В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.
Ключевые слова: дошкольники, дистанционное взаимодействие, семья, повышение качества образования.
Реалии времени диктуют свои условия обществу. Наступило время, когда педагогам необходимо использовать не только традиционные формы работы с детьми, родителями, коллегами, но и активно внедрять ИКТ-формы в педагогический процесс. Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, как с детьми, так и с родителями становится более удобным, открытым, доступным, публичным, что не может сказаться на оценке качества образования.
Воспитатель может взаимодействовать с детьми не только на территории сада, но и удаленно. Для того чтоб организовать учебный процесс при помощи дистанционных образовательных технологий, педагогу необходимо выбрать формат взаимодействия с участниками образовательного процесса. В настоящее время существует два основных формата взаимодействия: онлайн и офлайн. Онлайн-обучение — это обучение в реальном времени, «здесь и сейчас», с использованием различных средств связи. Для организации совместной образовательной деятельности в данном формате необходимо выбрать интернет-площадку. Существует множество сервисов для использования.
Наиболее популярными являются несколько. Платформа ZOOM предоставляет следующий объем сервисов для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. Он одновременно вмещает до 100 человек. Есть ограничение бесплатного доступа-40 минут. Есть возможность демонстрировать презентации. Платформа Skype Сервис для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. Он одновременно вмещает до 25 человек. Нет ограничения по времени бесплатного доступа. Есть возможность демонстрировать презентации. Трансляции на YouTube подходит для видеоконференций и онлайн-встреч. Нет ограничения по количеству людей, времени бесплатного доступа. Есть возможность демонстрировать презентации. При использовании необходимо учитывать некоторые условия для участия в онлайн конференции. Платформы, предложенные выше имеют функцию записи. Можно использовать и запись для тех, кто не успел посмотреть в назначенное время.
Скоролупова О. А., вице-президент Института мобильных образовательных систем, эксперт в области дошкольной педагогике, сформулировала и рекомендует алгоритм по взаимодействию с родителями при дистанционном взаимодействии. В нем многие пункты основаны на подготовке родителя к онлайн — общению, так как взаимодействие подразумевает позицию «ребенок + родитель». А также Скоролупова обращает внимание педагогов на то, что максимальная визуализация должна присутствовать при ссылке на дидактические тетради, на используемый наглядный материал. Для взаимодействия с детьми в дистанционном режиме будут интересны подборка информации по темам недели (иллюстрации, прочтение художественных произведений детям, презентации, электронные игры, головоломки, раскраски); информация о проводимых конкурсах, образовательных акциях. Например родителям можно предложить прочитать детям русские народные сказки и записать аудиофайл. Затем, на информационной странице создать тематическую библиотеку аудиофайлов «Читаем сказки всей семьей».
Другая форма — выставки детских творческих работ. Например, предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за временем года, сделать зарисовки. Затем, оформить выставку детских рисунков «В гости к временам года».
Мастер-классы по разным видам деятельности –одна из востребованных форм дистанционного обучение, так как поступенная и визуализированная структура выполнения действий облегчает работу родителя.
Онлайн имеет свои плюсы. Самый главный — это возможность продолжать взаимодействовать вне стен образовательного учреждения.
Минусы онлайн обучения.
− Недостаточная компьютерная грамотность.
− Неустойчивая интернет-связь.
− Обязательное присутствие родителя (взрослого).
− Родители слишком активно помогают ребёнку, не давая ему самостоятельности.
− Необходима сильная мотивация.
− На занятии может присутствовать не более 5–6 детей.
− Не подходит для развития коммуникабельности и социализации.
− Ребенок много времени проводит за компьютером.
Рассмотрим другой формат. В формате оффлайн педагог делает видеозапись образовательной деятельности и отправляет его родителям в контактную группу или выкладывает в интернет.
Существуют различные платформы, которые можно использовать для этих целей. Uchi.ru-много материала по разным направлениям, легкое добавление участников, можно проводить и онлайн-встречи. Реши Пеши-содержит интересные обучающие квест-игры у для детей старшего дошкольного возраста. Умназия — образовательная онлайн платформа для развития навыков мышления у детей. Сайт детского сада или персональные сайты воспитателей-методическая копилка. Электронная почта-для отправки и получения электронных писем. Мессенджеры — WhatsApp, Viber, программы для обмена смс сообщений, аудио и видео запись. Instagram- возможность оффлайн и онлайн взаимодействия.
Самый большой плюс — это то, что родитель не привязан к определенному времени.
Минусов мы насчитали больше. Они очень похожи на минусы формата онлайн. Опыт работы в пандемию показал, что дети хотят общаться «в живую», что невозможно в режиме офлайн.
В период карантина МАДОУ № 23 организовывал взаимодействие с родителями и детьми в дистанционном режиме, как и другие образовательные организации. Работа включала в себя: проведение мастер-классов педагогами; образовательную деятельность по разным направлениям и на разных платформах. Проводились тематические проекты, акции, консультации для родителей. Воспитатели создали свои персональные сайты, на которых выкладывали информационный материал для родителей, игровой для детей.
Домашний сказочный квест «Путеводная звезда»- первый опыт проведения дистанционного выпускного мероприятия для подготовительных групп. Сначала был проведен опрос родителей, где определилось количество желающих и готовых организовать в домашних условиях квест для своего ребенка. И уже после этого коллективом педагогов был созданы и разосланы мультипликационный фильм-квест и инструкции для родителей. Так как не каждый из 100 семей могли быть в одно время дома, был выбран формат офлайн. Кроме этого, прошел целый марафон различных конкурсов для детей и родителей, которые организовывали учреждения допобразования, районные и городская администрации. В период карантина прошли видеоконкурсы «Спорт-тайм», «Поем дома», «Книжка на ладошке», «Я рисую лето», «Мультикухня». Прошли акции к 1 мая, дню Победы, России, ко дню защиты детей. Обратная связь — важный момент дистанционки, форма рефлексии для всех сторон взаимодействия. Чтобы скорректировать свою педагогическую дистанционную деятельность, важно получить и проанализировать обратную связь.
Любой новый формат работы для педагогов — это поле активного познания, разочарований, ошибок и достижений. Но начало этому пути уже положено. Результаты дистанционной работы — это большое количество грамот и дипломов детей. Кроме взаимодействия с детьми и родителями, активно повышался и профессиональный уровень педагогов на дистанционных вебинарах, семинарах, мастер-классах. Педагоги участвовали в дистанционных конкурсах. Были получены сертификаты и грамоты.
Какой вывод на сегодняшний день можно сделать? Дистанционка открыла для педагогов новые возможности в педагогической деятельности, многие традиционные формы работы были адаптированы под ситуацию. А также особенности такой работы имеют свои специфические трудности, которые на сегодня преодолеваются. Для родителей детей дошкольного возраста дистанционная форма оценки качества более доступный, скоростной формат. Организации, получив подобный опыт, непременно в дальнейшем будут его использовать.
Литература:
- Кондаурова Наталья Валерьевна «Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий». ИРО Краснодарский край, https://edu-kuban.ru/
- Скоролупова О. А. «Организация работы ДОО с использованием дистанционных технологий». You Tube https://clck.ru/RkqxX