В статье автор предоставляет алгоритмы проведения практических работ по географии в 6-м классе.
Практические работы для географии являются главной, неотъемлемой частью на каждом этапе учебного процесса.
О. В. Крылова отмечает, что практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные науке, основы которой изучаются в школе [4].
Практические работы должны помочь учащимся выработать умениями и навыками, характерные для географии.
А. Е. Бибик подчеркивает, что для географии — это умения и навыки работы с картами, наблюдения в природе, производстве, работа со статистико-экономическими показателями и пр. Примером практической работы может служить использование учениками метеоприборов при наблюдении за погодой, измерение расстояний при изучении темы «План и карта» и т. п. [2, с. 306; 3].
Круг практических работ при изучении географии весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.); в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) проведение наблюдений на производстве; д) съемка плана пути или участка; е) работа с различными видами карт; ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др. [2, с. 308].
По мнению В. А. Коринской, к практическим работам по географии относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т. д. Все это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами географической науки и на выработку у них географических приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой [1, с. 6].
Количество работ, примерное их содержание и даже поиск времени на их проведение являются предметом многочисленных дискуссий. В настоящий момент в методике преподавания географии трудно найти более многозначный термин, чем практическая работа. Они бывают проверочными и тренировочными, индивидуальными и групповыми, могут проводиться как привычный урок или в форме игры. Поэтому можно сказать, что «Практическая работа — это общее название разных по образовательным целям учебных работ по географии с обязательным представлением учащимися результатов работы» [5].
В 6-м классе практические работы способствуют формированию умений и навыков практической и измерительной деятельности, а также умений определять, измерять и фиксировать характеристики объектов, процессов и явлений.
Алгоритм выполнения практических работ в 6-м классе для УМК Е. М. Домогацких. «География. Физическая география»
Практическая работа № 1
Определение по карте географических координат различных географических объектов
Ход работы :
Используя физическую карту полушарий и России в атласе, определите координаты:
Географический объект |
Географические координаты |
Гора Денали (Мак-Кинли) |
|
Нью-Дели |
|
Санкт-Петербург |
|
51 о с . ш . и 31 о в . д . |
|
1 о ю . ш . и 78 о з . д . |
Практическая работа № 2
Определение направлений и расстояний по карте
Ход работы:
Используя физическую карту мира в атласе, заполните таблицу:
Географический объект |
Географические координаты |
Направление от Москвы |
Расстояние от Москвы (км) |
Абсолютная высота (м) |
Лондон |
||||
Вулкан Килиманджаро |
||||
Нью-Дели |
||||
Южный Полюс |
Практическая работа № 3
Составление простейшего плана местности
Оборудование: планшеты, компасы, карандаши, линейки.
Ход работы:
Наблюдаемый объект |
Расположение объекта по отношению к наблюдателю |
Азимут |
Расстояние (м) |
Школа 20 м * 7 м |
Северное |
90° |
- |
Клумба 210 м * 4 м |
Юго-восточное |
40° |
2 |
Клумба 1 8 м * 4 м |
Юго-западное |
140° |
2 |
Постройте план школьного двора, используя данные таблицы и рекомендуемый масштаб — Масштаб: в 1 см — 1 м.
Практическая работа № 4
Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей
Ход работы:
По плану описания на стр.216, дайте характеристику одной из горных систем:
Вариант 1. Гималаи.
Вариант 2. Восточно-Европейская (Русская) равнина.
Практическая работа № 5
Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды
Ход работы:
- Используя данные таблицы на стр.131 учебника , составить диаграмму осадков по сезонам года. Для этого подсчитать среднее количество осадков по сезонам года и их общее количество за год.
- Используя данные таблицы на стр.123, построите «розу ветров» и диаграмму облачности за месяц.
Примечание: способ построения розы ветров описан в учебнике на странице 122 рисунок 87.
Сделайте вывод о том , каковы причины изменения погоды.
Практическая работа № 6
Нанесение на контурную карту объектов гидросферы
Ход работы:
Пользуясь физической картой полушарий, нанесите на контурную карту полушарий:
океаны
моря
заливы
проливы
течения
реки
озера
Вывод: Каковозначение гидросферы для жизни и деятельности человека?
Практическая работа № 7
Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли
Ход работы:
Используя карты атласа, справочные материалы и предложенный план описания реки на стр. 216, опишите одну из крупнейших рек мира.
Вариант 1. Амазонка.
Вариант 2. Нил.
Вариант 3. Волга.
Литература:
- В. А. Коринская. «Самостоятельные работы учащихся по географии материков». Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983 г.
- «Методика обучения географии в средней школе» под ред. А. Е. Бибик и др.М.: Просвещение, 1975 г.
- https://kopilkaurokov.ru/geografiya/prochee/mietodichieskiie_riekomiendatsii_k_praktichieskim_rabotam???history=35&pfid=1&sample=7&ref=0
- https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200701711???history=35&pfid=1&sample=0&ref=1
- http://www.sev-centr.ru/files/03.05.2017-rol_prakticheskikh_rabot_v_geografii.pdf