В статье определяется содержание профессиональных компетенций тренеров-преподавателей на основании анализа научно-методической литературы. В результате исследования было определено, что к компетенциям преподавателя относятся педагогическое мастерство, педагогическая техника, культура, представляющие совокупность мышления преподавателя, его навыков, качеств личности. Однако компетенции рассматриваются как правило в общем смысле. Между тем, в каждом виде спорта, кроме основных, существуют и специфические компетенции, учет которых необходим при разработке профстандартов тренеров-преподавателей.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетенции тренеров-преподавателей, компетентностный подход.
Причиной происходящих сегодня в отечественном и мировом спорте значительных изменений является профессионализация спорта высших достижений. Исходя из этого появилась необходимость применения в занятиях спортом дифференцированного подхода — разделение на большинство и одаренных спортсменов, которые в дальнейшем планируют выбрать спорт основной жизненной ценностью, а в ближайшей перспективе нацелены на достижение высоких спортивных результатов.
Ключевым звеном в решении данной проблемы выступает тренер-преподаватель, который осуществляет непосредственно тренировочный цикл, что обязывает его владеть современными знаниями и в процессе подготовки спортсмена учитывать совокупность всех ее аспектов: материально-технического, социального, психологического и др. [6]. От педагогического таланта, знаний, способности к творческому обобщению, воли авторитета и т. п., то есть профессионализма и личности тренера во многом зависит успех спортсмена.
За последние десять лет учены и практики пристальное внимание уделяют вопросам профессионализма и профессиональной компетентности. Так, Д. В. Бочков изучал теоретико-практические проблемы формирования профессиональных компетенций тренера–преподавателя [1; 2]. Ключевые квалификации исследованы в трудах Э. Ф. Зеер [5], профессионализм личности преподавателя был изучен с психолого-педагогической точки зрения Н. В. Кузьминой [8]. Условия развития компетентности тренера-преподавателя в рамках обучения в вузе исследованы О. В. Кривко [7]. Автор сделала ряд предположений о необходимости наличия особых условий и модели для развития компетенций при обучении будущих тренеров-преподавателей в вузе.
Несмотря на наличие научных трудов по проблемам профессиональной подготовки тренеров–преподавателей, учеными не обращается или мало обращается внимание на использование в подготовке тренеров компетентностного подхода.
Таким образом, возникает противоречие между потребностью общества в профессионально компетентностных специалистах, соответствующих современным стандартам в области физической культуры и спорта и отсутствием понимания содержания профессиональных компетенций.
Соответственно представляется актуальным уточнить требования, предъявляемые к профессиональной компетентности тренера-преподавателя.
Цель исследования — разработка и научное обоснование комплекса организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности тренера-преподавателя
Как правило, деятельность тренера-преподавателя рассматривается достаточно узко, то есть только ее внешняя сторона, заключающаяся в руководстве тренировкой. Между тем, результаты изучения практики и содержания научно-педагогических источников по данной проблеме позволяют утверждать о существующей кадровой проблеме и качестве подготовки для спортивной индустрии, причиной которой является недостаток методических и учебных пособий, низкая квалификация управленческого персонала и методистов.
Кроме того, при положительной тенденции увеличения общего числа штатных работников физкультурно-спортивных организаций, начиная с 2001 г. более чем на 45 тыс. чел. (18,2 %) к сегодняшнему дню наблюдается нехватка именно квалифицированных тренеров-преподавателей. При нормативе обеспечения населения России тренерами-преподавателями в расчете на 10 тыс. жителей 26 работников ситуация близка лишь к 20. Подготовка физкультурно-спортивных кадров в России осуществляется по одному направлению и шести специальностям в 219 образовательных организациях СПО и ВПО. Проблема, состоит в том, что из 5 тыс. подготовленных тренеров-преподавателей остаются работать по профилю лишь 20 %, остальные уходят в другие сферы по ряду причин (отсутствие необходимых условий работы, низкая оплата труда), либо тренируют сильнейшие сборные мира (за рубежом работают более 20 тыс. российских специалистов) [10].
Традиционные формы профессионального образования не могут в полной мере удовлетворить потребность спортивной индустрии в тренерах-преподавателях высокой квалификации. Для перехода на новый более высокий уровень профессионализма необходима специальная подготовка тренера, которая сочетает в себе длительный процесс интеграции практики и исследовательской деятельности, а также получения образования именно в специализированных образовательных организациях [3].
Сегодня понятие «профессиональная компетентность тренера-преподавателя» на наш взгляд является собирательным, поскольку включает в себя целый набор профессионально-личностных характеристик тренера-преподавателя. Таковыми являются первостепенно: педагогическое мастерство (поскольку не каждый спортсмен, достигший высокого уровня, может научить другого), педагогическая и личная культура (не каждый способный научить может обладать такими качествами как выдержка, трудолюбие, пунктуальность, методичность и др.), квалификация, компетентность, профессионализм и др. Благодаря анализу научно-педагогической литературы выявлено несколько подходов в понимании сущности профессиональной компетентности тренера-преподавателя, компонентов входящих в ее структуру, формирующих ее средств и путей. Многофакторность данного явления обуславливает множественность определений сущности понятия «профессиональная компетентность тренера-преподавателя». Проанализируем некоторые из них.
