В статье рассмотрены основные вопросы проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника. Обоснована актуальность и эффективность электронных торгов как относительно нового и развивающегося способа по реализации имущества. Проанализированы организационные проблемы проведения торгов на электронных площадках, в том числе в ситуации манипулирования действиями участников торгов. Предложены механизмы совершенствования законодательства в области проведения электронных торгов.
Ключевые слова: электронные торги, банкротство, реализация имущества, должник, кредиторы, арбитражный управляющий.
На сегодняшний день процедуры, применяемые к неплатежеспособным должникам, вводимые в зависимости от особенностей их правового положения и платежеспособности, предусмотрены Федеральным законом РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее –Закон о банкротстве) [2]. Так, Закон о банкротстве устанавливает следующие процедуры, проводимые в рамках банкротства юридического лица, а именно: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Каждая из процедур имеет свои цели, содержание и сроки проведения.
В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве конкурсное производство — это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
На основании ст. 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из состава конкурсной массы исключается имущество, изъятое из оборота, а также имущественные права, связанные с личностью должника, либо основанные на лицензии для осуществления определенного рода деятельности.
Ключевым субъектом по управлению конкурсной массой является конкурсный управляющий. К полномочиям конкурсного управляющего относится формирование и распределение конкурсной массы. Это отражается на его обязанностях по выявлению и возврате имущества должника, находящегося у третьих лиц, оценке и инвентаризации имущества должника, обеспечении его сохранности и иных обязанностях, предусмотренных ст. 129 Закона о банкротстве.
Непосредственно перед реализацией имущества должника должны быть соблюдены определенные условия, а именно:
- публикация результатов инвентаризации имущества в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, на основании абз. 3 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве;
- проведение оценки имущества должника независимым оценщиком, если того требует закон. Например, в отношении заложенного имущества либо если в установленный срок к конкурсному управляющему обратился с соответствующим требованием конкурсный кредитор.
- должно быть принято соответствующее решение собрания (комитета) кредиторов об утверждении предложения о продаже имущества должника, об определении порядка реализации имущества балансовой стоимостью на последнюю отчетную дату до открытия конкурсного производства менее 100000р.
По общему правилу имущество подлежит реализации путем проведения торгов. Торги — это особый порядок заключения договора, состоящий в том, что собственник вещи или иное управомоченное лицо организует состязание между лицами на предмет наиболее приемлемых (выгодных) условий договора. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Торги, в том числе электронные, могут проводиться в следующих формах: аукцион, конкурс, а также в иной форме, в соответствии с п. 4 ст. 447 Гражданского Кодекса РФ (далее — ГК РФ) [1]. Для конкурсного производства под «иной формой» торгов является публичное предложение п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве.
В связи с развитием различных Интернет-ресурсов, становится актуальным проведение торгов по реализации имущества должника в электронной форме. Сами электронные торги показали свою эффективность в зарубежной практике банкротства, в частности в Германии. Нередко были результаты продажи вещи, который в 100 и 200 раз превышали ее начальную стоимость. Между тем в России подобная электронная форма торгов только начинает свою работу и превалирует, преимущественно, в сфере государственных закупок.
Электронная форма торгов при банкротстве была определена в качестве обязательной в 2011 году для целей реализации норм Закона о банкротстве после чего регулирующим органом был принят ряд нормативных актов, определяющих деятельность электронных площадок и операторов электронных площадок для целей проведения торгов по продаже имущества должников-банкротов.
Минэкономразвития России, как регулирующий орган, должен был утвердить требования к электронным площадкам, к обеспечению ответственности операторов электронных площадок, в том числе в форме предоставления банковской гарантии, порядок проведения торгов в электронной форме и порядок подтверждения соответствия участников торгов требованиям, установленным при проведении закрытых торгов. Часть этих нормативных документов была утверждена приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. № 54 «Об утверждении Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве» [3].
Существует также перечень имущества, которое может быть реализовано на электронных торгах. Так, на основании п. 3 ст. 111 Закона о банкротстве продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат:
— недвижимое имущество;
— ценные бумаги;
— имущественные права;
— заложенное имущество;
— предметы, имеющие историческую или художественную ценность;
— вещь, рыночная стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, в том числе неделимая вещь, сложная вещь, главная вещь и вещь, связанная с ней общим назначением (принадлежность).
К. Н. Прошкин и М. А. Данилян среди преимуществ электронной формы реализации имущества называют минимизацию коррупционных рисков и реальную заинтересованность покупателей в приобретении имущества [4, с. 54].
В соответствии с п. 20 ст. 110 Закона о банкротстве арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки. Электронные торги проводятся на электронных площадках, которые имеют технический возможности, позволяющие фиксировать юридически значимые действия участников торгов. Министерство экономического развития РФ является регулирующим органом, устанавливающим требования, которым должны соответствовать электронный площадки. На сегодняшний момент перечень электронных площадок насчитывает 40 позиций и все они отражены на сайте Министерства экономического развития РФ [6, с. 57].
