При оценке проблем формирования прибыли рассматривается систематизация основных групп проблем, сделан сводный анализ возможных проблем управления прибылью и предложены направления их решений.
Ключевые слова: прибыль предприятия, проблемы управления прибылью, рентабельность, системный подход к формированию выручки.
When assessing the problems of profit formation, the systematization of the main groups of problems is considered, a summary analysis of possible problems of profit management is made and directions for their solutions are proposed.
Key words: enterprise profit, problems of profit management, profitability, a systematic approach to the formation of revenue.
Независимо от того, какой вид деятельности выберет компания, уровень прибыли всегда является основой для обеспечения стабильности и ее дальнейшего развития, что свидетельствует об актуальности данной темы.
Прибыль предприятия является основным показателем, отражающим финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Кроме того, возможности для получения положительных финансовых результатов от осуществления хозяйственной деятельности включают в себя доходы, полученные сверх понесенных расходов, и суммы, достаточной для эффективной и продуктивной дальнейшей деятельности. Благодаря качественному анализу прибыли компании можно найти наиболее затратные и наиболее убыточные направления деятельности компании, а также наиболее прибыльные виды деятельности, возможные методы развития и совершенствования.
Проблемы управления прибылью и рентабельностью определяются воздействием на финансовые результаты предприятия трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Кроме того, на величину прибыли предприятия оказывают влияние факторы, обусловленные специфическими особенностями той отрасли, к которой оно относится. От того, действует ли предприятие в материало-, фондо- или трудоемкой отрасли, зависит уровень и структура издержек, пути их снижения и норма прибыли. В итоге одной из главных проблем управления прибылью является высокий удельный вес себестоимости продукции [3, с. 84].
Проблемы формирования прибыли предприятия можно свести к следующим основным группам:
− отсутствие системы планирования прибыли и рентабельности, вызванное недостатками в информационном и методическом обеспечении;
− неэффективная деятельность по поиску факторов формирования прибыли и рентабельности:
1) недостаточная работа по увеличению объемов производства продукции, работ, услуг. Помимо явного эффекта от увеличения объемов продаж предприятие получает и дополнительный экономический эффект, за счет снижения доли условно-постоянных затрат в каждой единице продукции;
2) отсутствие мероприятий по оптимизации затрат. При снижении затрат, которое не повлияет на качество продукции и изменение цены у предприятия увеличивается маржа, либо предприятие может снизить цену с целью привлечения новых потребителей;
3) недостаточное совершенствование ассортимента и качества продукции и услуг. Низкокачественная продукция не позволяет выигрывать на повышении цен, а также не дает возможности увеличения той категории продукции, которая приносит больше прибыли;
− недостаточно эффективное распределение прибыли и использования ресурсов [4, с. 90].
Указанные проблемы не позволяют максимизировать прибыль в соответствии с ресурсным потенциалом фирмы, а так же более точно понимать к чему приведет то или иное направление деятельности предприятия. Поэтому в современных условиях необходимо осуществлять поиск решения проблем и повышать финансовые результаты.
Сводная таблица проблем предприятия и путей их решения представлена в таблице 1.
Таблица 1
Сводный анализ проблем предприятия и путей их решения
Проблема |
Пути решения |
Оценка эффективности |
Высокий уровень себестоимости услуг |
Организация снижения материальных затрат путем предварительного анализа различных вариантов закупок. |
Снижение себестоимости услуг. |
Рост расходов на заработную плату |
Сокращение должности бухгалтера и перевод бухгалтерского и налогового учета на аутсорсинг |
Снижение расходов на заработную плату и страховые взносы. |
Основными источниками резервов повышения уровня прибыли и рентабельности на предприятиях, работающих в сфере сдачи недвижимости в аренду, обычно является увеличение суммы прибыли от реализации продукции путем роста выручки от реализации и снижения себестоимости услуг.
Оценка возможных способов повышения финансовых результатов деятельности предприятия представлена в таблице 2.
