В статье рассматриваются определения и идеи, применяемые в информационных и коммуникационных технологиях в современных СМИ. Параметры медиакультуры исследуются с точки зрения связи между молодежью и ИКТ.
Ключевые слова: культура СМИ, ИКТ, молодежь, коммуникационные технологии.
Молодые люди сейчас живут в мире, который характеризуется культурными, экономическими, социальными и образовательными различиями, индивидуальные обстоятельства зависят во многом от того, где и в каких условиях человек родился и вырос. Более 800 млн. взрослых (2/3 из них женщины) до сих пор не обладают основными навыками грамотности, тем не менее использование ИКТ среди молодежи неуклонно растет. Несмотря на огромное разнообразие в сферах жизнедеятельности, беспрецедентная и объединяющая глобальная медиакультура часто бросает вызовы и зачастую превосходит такие традиционные формы социализации как семью и школу.
Эта комплексная культурная ситуация, в которой развивается личность, в которой молодые люди пытаются найти направление в жизни или просто выжить и улучшить свои жизненные условия. Данный культурный феномен имеет различные имена: некоторые называют его информационным веком, в то время как другие предпочитают термин технокультура или технокапитализм, глобальная медиакультура, или просто глобализация, ссылаясь на диалектический процесс, при котором глобальное и локальное существуют как объединенные и взаимовлияющие принципы. Можно также встретить следующие названия, такие как постиндустриальное, виртуальное общество и киберобщество. Общим у этих терминов является то, что по всему миру ИКТ играют центральную роль в жизни молодых людей и общества в целом.
ИКТ характеризуют два основных аспекта:
- распространение этих технологий служит поводом для быстрых изменений во всех сферах жизни;
- функцией ИКТ является объединение и стандартизация культуры.
На основе этих предположений термин «культура СМИ» включает в себя явление информационализма и глобализации.
Культура СМИ уже давно волнует умы ученых и исследователей. Так, Манюэль Кастельс перечисляет некоторые из требований, которые характеризовали переход индустриальной эпохи к информационной: потребность экономики в гибкости управления и глобализации капитала, производства и торговли; требования общества, в котором значение индивидуальной свободы и открытого общения стали наиболее важными, стремительные успехи вычислительной техники и телекоммуникаций благодаря революции в микроэлектронике.
Данные процессы заслуживают более тщательного анализа, так как они относятся к сфере жизни молодых людей. Одним из важных моментов здесь является то, что идеи и культура СМИ в целом существенно зависят от западных ценностей. Рассматривая вопрос о преодолении цифрового неравенства, важно помнить о том, что ИКТ несут в себе «культурный пакет» западных ценностей, которые непосредственно не подлежат передаче в другие культуры. Молодежная культура СМИ включает в себя традиционные способы, такие как печатные СМИ, телевидение и телефон, а также более новые ИКТ: компьютеры, интернет и мобильные телефоны. Все эти устройства в основном связаны с содержимым западной культуры. Неразрывно связанная с этими устройствами реклама влияет на молодых людей на этапе формирования их личности.
Споры о том, чем именно являются ИКТ для молодых людей, как правило, перемещаются между двумя противоположностями: утопия и антиутопия. Сторонники и фанаты медиакультуры, которые верят, что ИКТ изменит каждый аспект мира, сталкиваются с теми, кто воспринимает ИКТ как причины культурного вмешательства. Где-то между ними есть те, кто придерживаются статистических данных о глобальном распространении ИКТ с небольшим акцентом на их объяснение. Содержание текущей культуры СМИ часто слепо к культурному, экономическому и образовательному уровню молодого человека.
Понятие культуры СМИ развивалось за счет увеличения объема, разнообразия и важности устанавливаемых знаков и сообщений и взаимодействия значений. В мире молодых людей, СМИ пропитаны популярной культурой и проникают в политику, экономику, досуг и образование. В настоящее время, глобальная культура СМИ является педагогической силой, которая имеет потенциал, превышающий достижения официальных форм образования. Как выразился канадский культурный критик Генри Жиру: «С ростом новых медиатехнологий и глобального охвата высококонцентрированных отраслей культуры, области действия и влияния образовательной силы культуры в формировании и произведении переоценки всех аспектов повседневной жизни появляются в большом масштабе. Однако текущие споры, как правило, игнорируют мощное педагогическое влияние поп-культуры, а также последствия, которые она имеет для учебных программ, ставя под сомнение представление высокостатусных знаний и переосмысление отношений между культурой школьного образования и культурой повседневной жизни».
Понятие культуры СМИ охватывает не просто символические комбинации несущественных признаков или непостоянных потоков старых и новых смыслов, но весь путь жизни, в котором соединены изображения, знаки, тексты и другие аудиовизуальные изображения с реальным устройством материальной реальности, символов и искусственности. Культура СМИ является всепроникающей, ее сообщения являются важной частью повседневной жизни молодежи и их деятельности, выстроенной вокруг использования медиа. Рассказы и фотографии в медиа становятся важными инструментами для самоидентификации. Поп-звезда представляет модель одежды и других вариантов стиля, а язык, используемый мультипликационным персонажем, становится ключевым фактором в уличной культуре молодежи.
В медиакультуре молодым людям сложно увидеть, чьи представления ближе к правде, каким представлениям верить и какие образы имеют значение. Это происходит в том числе из-за появления цифрового общения и культуры отоваривания. Многие еще привязаны к воображаемому образу естественного общества, в котором люди общаются друг с другом лицом к лицу и живут в сплоченной среде. Цифровая связь постепенно разрушает этот традиционный подход. Большинство способов, которыми мы передаем смысл нашего общения с другими людьми, не являются человеческими, но цифровое общение является основной составляющей взаимных отношений современного человека.
Литература:
- Uses of information and communication technologies // Youth and Information and Communication Technologies (ICT). — 2003. — № 12.