, предназначенная для знакомства с данным электронным продуктом. Помимо этого, разработаны инструкции для инициатора с рекомендациями по подключению внешних пользователей в комнату и инструкция для гостя. В данных документах подробно и наглядно отражены этапы и процессы установки и регистрации в MS Teams, способы создания Команды, как пригласить или присоединиться к Команде, что такое Канал в Команде и как его создать, каким образом можно создать и прикрепить задание в Команде, выставить оценки, как создать, управлять, записать и скачать Собрание и другое [4].
В рамках конкурса традиционно с кандидатами организуются встречи, на которых заслушиваются доклады претендентов, представляется программа исследовательской и научной деятельности; здесь же есть возможность получить обратную связь от экспертов, обсудить возникающие вопросы, замечания и пожелания к кандидатам. Тюменский государственный университет не отказался от проведения таких встреч и в период пандемии. Специалисты Центра информационных технологий ТюмГУ каждому участнику встречи — претендентам и экспертам — направили инструкции, а также индивидуально проработали и протестировали возможность подключения к онлайн-конференции всех участников. Как показала практика, данный формат проведения встречи оказался очень удобным, безопасным, с высоким коэффициентом полезности и продуктивности и наименьшими затратами времени у всех участников.
Так, весенний и осенний конкурсный отбор 2020 г. на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу вуза, был подготовлен, организован и проведен в онлайн-формате. Специалисты управления по работе с персоналом совместно с коллегами управления научной и инновационной работы, а также специалистами Центра информационных технологий ТюмГУ обеспечили проведение конкурсного отбора в дистанционном формате на достойном уровне, тем самым продемонстрировали высокую степень подготовки и квалификации. Такие процессы, как прием документов на конкурс, обработка и анализ заявок и документов, организация открытых онлайн-лекций претендентов, заседание кадровой комиссии, обработка результатов заседания Ученого совета и ознакомление с ними претендентов — все организовано в цифровой среде, используя электронные информационные телекоммуникационные технологии.
Таким образом, опыт перевода образовательной сферы деятельности послужил качественным показателем успешности университета, а последствия пандемии стоит рассматривать как возможность развития цифрового обучения и выход его на новый уровень. Дистанционный формат работы и организации определенных процессов, например, конкурсного отбора преподавателей, потребовал в сжатые сроки освоения полностью новых навыков и инструментов работы. Нужно подчеркнуть, что изменения привели к позитивному эффекту: доказали удобство и безопасность использования новых инструментов, ресурсов и технологий организации и проведения конкурсного отбора в дистанционном формате; не страдает качество процедуры конкурсного отбора; сами конкурсные процессы стали более открытыми и привлекательными для сторонних кандидатов — от подачи документов до подведения итогов конкурса.
Литература:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. — 2001. — № 256.
2. Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.07.2015 № 749 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.12.2020).
3. Савицкая Н. После пандемии высшее образование уже не будет прежним // Независимая газета. — 2020. — 25 марта. URL: https://www.ng.ru/education/2020–03–25/8_7826_education1.html (Дата обращения: 01.12.2020)
4. Официальный сайт Тюменского государственного университета [Электронный ресурс] / Тюменский государственный университет URL: www.utmn.ru. (дата обращения: 17.12.2020).