Существует вопрос относительно того, кто должен выбирать оператора и электронную площадку для проведения торгов. Представляется, что стороны должны действовать прежде всего добросовестно и разумно в подобном взаимодействии, однако их интересы зачастую расходятся. Так, кредиторы выбирают операторов исходя из опыта и его репутации, а также стоимости предлагаемой им услуги по торгам. Арбитражные управляющие же напротив ограничены в выборе: они вправе заключать договоры только с организациями, аккредитованными при саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее — СРО АУ), иначе это может стать в дальнейшем препятствием для их работы в этой организации или просто основанием для исключения из нее [5, с. 87]. На сегодняшний день даже некоторые СРО АУ создали свои электронные площадки, где соответственно ценник на их тарифы завышен. Единого тарифа для проведения торгов на электронных площадках в принципе нет, и он может примерно составлять до 300 тыс. рублей.
Среди преимуществ электронных торгов можно выделить тот факт, что они являются менее затратными для проведения. Так, для их осуществления не надо арендовать помещение, обеспечивать соответствующий уровень охраны. Исключаются транспортные расходы участников. Также доступность получаемой информации, в том числе ко всем необходимым документам, делает их более быстрыми и комфортными для участия. Ко всему прочему электронные торги позволяют обеспечить максимальную прозрачность в действиях всех его участников: должника, кредиторов, покупателей и иных сопутствующих лиц. Это в свою очередь позволяет минимизировать риски неправомерных действий данных лиц, в том числе по манипулированию результатами торгов.
Из недостатков электронных торгов необходимо обозначить проблему формального подхода к удостоверению соответствия электронных площадок заявленным требованиям. На основании Приказа Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. № 495 сформирована Комиссия по подтверждению соответствия электронной площадки и оператора электронной площадки установленным требованиям. Комиссия проводит проверки электронных площадок и отслеживает жалобы на их работу. Ежегодно электронные площадки должны подтверждать свое соответствие требованиям. При этом в работе Комиссии можно выделить следующие недостатки:
— проводится формальная проверка электронной площадки: проверяется лишь перечень документов, подтверждающих соответствие электронной площадки установленным законодательством требованиям. Отсутствует реальная проверка возможностей электронной площадки: работа площадок не тестируется, не проводятся тестовые торги. Из этого следует возможность создания рейдерских площадок, на которых будут реализовываться узконаправленные интересы саморегулируемых организаций или иных заинтересованных субъектов. Поскольку создание самой электронной площадки не требует вложения больших денежных средств;
— отсутствует порядок аннулирования либо отмены решения Комиссии о признании оператора или электронной площадки соответствующими требованиям. Например, отсутствует порядок приостановления или прекращения деятельности электронной площадки, как несоответствующей требованиям, в случае поступления жалобы на оператора электронной площадки и признания такой жалобы обоснованной.
Существует возможность манипулирования электронными торгами со стороны арбитражных управляющих. Так, манипулирование может происходить еще на стадии определения потенциальных участников торгов, а именно когда ими перечисляются задатки организаторам торгов для участия в них. При этом непоступление задатка на указанную дату является основанием для принятия арбитражным управляющим решения об отказе в допуске к участию в торгах в силу п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве. Именно на основании поступления данных задатков организатор торгов может неправомерно отказать какому-либо участнику для того, чтобы «свой» участник был допущен к торгам. Представляется целесообразным в качестве субъекта, принимающего задатки, определить оператора электронной площадки.
Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что новые программные и информационные возможности, которые предоставляет электронная площадка при продаже имущества должника, в должной степени позволяют говорить об эффективности и результативности электронных торгов. При этом также в достаточной степени кредиторам предоставлено право отслеживания хода и результатов проведения торгов, то есть они могут оценить их: правомерность, полноту и соответствие требованиям закона. В том числе размещаемая дополнительная информация о статусе торгов и сроках их действия позволяет более эффективно реализовывать права указанных субъектов.
В качестве разрешения проблемы манипулирования организатором торгов действий участников и сговора с ними, необходимо законодательно определить в качестве лица, принимающего задатки — оператора электронной площадки. Для устранения организационных проблем при удостоверении факта соответствия электронных площадок заявленным законодательством требованиям, необходимо ввести признание в качестве основания для приостановления деятельности электронной площадки поступление жалобы на оператора электронной площадки и признания такой жалобы обоснованной. Кроме того, целесообразно будет разработать «реальный» алгоритм проверки действия электронной площадки, в частности проводить тестовые торги.
Литература:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // Российская газета. — 2002. — № 209–210.
- Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России: Приказ Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. № 495 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
- Андреев Н. Ю., Обаляева Ю. И., Рыжова Н. Б. Совершенствование процедур банкротства и реализации имущества должников на электронных торгах / Н. Ю. Андреев, Ю. И. Обаляева, Н. Б. Рыжова // Горизонты экономики. — 2014. — №. 4. — С. 54–62.
- Ершов Д. В. Совершенствование законодательства о банкротстве в части регулирования порядка проведения торгов / Д. В. Ершов // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — №. 11 (96). — С. 87–94.
- Лунева Е. В. Агентский договор как правовое средство участия в электронных торгах по банкротству / Е.В. Лунева // Предпринимательское право. – 2017. – №. 1. – С. 57-63.