Как известно, темп жизни современных детей и молодежи очень высок, что, неизбежно приводит к эмоциональным перенапряжениям и, даже, психическим расстройствам. В этой связи особую значимость приобретает такая сфера услуг, как анимация. Данный вид деятельности подразумевает восстановление и воспроизводство жизненных сил личности посредством досуговых мероприятий и оздоровительного туризма [14, 15].
Прежде всего, система организации детского досуга основана на спортивно-оздоровительной рекреации, к основным функциям которой относятся: адаптация человека в условиях современного ритма жизни, оздоровление и формирование установок к здоровому образу жизни (ЗОЖ) и организация досуга. Кроме того, спортивно-оздоровительная анимация способствует развитию познавательной сферы человека, удовлетворению его эстетических потребностей, формированию личностных компетенций.
В первую очередь считаем целесообразным пояснить понятие «анимация». В переводе с латинского данное слово означает одушевление, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Н. В. Иванова (2018) в соавторстве под анимацией понимает организацию развлекательного досуга на мероприятиях различного характера. В учебно образовательном процессе анимация представляет собой процесс взаимодействия педагогов с обучающимися в процессе образовательной деятельности [16].
Спортивно-оздоровительная анимация реализуется в процессе учебной и трудовой деятельности, летнего оздоровительного отдыха, туристических поездок, через следующие мероприятия [16]:
− всевозможные спортивные занятия, состязания и конкурсы;
− игры с известными правилами;
− походы и экскурсии.
Необходимо отметить, что в законодательных актах нет четко закрепленного понятия спортивно-оздоровительной организации. Традиционно, их преимущественная деятельность осуществляется в сфере физической культуры и спорта, и охватывает как спортивную подготовку, так и систему оздоровления. В данном контексте, под оздоровлением следует понимать, достижение человеком состояния физического, психического и социального благополучия, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма детей и подростков.
Учитывая вышесказанное, представляется логичным, что правовую базу для определения понятия детской спортивно-оздоровительной организации составляют следующие законодательные акты:
− Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г.
− Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция);
− Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция);
− Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция);
− нормативные акты субъектов РФ;
− локальные нормативные акты организации, оказывающей услуги в сфере-спортивно-оздоровительной деятельности.
Основным законом Российской Федерации является конституция. Именно она гарантирует право детей, как и всех граждан РФ, на отдых, которое закреплено в 37 статье [1]. акты органов местного самоуправления, принятые к исполнению в соответствии с федеральными законами. Рассмотрим основные гарантии в отношении соблюдения права ребенка на спортивно-оздоровительную деятельность и отдых.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2] содержится понятие физкультурно-спортивной организации как юридического лица, осуществляющего деятельность в области физической культуры и спорта, и для которого данный вид деятельности является основным. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [3], в качестве организаций, осуществляющих отдых и оздоровление детей, выделяет:
− специализированные (профильные) лагеря;
− оздоровительные центры, базы и комплексы;
− иные организации, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
При этом очевидно, что услуги по спортивно-оздоровительной деятельности могут оказываться как на бюджетной (некоммерческие организации), так и платной (коммерческие организации) основе.
Таким образом, с юридической точки зрения, основная деятельность детских спортивно-оздоровительных организаций любых форм собственности должна быть направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления средствами физической культуры и спорта [19].
Закономерно и законодательно регламентировано, что для достижения основной цели деятельности детских спортивно-оздоровительных организаций, необходимо соблюдать ряд требований, характеристика которым дана в таблице 1.
Таблица 1
Нормативные требования организации спортивно-оздоровительного отдыха детей
Требование |
Характеристика |
Приоритет охраны здоровья детей как одного из важнейших и необходимых условий физического и психического их развития |
Надлежащая правовая защита в сфере охраны здоровья ребенка и соблюдения его приоритетных прав при оказании медицинской помощи |
Обеспечение права каждого ребенка на свободный и равный доступ к физической культуре и спорту |
Правовое обеспечение необходимых условий формирования и развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности), соблюдение его прав на непрерывность и преемственность физического воспитания |
Соблюдение спортивно-оздоровительными организациями российских и международных требований в области защиты прав ребенка |
Государственное регулирование отношений в области оздоровления детей, физической культуры, спорта при одновременном соблюдении всех международно-правовых обязательств РФ в области здравоохранения, физической культуры и спорта подрастающего поколения (в частности, международно-правовых договоров с участием России, международных правовых актов) |
Запрет на любые формы дискриминации и насилия по любым признакам |
Запрещается любое ущемление чести и достоинства ребенка, насилие над ним по любым формам и признакам (пола, расы, национальности, особенностей психофизиологического развития ребенка) со стороны взрослых и других детей при организации и функционировании детских спортивно-оздоровительных |
Содействие оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья или нуждающихся в повышенной социальной защите |
Приоритет спортивного оздоровления детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и других групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей при осуществлении мероприятий спортивно-оздоровительного характера |
Приоритетное соблюдение мер по безопасности жизни и здоровья детей, находящихся в детских спортивно-оздоровительных организациях, при осуществлении любых мероприятий культурно-досугового, спортивно-оздоровительного и психолого-педагогического характера с их участием |
Обеспечение государственного и общественного контроля |
Непрерывный контроль за организацией и функционированием детских спортивно-оздоровительных учреждений, мероприятиями культурно-досугового, спортивно-оздоровительного и психолого-педагогического характера, осуществляемыми с участием детей |
Обеспечение доступа детей ко всем возможностям оздоровительной физкультурно-спортивной деятельности |
Содействия развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов. |
Таким образом, деятельность аниматоров спортивно-оздоровительной направленности должна осуществляться при условии соблюдения всех вышеназванных требований.
