В данной статье рассматриваются различные критерии доступности высшего образования: обеспеченность местами, финансовая и территориальная доступность. Делаются выводы на основании данных, приведенных ВШЭ о возможности реализации права на высшее образование в различных регионах РФ. Дается оценка проводимой государственной политики в сфере повышения доступности высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование, доступность образования, право на образование.
Высшее образование, в отличие от общего, не обеспечивается общедоступностью со стороны государства. В Конституции РФ сформулировано следующее положение: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» [1]. Из данной формулировки можно предположить, что право на высшее образование ограничивается либо способностями человека, так как конкурс предполагает отбор поступающих в зависимости от достижений в учебе, либо финансовыми возможностями, так как существует альтернатива в форме поступления на коммерческой основе. Такая позиция вполне обоснована. Высшее образование не должно быть «для всех». Но по какому принципу проявляется доступ к высшему образованию? Цель данной работы состоит в том, чтобы определить критерии доступности высшего образования.
Если общее образование ставит своей задачей сформировать всесторонне развитую личность, воспитать патриота страны, развить различного рода компетенции и навыки для любого рода деятельности, то задача профессионального образования — получить специалиста в определенной отрасли, а высшего образования — специалиста, способного эту отрасль развивать. Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет цель высшего образования следующим образом: «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [4].
Что касается высшего образования, мы должны понимать, что повышение его доступности не должно сводиться к тому, что его получение станет необходимостью для всех. Предполагается, что обучение в высших учебных заведениях проходит на самом высоком уровне, так как выпускник вуза может и должен претендовать на руководящие должности. Таким образом, такому человеку следует обладать личностными качествами и определенными способностями. Но только ли способности становятся критерием для получения доступа к высшему образованию?
Способствовать реализации права на профессиональное самоопределение — еще одна обязанность государства. Несомненно, наша экономика заинтересована в получении квалифицированных специалистов во всех сферах национального хозяйства. Для решение этого вопроса в процессе реформирования образовательной системы значительно повысилась доступность среднего образования. Кроме того, была ликвидирована система начального профессионального образования, которую прировняли к среднему профессиональному. И несмотря на то, что в образовательных организациях СПО также существует конкурсный отбор поступающих в случае нехватки бюджетных мест в данной организации, в целом по стране сложности поступления в техникумы и колледжи не наблюдается.
Все преобразования, происходящие в области образования ставят цель на сближение отечественной системы профессионального образования с международными стандартами, повышения его качества. Серьезные преобразования произошли и в системе высшего образования. Необходимость нострификации дипломов российских вузов привела к присоединению Российской Федерации к Болонскому процессу, в результате которого произошло разделение высшего образования на две ступени: бакалавриат и магистратуру.
Стоит отметить, что такое изменение способствовало повышению доступности высшего образования в некоторой степени, так как для обучающихся появилась возможность решать «насколько высшее образование» им необходимо. Теперь можно остановиться на том уровне, который окажется приемлемым как с точки зрения финансовых возможностей (можно учиться 4 или 6 лет), так и с точки зрения своего дальнейшего развития (ограничиться практическими и теоретическими знаниями или заняться научной деятельностью).
Что же мы понимаем под доступностью? Самым распространенным смыслом этого понятия является именно финансовая доступность. Высшая школа экономики провела анализ доступности высшего образования по трем критериям: кроме уже названной финансовой доступности, были обозначены территориальная доступность и обеспечение местами.
В своем докладе Федеральному Собранию о реализации государственной политики в сфере образования в 2019 году Правительство РФ определяет «Ключевой механизм обеспечения доступности высшего образования — формирование объемов и структуры контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее — КЦП)» [3]. В данном докладе приведены следующие данные:
«В соответствии с Законом об образовании Минобрнауки России обеспечивает реализацию государственной гарантии: не менее чем 800 студентов на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет имеют право обучаться в вузах за счет средств федерального бюджета.