Таблица 2
Оценка возможных способов повышения прибыли и рентабельности
Способ |
Преимущества |
Недостатки |
1. Модернизация предприятия |
- повышение качества работы; — улучшение качества услуг. |
- продолжительность и необходимость значительных капитальных вложений. |
2. Увеличение объёмов услуг |
- повышение прибыли достигается за счёт увеличения объёмов услуг. |
- эффективен только в условия роста рынка. |
3. Оказание новых видов услуг, не требующих преобразований. |
- минимизация затрат на новые разработки; — экономия ресурсов; — повышение прибыли. |
- возможно увеличение расходов; — снижение прибыли предприятия. |
4. Автоматизация процессов |
- уменьшение затрат; — повышение прибыли. |
- возможность ошибок в процессах, в результате — снижение прибыли. |
5. Расширение рынков потребителей услуг. |
- повышение спроса; —привлечение дополнительных инвестиций; |
- возможна ситуация, при которой предприятие не сможет обеспечить необходимый объём услуг. |
Системный подход к формированию выручки и прибыли от текущей деятельности включает комплекс мер по повышению:
− эффективности использования ресурсов, оценка которых осуществляется системой показателей рентабельности текущей деятельности предприятия, его активов, труда, основных и оборотных средств;
− объемов продаж и эффективности коммерческой деятельности, для оценки которых целесообразно использовать показатели рентабельности продаж и коэффициенты соотношения объема продаж, а также показателей основных средств, издержек, оборотных средств, материально-производственных запасов к численности работающих;
− эффективности текущих и единовременных затрат, оценку которых необходимо производить системой показателей рентабельности реализованной продукции и рентабельности инвестиционных затрат [23, с. 88].
В настоящее время значительно возросла роль себестоимости как фактора формирования прибыли предприятия. Необходимость управления затратами обусловлено их прямым участием в формировании прибыли предприятия. В современных условиях управление затратами становится действенным, а зачастую чуть ли не единственным способом эффективного решения этой задачи. По мнению специалистов, эффективное управление затратами подразумевает:
− знание, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы;
− знание закономерностей поведения различных видов затрат;
− умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов предприятия;
− организацию системы управления, ориентированной на постоянный контроль затрат и поиск резервов их эффективного снижения;
− сосредоточение на предупреждении роста затрат, а не на их учете;
− вовлечение в систему управления всех видов затрат;
− оперативность получения информации о затратах [3, с. 978].
Кроме того, современная экономическая практика требует от предприятия установления четкой взаимосвязи между избранной предприятием стратегией конкуренции и существующей на нем системой управления затратами.
Целью любой оптимизации является повышение эффективности работы предприятия, а не просто снижение затрат. Понятие «эффективность затрат» неотделимо от рентабельности затрат. Для подготовки мероприятий по сокращению необходимо понять, каким образом формируются затраты по каждому направлению, как проектируют бизнес-процессы и что следует предпринять для снижения издержек. Для этого составляются планы мероприятий по сокращению затрат. В эти планы обычно включаются статьи затрат, которые необходимо снизить. При составлении плана на снижение затрат назначается ответственное лицо за его выполнение [3, с. 984].
Повышение эффективности затрат также является одним из способов воздействия на прибыль и рентабельность. Можно выделить три модели эффективности:
− «чистое» снижение затрат — снижение издержек за счет избавления от непроизводительных затрат. Основная экономия идет за счет постоянных затрат;
− «интенсификация» затрат — происходит даже некоторое увеличение издержек, но при этом более существенно увеличивается и повышается выручка. Как правило, это происходит при внедрении нового оборудования, технологий, которые увеличивают производительность оборудования, а, следовательно, и выручку;
− «фиксация» затрат — когда при увеличении выручки затраты не увеличиваются. Как правило, это либо увеличение цены на продукцию, либо равноценное увеличение производительных затрат и снижение непроизводительных. У этих моделей есть как свои плюсы, так и недостатки [1, с. 71].
Таким образом, высокая экономическая эффективность мероприятий по оптимизации затрат доказывает актуальность их использования в качестве ключевого направления повышения прибыли и рентабельности. Следовательно, предложенные мероприятия являются оправданными и могут быть использованы руководством предприятия с целью повышения качества управления и финансового состояния российских предприятий.
Литература:
- Абызова Е. В., Рощупкин Е. Ю. Управление прибылью и рентабельностью предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — № 4 (56). — С. 71–73.
- Гелета И. В., Щербак А. А. Пути повышения рентабельности предприятия // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — N4. –С. 86–89.
- Зайцев, С. В. Современные проблемы разработки и внедрения системы бюджетирования в организации // Международный бухгалтерский учет. — 2017. — № 17 (431). — С. 978–990.
- Суслова Ю. Ю. Прибыль предприятия: учеб. пособие / Ю. Ю. Суслова, Н. Н. Терещенко. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. — 120 с.