Необходимо понимать, в первую очередь, что в работе детских спортивно-оздоровительных организаций анимационная деятельность носит комплементарный характер. То есть она дополняет и развивает традиционные методы психолого-педагогического, культурно-воспитательного, спортивно-оздоровительного и культурно-досугового характера. По своей специфике спортивно-оздоровительная анимация носит комплексный характер и способна совмещать широкий спектр анимационных технологий системы образования, досуга и воспитания подрастающего поколения [19].
Спортивно-оздоровительная анимация должна использовать досуговые и оздоровительные мероприятия таким образом, чтобы они обеспечивали:
− развитие культурно-творческого и психолого-физиологического потенциала ребенка;
− защиту и укрепление его здоровья от любых неблагоприятных факторов окружающей среды;
− профилактику заболеваний;
− получение навыков к занятиям физической культурой, спортом и туризмом;
− учет индивидуального уровня психофизиологического развития ребенка и потенциала его здоровья;
− формирование у ребенка навыков и привычек здорового образа жизни за счет постоянного соблюдения режимов питания и отдыха, учебы и творчества, самообразования и досуга в благоприятной окружающей среде.
Одним из важных направлений анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций является социальный аспект. Детская социальная анимация представляет собой совокупность анимационных технологий, направленных на психофизиологическое оздоровление, морально-нравственное воспитание, культурно-творческое развитие и образование детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Целевой группой данного вида анимационной деятельности являются дети из многодетных семей, оставшиеся без попечения родителей, дети и подростки с девиантным и делинкветным поведением.
Еще одним важным моментом, который должен быть закреплен в нормативной базе, является запрет на информацию, пропаганду и агитацию, наносящую вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка. Сюда следует отнести информацию по национальной нетерпимости, пропаганду национального и религиозного неравенства, информацию порнографического характера, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, насилия и жестокости, наркомании, токсикомании, антиобщественного поведения [19]. В этой связи работа с детьми данной категории строго регламентирована. Рекомендуется использовать следующий спектр социальных анимационных технологий:
− воспитанию ребенка через систему спортивно-оздоровительных и культурно-образовательных мероприятий (как индивидуально, так и в группе);
− по приобретению ребенком навыков и умений в различных видах спорта посредством участия в спортивно-оздоровительных и спортивно-реабилитационных мероприятиях;
− по стимулированию социального творчества через интенсивный отдых (созданию, развитию и сохранению системы продуктивных социальных связей личности и группы);
− по творческой и спортивно-оздоровительной реабилитации и по организации спортивного досуга.
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, действующим законодательством устанавливаются требования к распространению среди детей информации, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Данное положение регламентируется федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [4]. Это особенно актуально в связи с тем, что многие зарубежные анимационные фильмы и программы, которые некоторые аниматоры бездумно или преступно осмысленно пытаются использовать и у нас в стране, содержат явные сцены сексуального характера, включая пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, насилия и жестокости [19].
По этой причине родителям детей, находящихся в детских спортивно-оздоровительных организациях, представителям общественности, контролирующих органов власти необходимо в обязательном порядке добиваться в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка защиты от любых негативных воздействий на психолого-физиологическое развитие как личности проведения экспертиз (социальной, психологической, педагогической) новых анимационных программ и технологий, особенно заимствованных из-за рубежа, либо их адаптированных версий. Это позволит исключить из практики анимационной деятельности технологии, разрушающие личностный потенциал ребенка, формирующие у него предпосылки девиантного и делинквентного поведения.
Важное значение при этом в координации общественности по контролю за надлежащим функционированием детских спортивно-оздоровительных организаций должны играть уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ, которые в настоящее время назначены во многих российских регионах. Причем данные должностные лица наделены широкими полномочиями, например, по проверке сообщений о фактах нарушения прав и законных интересов детей с последующим обращением в суд, истребованию необходимых материалов, документов и информации. Использование координирующего и проверяющего потенциала уполномоченных по правам ребенка позволит оперативно ставить заслон на недобросовестном использовании анимационных технологий во вред развитию и безопасности здоровья детей.