На протяжении последних 5 лет сохраняется тенденция, при которой каждый второй выпускник общеобразовательной организации имеет возможность поступить на бюджетное место в вуз. В целом доступность высшего образования для выпускников общеобразовательных организаций обеспечивалась на уровне не ниже 60 % от общего объема КЦП (на 1 курс)» [3].
Но на практике мы можем наблюдать другую картину, когда стремление поступить в определенный вуз или на определенную специальность приводит к большим конкурсам на бюджетные места. Соответственно, доступность высшего образования не может определяться только наличием бюджетных мест. Важной характеристикой выступает «качество образования».
«В качестве показателя, характеризующего качество образования в регионе, используется доля студентов в вузах региона, зачисленных на первый курс со средним баллом ЕГЭ от 70. Средний балл ЕГЭ является не только индикатором селективности вуза, но и косвенно говорит о качестве образования. То есть предполагается, что чем больше абитуриентов с высокой оценкой их знаний стремятся в конкретный вуз, тем более качественное образование можно в нем получить» [2]. На основании исследований ВШЭ наиболее качественное образование возможно получить в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и Екатеринбурге. Из этого следует, что возможность получения качественного образования напрямую зависит от территориальной доступности.
Для нашей огромной страны расстояния становятся порой непреодолимой силой. В некоторых регионах отсутствует транспортная инфраструктура, что может приводить дополнительным тратам, особенно, когда единственный способ выбраться из своего населенного пункта — авиасообщение. «Под расстоянием можно понимать, как непосредственно расстояние в километрах, так и время, необходимое на дорогу, либо расходы, связанные с ней … Среди регионов с самым низким уровнем территориальной доступности находятся Хабаровский край, Магаданская область, Республика Бурятия, Забайкальский край и Сахалинская область» [2].
В качестве финансовой доступности ВШЭ предлагает рассматривать несколько показателей: непосредственная стоимость обучения, необходимость решения жилищного вопроса, расходы на жизнь. При этом учитывались показатели по средним региональным годовым доходам на одного члена домашнего хозяйства.
«Наиболее доступным с финансовой точки зрения является высшее образование в Санкт-Петербургском регионе: с одной стороны, невысокая средняя стоимость года обучения и большое количество бюджетных мест, сравнительно хорошая обеспеченность общежитиями, с другой — высокий уровень доходов населения (9-е место среди регионов) делают финансовую нагрузку на бюджет домохозяйств во время обучения наиболее низкой среди российских регионов. Второе место по финансовой доступности высшего образования принадлежит Амурской области, где и общежитий достаточно, и затраты на обучение довольно низкие. Более того, по данным мониторинга эффективности вузов, опубликованного в 2016 году, в Амурской области нет частных вузов. Самый низкий уровень финансовых возможностей получения образования в Республике Дагестан, Республике Ингушетия и Чеченской Республике» [2]. Из анализа ВШЭ наглядно видно, что финансовая доступность сильно разниться в зависимости от региона. В наиболее экономически развитых субъектах РФ доступность получения высшего образования значительно возрастает.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. В целом государство ведет активную политику, направленную на повышение доступности высшего образования, увеличивая количество бюджетных мест в государственных вузах. При этом существует серьезная дифференциация между столичными и региональными вузами в реализации качественного образования. Для повышения территориальной доступности, государство должно уделить внимание развитию транспортной инфраструктуре и снижению стоимости региональных пассажирских перевозок.
В заключение, стоит отметить, что приведенные критерии оценки доступности являются неисчерпывающими. Доступность высшего образования предполагает множество факторов. Кроме того, необходимо учитывать социальный аспект, так как различные категории граждан могут иметь неравные возможности для осуществления своих прав.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). — Москва: Проспект, 2020. — 64 с.
- «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2016. — 32 с.
- Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2019 году URL: http://government.ru/news/39866/
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — Москва: Проспект, 2019. — 192 с.