Так А. К. Маркова при рассмотрении и анализе профессиональной деятельности тренера применяет уровневый подход к оценке профессионализма, утверждая, что это профессиональная компетентность тренера представляет собой труд на достаточно высоком уровне профессионализма, межличностном общении, а также реализации личностных характеристик тренера, при котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности [9].
Несколько иной взгляд на анализируемую категорию у Н. В. Кузьминой [8], которая реализует функциональный взгляд на данную категорию, определяя профессиональную компетентность тренера-преподавателя, в качестве основанного на осведомленности и авторитетности свойства личности, которое позволяет эффективно решать воспитательные и учебно-тренировочные задачи все сторонне формирующие личность. Компоненты структуры профессиональной компетентности тренера-преподавателя по мнению Н. В. Кузьминой, следующие:
– методическая компетентность, включающая знание методики преподавания и позволяющая выбирать для решения определенных задач наиболее эффективные методы тренировки и обучения;
специальная компетентность — профессионализм и осведомленность в определенном виде спорта;
социально–психологическая компетентность, умение тренера коммуницировать со спортсменами и использовать это для достижения поставленных задач;
дифференциально-психологическая компетентность. Способность тренера-преподавателя оценивать индивидуальные особенности спортсмена, его способности и возможности, скрытые резервы, силу воли характера. Как правило проявляется в процессе реализации в тренировочном и воспитательном процессе продуктивных стратегий;
аутопсихологическая компетентность, является способностью проводить самоанализ, выявлять слабые и сильные стороны своей личности, самосовершенствоваться в профессиональном плане;
общепедагогическая компетентность, отражающаяся в научном подходе к организации и проектированию процесса тренировок.
В целом большинство авторов в своих трудах характеризуют [1; 2; 4] профессиональную компетентность тренера-преподавателя как педагогическое мастерство, педагогическая техника, культура и представляют ее как синтез психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков и умений, эмоционально-волевых качеств тренера-преподавателя, позволяющих ему успешно решать учебно-воспитательные задачи в рамках тренировочного процесса.
С позиций органов управления в спортивной индустрии профессиональная компетентность тренера-преподавателя рассматривается как необходимый критерий аттестации, как цель и результат профессионального образования, условие результативности профессиональной деятельности, как характеристика носителя определенных профессионально-ролевых функций.
Основываясь на изложенном, определим особенности профессиональных компетенций тренера-преподавателя, которые заключаются в том, что в первую очередь — это совокупность компетенций прежде всего педагога. Так, значимым являются такие компетенции, как педагогическое мастерство, педагогическая техника, культура, представляющие совокупность мышления преподавателя, его навыков, качеств личности, что позволяет ему решать задачи учебно-тренировочного процесса.
Между тем, как было отмечено, компетенции рассматриваются только с общей точки зрения, но не применительно к конкретному виду спорта. Поэтому содержание компетенций также требует расширительного толкования, в рамках которого должны быть определены особо значимые компетентностные аспекты в отношении каждого вида спорта, учебно-тренировочные занятия, по которым проводятся в организациях дополнительного образования.
Заключение
Таким образом, существует необходимость в разработке профессиональных стандартов для тренеров-преподавателей с учетом вида спорта. Выявленные особенности содержания профессиональных компетенций позволит разрабатывать программы подготовки тренеров-преподавателей с учетом компетентностного подхода. Для социально-образовательной практики наличие преподавателя, который имеет необходимые компетенции и навыки, означает организацию более эффективной тренировочно-образовательной деятельности.
Литература:
- Бочков Д. В. Анализ системы условий развития профессиональной компетенции руководителя спортивной школы/ Д. В. Бочков, П. О. Линенко // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. — 2017. — № 3(15). –С. 34 –40.
- Бочков Д. В. Особенности управления подготовкой юных спортсменов на базе спортивных школ олимпийского резерва / Д. В. Бочков, И. А. Сыроваткина // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. -2018. -№ 1(17). –С. 6 –16.
- Гут А. В. Формирование профессиональной компетенции будущего тренера в образовательном пространстве спортивного вуза / А. В. Гут // Вестник Марийского государственного университета. — 2018. — Т. 12. № 3 (31). — С. 17–25.
- Думова Т. Б. Основные компоненты профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания в вузе / Т. Б. Думова, Б. П. Яковлев, А. А. Пасишников, И. Б. Тарасенко // Педагогика и психология образования. — 2017. — № 4. — С. 62–69.
- Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23–30.
- Золотарёва Л. В. Формирование профессиональных компетенций молодых тренеров-преподавателей / Л. В. Золотарева, Г. Ф. Агеева // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма: Материалы II-ой Всероссийской научно-практической конференции. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма; Под редакцией Г. Н. Голубевой. — 2016. — С. 139–141.
- Кривко О. А. Формирование профессиональной компетентности педагога-тренера по спорту в процессе обучения в вузе [Текст]: Автореферат канд. пед.наук: 13.00.08 / О. А. Кривко. — Барнаул, 2013. — 22 с.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990. –190 с.
- Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Михайлова Т. В. Профессиональная готовность студентов института спорта к тренерской деятельности (методология и технология) / Т. В. Михайлова. — М.: ГЦОЛИФК, 2016. — 150 с.