Необходимо отметить, что в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг». подчеркивалось, что педагогически организованный досуг и свободное время выступают в качестве важного механизма, обеспечивающего безопасное и комфортное детство, культурное развитие, информационную безопасность, воспитание гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушного поведения детей и подростков [5]. При этом в Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» отмечается недостаточное кадровое обеспечение сферы детского досуга и свободного времени [6]. В этой связи становится очевидным, что в области анимационной деятельности необходима подготовка специалистов, способных координировать различные социально-педагогические условия и наиболее полно обеспечивать организацию досуга детей и молодежи в различных образовательных учреждениях, лечебно-профилактических, культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и прочих организациях досуговой сферы. Все это требует разработки профессионального стандарта специалистов, востребованных на современном рынке образовательно-воспитательных услуг, обладающих качествами профессиональной мобильности, развитыми профессиональными психолого-педагогическими компетенциями в организации детского молодежного досуга и отдыха.
Таким образом, анимационная деятельность в работе детских спортивно-оздоровительных организаций должна регламентироваться законодательством в области обеспечения права ребенка на отдых, защиты жизни и здоровья ребенка, защиты от причиняющей вред информации. Кроме того, деятельность аниматоров должна подвергаться постоянному контролю, а анимационные программы должны проходить тщательную экспертизу на предмет удовлетворения всем нормативно-правовым требованиям.
Литература:
1 Российская Федерация. Законы. «Конституция РФ» [Электронный ресурс]. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 05.06.2020)
2 Российская Федерация. Законы. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения 05.06.2020)
3 Российская Федерация. Законы. " Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения 05.06.2020)
4 Российская Федерация. Законы. " О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс]. Федеральный закон от от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения 05.06.2020)
5 Российская Федерация. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/cfcf32fd7976ef40c014b3aaace5cdc5bbf3d54a/ (дата обращения 05.06.2020)
6 Российская Федерация. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psyhologcentr.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/dokumenty/federalnogo-urovnja/402-federalnaja-tselevaja-programma-razvitie-dopolnitelnogo-obrazovanija-detej-v-rossijskoj-federatsii-do-2020-goda.html (дата обращения 05.06.2020)
7 Российская Федерация. Законы. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения 06.06.2020)
8 Андриенко, Е. В. Гражданское воспитание молодежи средствами педагогической анимации в современном мире // Вестник Костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. — № 2. — 2012. — С. 147–151.
9 Байкина, Е. Г. К вопросу о значении анимации в экскурсионной деятельности / Е. Г. Байкина, Н. Д. Алексеева // Материалы 2-й Студенческой международной заочной научно-практической конференции «Молодежный научный форум: гуманитарные науки». 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nauchforum.ru/studconf/gum/ii/365. — Загл. с экр. (дата обращения: 06.06.2020).
10 Воробьев Д. Н. Организация спортивно-массовых и творческих мероприятий в детских оздоровительных лагерях / Д. Н. Воробьёв, К. А. Кудрявцева //В сборнике: Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства Сборник статей участников IV международной научно-практической конференции. Редколлегия: А. В. Винник, О. К. Ермишкина. 2015. С. 60–71.
11 Газаматова А. А. Анимационные программы как инструмент развития туризма/ А. А. Газаматова, Я. И. Никонова // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4–3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13209. — Загл. с экр. (дата обращения: 06.06.2020).
12 Горлова, Е. А. Особенности детской анимации / Е. А. Горлова, М.С. Безуглова, Ю. А. Попова // Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии. — 2015. С.71–74
13 Дебердеев, М. П. Система услуг, создаваемых в туризме / М. П. Дебердеев, В. А. Таран // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 122–124.
14 Зеленова Г. В. Спортивно-оздоровительная анимация как один из ресурсов формирования здорового образа жизни / Г. В. Зеленова // Казанская наука. 2010. № 8. С. 635–638.
15 Зеленова, Г. В. Профессиональное становление специалиста в сфере спортивно-оздоровительной анимации / Г. В. Зеленова // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 1 (44). С. 158–161.
16 Иванова, Н. В. Использование спортивной анимации и спортивного ориентирования в учебно-образовательном процессе / Н. В. Иванова, Т. М. Железнякова, И. В. Карташова, М. С. Безуглова М. С. // В сборнике: Географические науки и образование Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Составитель В. В. Занозин. 2018. С. 20–22.
17 Молчанова, Н. В. Технологии социально-культурной анимации [Текст]: учебное пособие/ Н. В. Молчанова. 2018 г. 68 стр.
18 Москалева, Т. А. Ценностное содержание японской анимации: опасности сексуальной делинкветности [Электронный ресурс] / Т. А. Москалева, Д. В. Босов. — Режим доступа: http://www.yavnauke.ru/stati/gumanitarnye-nauki/cenostnoe-soderzhanie-japonskoi-animaci-opasnosti-seksualnoi-delinkventnosti.html (дата обращения 05.06.2020)
19 Позднякова У. С. Особенности нормативно-правового регулирования и принципы организации и деятельности (включая анимацию) детских спортивно-оздоровительных организаций / У. С. Позднякова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 2 (38). С. 160–164.