Осуществляемая в государстве модернизация образования направленна на получение высокопрофессиональных специалистов в различных сферах деятельности. На заре становления Советской власти, когда стране нужны были специалисты разных профессий огромное внимание, уделялось воспитанию своих педагогических кадров. Деятельность современного преподавателя базируется на интенсивной, творческой позиции педагога, способного создавать и осуществлять новые технологические процессы. Новая образовательная модель направлена на поиск пути развития педагога готового к использованию инновационных методов в своей деятельности.
Основной составляющей профессиональной компетентности педагога является постоянная включенность в инновационную деятельность, под которой понимают целенаправленную педагогическую работу, основанную на осмыслении собственного педагогического опыта с помощью изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса. Главная цель инновационной деятельности заключается в получении новых знании, достижении высоких результатов на практике. [9]
Необходимость повышения качества образования, которое напрямую зависит от педагога творческого, обладающего высоким уровнем готовности к инновационной педагогической деятельности определило актуальность исследования.
В педагогической науке накоплен большой теоретический и практический материал по проблеме готовности педагога к инновационной деятельности. Значительный вклад в изучение этого вопроса связан с трудами Д. И. Узнадзе, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Г. А. Кручинина и др. [2]
Связующим звеном готовности педагога к инновационной деятельности является потребность в изменении подхода к своей профессии, путем объективного отношения к воспитанникам и своему делу. Готовность преподавателя к инновационной деятельности — это сложная личностно-профессиональная характеристика педагога. Она определяет его направленность на активность и самостоятельность освоения материала, творческую реализацию приемов педагогического труда, использование интерактивных и мета предметных приемов в работе. Мотивационный компонент к инновационной деятельности — это потребность в профессиональном саморазвитии, личностном росте через повышение образовательного уровня в вопросах новейших методик преподавания. Характеризуется мотивационный компонент устойчивым интересом к теоретическим проблемам, научным исследованиям и практической деятельности в области инноваций, отношением педагогов к проблеме необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.
Когнитивный компонент к инновационной деятельности — это базовый уровень и качество знаний, степень информированности по вопросам инноватики. Он характеризуется степенью владения основными понятиями, категориями и закономерностями в области инновационной деятельности, уровнем теоретических, практических и методических знаний педагога.
Личностный компонент включает способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала, субъекта образовательного процесса в области использования различных приемов и методов обучения [10].
Деятельностный компонент включает степень владения умениями и навыками в сфере инновационной деятельности. Данный компонент характеризуется умениями перевести знания в область практического применения.
В. А. Сластенин [8] выявляет предпосылки, по которым чаще всего инновационные продукты остаются неиспользованными.
Первая предпосылка заключается в том, что инновация, очень часто, к сожалению, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации.
Второй главной предпосылкой считается отсутствие инновационной среды — определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной материальной заинтересованностью повышать квалификацию и интенсивно использовать новейшие методы преподавания.
Также необходим комплекс мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающий внедрение инноваций в образовательный процесс. [4].
Принимая во внимание данные составляющие, можно установить степени готовности учителей к инновационной деятельности. Под степенью мы признаем уровень количественных и качественных проявлений всех признаков готовности.
Вычленяют три степени готовности к инновационной деятельности: низкую, среднюю, высокую [5].
К первому (невысокому) уровню готовности к инноваторской работе, я принадлежат преподаватели, недостаточно проявляющие познавательный интерес к педагогическим инновационным методам. У педагогов, показывающих небольшую степень готовности к инновационной деятельности, выражается неустойчивое позитивное отношение к инновациям, не присутствует проявления креативных экспериментальных возможностей.
Педагоги, обладающие умеренной степенью готовности к инновационной деятельности, характеризуются недостаточно сформированной мотивировкой к осуществлению инновационной деятельности и хода преподавательского проектирования.
Педагоги этой степени не проявляют стабильной необходимости в использовании также осуществлении современных педагогических технологий, в том числе, технологий проектного обучения, а также мало сформирована чувствительность к нововведениям.
Высокой степени готовности к инновационной деятельности свойственно, обладать значительным уровнем чувствительности к изменениям, иметь массивные познания в современных педагогических разработках, предполагающее и понимание преподавательского инвентаря. Педагоги этого степени готовности четко осознают важность инновационной деятельности и значимость собственной возможности педагогической деятельности.
Важно выделить, что современная деятельность непосредственно зависит от инноваторской возможности педагога.
В своем исследовании мы подходили к изучению готовности педагога к инновационной деятельности через рассмотрение выделенных нами компонентов, которые рассматривали целостно.
Разработка критериев готовности педагога к инновационной деятельности является важным этапом при оценке ее сформированных качеств, поэтому каждый из показателей разработанных критериев наполнялся конкретным содержанием. Это позволило осуществлять непосредственную оценку состояния готовности педагогов к инновационной деятельности.
Так как от мотивации зависит активность личности именно мотивационный критерий готовности к инновационной деятельности мы определили, как системообразующий, потому что он указывает, на уровень восприимчивости к нововведениям, на самореализацию личности педагога как профессионала. Данный критерий определяется следующими показателями: наличие познавательно интереса к инновационным педагогическим технологиям; осознанная потребность в разработке и реализации инноваций; осознание целей собственной инновационной деятельности; желание экспериментировать. Когнитивный критерий был использован так как его показателями являются знания целей, задач, способов инновационной деятельности и методов работы. Следующим критерием готовности к инновационной деятельности выступает сама практика . Практическая деятельность связана с формированием функциональных систем действий и отражает формируемые умения и навыки. Личностный критерий готовности к инновационной деятельности определяется следующими показателями: активность, открытость к инновациям, умение анализа собственной деятельности, способность к самосовершенствованию.
Опираясь на методики В. А. Андреева и Т. С. Соловьевой нами были выделены следующие уровни готовности к инновационной деятельности педагога:
− начальный (интерес к инновационной деятельности незначительный или отсутствует вообще, нет системы знаний об инновационных технологиях в выбранной специальности и собственном инновационном потенциале, инновационная деятельность не реализуется, индивидуальный стиль деятельности отсутствует),
− низкий (интерес к инновационной деятельности неустойчивый, разрозненная система знаний об инновационных технологиях и собственном инновационном потенциале, система реализации инновационной деятельности недостаточно продуманна, но в работе чувствуются элементы индивидуального стиля деятельности),
− средний (устойчивый интерес к инновационной деятельности, сформированная система знаний об инновационных технологиях в выбранной специальности и собственном инновационном потенциале, системная реализация инновационной деятельности, индивидуальный стиль инновационной деятельности у педагога);
− высокий (владение высокой мотивацией, свободное владение и творческое использование знаний об инновационных технологиях, наличие творческой деятельности у педагога).
Для диагностирования результатов была разработана «Диагностическая карта уровней готовности к инновационной деятельности педагогов школы», которая содержала уровни (высокий, средний, низкий, начальный), показатели готовности к инновационной деятельности и % учителей, соответствующих уровню готовности к инновационной деятельности.
Разработанный диагностический инструментарий позволил выявить уровень готовности каждого педагога к инновационной деятельности, определить слабые компоненты готовности. Полученные диагностические данные дали возможность проверить, дополнить наши гипотетические предположения о структуре и содержательном наполнении компонентов готовности, спрогнозировать необходимый спектр профессиональных и личностных качеств преподавателей, необходимых для реализации инновационных методов работы, обеспечить основу для выявления резервных возможностей и прогноза инновационного потенциала коллектива школы. Конструктивная функция диагностирования позволила разработать теоретическую модель развития готовности, которая отражает идеальный характер процесса её совершенствования.
Литература:
- Дерновский И. Д. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие/ И. Д. Дерновский.-К.: «Академвидав»,2004.-352с.
- ДьяченкоМ. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
- Лагунова М. В., Воропаева Е. Э. Готовность педагога к инновационной деятельности/ М. В. Лагунова, Е. Э. Воропаева//Материалы I Международной научно-практической конференции. Сб.науч.статей.-Москва: НИЦ «Апробация»,2013.-С.161–167.
- Лобок, А. М. Проблематика инновационной деятельности в экспликации к проблемному полю образовательной программы [Текст] / А. М. Лобок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 1.
- Мельник, О. Ф. Инновационность образовательных учреждений: подходы к описанию феномена [Текст] / О. Ф. Мельник // Альманах современной науки и образования. — 2008. — № 10–1. — С. 114–117
- Нерсесян Л. С., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии. — 1969. — № 5. — С.24–31
- Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в 2-х частях, часть I / В. А. Сластенин, Н.Ф Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. -288 с
- Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М., 1997–224с.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Яковлев А. И. Критерии эффективности идейно-воспитательной работы // Эффективность идейно-воспитательной работы. — М.: Мысль, 1975. — С. 85.БСЭ. — 3-е изд. — Т.13. — М., 1973. –С. 450.
- Воропаева, Е. Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности / Е. Э. Воропаева. — Текст : электронный // Электронный научный журнал "Современные проблемы науки и образования" : [сайт]. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13880 (дата обращения: 24.12.2020).