Анализ транспортной работы по перевозке грузов и пассажиров по территории РФ с 2009 по 2019 гг. Влияние эпидемиологической ситуации на работу транспорта и оценка экономических убытков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 25.12.2020

Статья просмотрена: 732 раза

Библиографическое описание:

Клименко, И. С. Анализ транспортной работы по перевозке грузов и пассажиров по территории РФ с 2009 по 2019 гг. Влияние эпидемиологической ситуации на работу транспорта и оценка экономических убытков / И. С. Клименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 318-322. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77051/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье проанализированы статистические данные по грузообороту и пассажирообороту в нашей стране по последние 11 лет и первое полугодие 2020 г. Рассмотрено влияние эпидемиологических государственных карантинных мер на работу транспорта по выполнению различных перевозок, показаны и проанализированы экономические убытки крупных и средних организаций транспорта.

Ключевые слова: грузооборот, пассажирооборот, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, внутренний водный, воздушный виды транспорта, эпидемиологические государственные карантинные меры, экономические потери.

Транспортировка является одной из ключевых логистических функций. Транспорт — это не только технические средства для осуществления перевозок грузов и пассажиров, это, прежде всего, отрасль экономики страны, которая обеспечивает функционирование всех экономических сфер, бесперебойно и своевременно удовлетворяя потребности экономики и населения в перевозках и сопутствующих им услугах. Доля транспортной отрасли в ВВП РФ составляет 5,2 %.

Транспортную систему России формирует развитая транспортная сеть, которая включает в себя 86 тыс. км железных дорог, около 1,5 млн км автодорог общего пользования, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефтепроводов, более 140 тыс. км магистральных газопроводов, свыше 100 тыс. км внутренних водных путей и множество морских трасс [1, с.262].

Транспортная работа по перевозке грузов (грузооборот) — это экономический показатель работы транспорта, который представляет собой произведение массы перевозимого груза за определенное время на расстояние перевозки.

Транспортная работа по перевозке пассажиров (пассажирооборот) — показатель, отражающий объем перевозок пассажиров в пассажиро-километрах. Рассчитывается как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта.

Грузооборот и пассажирооборот являются основными характеристиками работы транспорта, имеющими социально-экономическое значение.

Рассмотрим грузооборот по видам транспорта за период с 2009 по 2019 гг. (млрд ткм) (таблица 1) [2].


Таблица 1

Грузооборот по видам транспорта по РФ

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Транспорт — всего

4 446

4 752

4 915

5 056

5 084

5 080

5 108

5 198

5 488

5 636

5 674

в том числе:

железнодорожный

1 865

2 011

2 128

2 222

2 196

2 301

2 306

2 344

2 493

2598

2602

автомобильный

180

199

223

249

250

247

247

248

255

259

275

трубопроводный-всего

2 246

2 382

2 422

2 453

2 513

2 423

2 444

2 489

2 615

2668

2686

в том числе:

газопроводный

1 123

1 259

1 302

1 265

1 289

1 203

1 176

1 181

1 300

1336

1318

нефтепроводный

1 087

1 084

1 083

1 152

1 182

1 178

1 226

1 262

1 265

1276

1318

нефтепродуктопроводный

36

39

38

36

42

42

42

46

50

55

51

морской

98

100

78

45

40

32

42

43

50

37

37

внутренний водный

53

54

59

81

80

72

64

67

67

66

66

воздушный

3,6

4,7

5,0

5,1

5,0

5,2

5,6

6,6

7,9

7,8

7,4

Определим наиболее значимый вид транспорта при перевозке грузов, выделив долю каждого вида транспорта от общего количества тонно-километров, и проанализируем динамику транспортной работы по годам.

Итого, получим следующие данные, в процентах (таблица 2).

Таблица 2

Ранжирование видов транспорта при перевозке грузов по РФ

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Ранг

Транспорт — всего

4 446

4 752

4 915

5 056

5 084

5 080

5 108

5 198

5 488

5 636

5 674

в том числе:

железнодорожный

41,95

42,32

43,30

43,95

43,19

45,30

45,14

45,09

45,43

46,10

45,86

2

автомобильный

4,05

4,19

4,54

4,92

4,92

4,86

4,84

4,77

4,65

4,60

4,85

3

трубопроводный

50,52

50,13

49,28

48,52

49,43

47,70

47,85

47,88

47,65

47,34

47,34

1

морской

2,20

2,10

1,59

0,89

0,79

0,63

0,82

0,83

0,91

0,66

0,65

4

внутренний водный

1,19

1,14

1,20

1,60

1,57

1,42

1,25

1,29

1,22

1,17

1,16

5

воздушный

0,08

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,11

0,13

0,14

0,14

0,13

6

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100


Из таблицы видно, что большую долю в грузообороте по РФ занимает трубопроводный вид транспорта, который делится на газопроводный, нефтепроводный и нефтепродуктопроводный, что связано с ключевой ролью ресурсного снабжения в стране. На втором месте стоит железнодорожный вид транспорта. Третье место по объему выполняемой транспортной работы занимает автомобильный транспорт. Морской, водный и воздушный виды транспорта занимают приблизительно одинаковые низкие доли от общего количества тонно-километров. И такая тенденция сохраняется на протяжении последних 11 лет. При этом величина транспортной работы с каждым годом растет (рис. 1).

Грузооборот по видам транспорта в РФ

Рис. 1. Грузооборот по видам транспорта в РФ

Теперь проанализируем, на какой вид транспорта приходится самая большая доля транспортной работы по перевозке пассажиров (таблица 3) [2].


Таблица 3

Статистические данные по пассажирообороту в РФ, млрд пасс.-км

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Транспорт — всего

464,1

483,7

502,5

532,3

546,9

555,9

529,7

519,4

560,2

593,6

635,2

из него по видам:

железнодорожный

151,5

138,9

139,8

144,6

138,5

130,0

120,6

124,6

123,1

129,5

133,6

автобусный

141,5

140,6

138,6

133,3

126,0

127,1

126,3

124,3

123,4

122,5

122,5

трамвайный

7,1

6,7

6,4

6,3

5,3

5,0

4,8

4,6

4,3

3,9

3,8

троллейбусный

7,9

7,1

6,9

6,6

5,7

6,4

6,0

5,5

5,2

4,7

4,2

метрополитен

42,7

42,4

43,2

45,1

45,6

45,4

44,6

44,1

44,1

45,4

47,4

морской

0,06

0,06

0,05

0,04

0,04

0,07

0,06

0,09

0,08

0,06

0,05

внутренний водный

0,8

0,8

0,7

0,6

0,6

0,5

0,5

0,6

0,6

0,6

0,6

воздушный

112,5

147,1

166,8

195,8

225,2

241,4

226,8

215,6

259,4

286,9

323,0

Выделим долю каждого вида транспорта в каждом году от общего количества пассажиро-километров и проранжируем по значимости (таблица 4).

Таблица 4

Ранжирование видов транспорта в зависимости от выполняемой ими транспортной работы при перевозке пассажиров по территории РФ

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Ранг

Транспорт — всего

464,1

483,7

502,5

532,3

546,9

555,9

529,7

519,4

560,2

593,6

635,2

635,2

из него по видам:

железнодорожный

32,64

28,72

27,82

27,17

25,32

23,39

22,77

23,99

21,97

21,82

21,03

2

автобусный

30,49

29,07

27,58

25,04

23,04

22,86

23,84

23,93

22,03

20,64

19,29

3

трамвайный

1,53

1,39

1,27

1,18

0,97

0,90

0,91

0,89

0,77

0,66

0,60

6

троллейбусный

1,70

1,47

1,37

1,24

1,04

1,15

1,13

1,06

0,93

0,79

0,66

5

метрополитен

9,20

8,77

8,60

8,47

8,34

8,17

8,42

8,49

7,87

7,65

7,46

4

морской

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,02

0,01

0,01

0,01

8

внутренний водный

0,17

0,17

0,14

0,11

0,11

0,09

0,09

0,12

0,11

0,10

0,09

7

воздушный

24,24

30,41

33,19

36,78

41,18

43,43

42,82

41,51

46,30

48,33

50,85

1

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


Из таблицы 4 видно, что с каждым годом возрастает роль воздушного вида транспорта, как самого быстрого. За рассматриваемые 11 лет транспортная работа железнодорожного и автобусного видов транспорта несколько снизилась. Снизилась и транспортная работа метрополитена из-за увеличения доступности приобретения легковых автомобилей.

В целом, общая работа, выполняемая различными видами транспорта по перевозке пассажиров, с каждым годом растет (рис.2).

Пассажирооборот по видам транспорта в РФ

Рис. 2. Пассажирооборот по видам транспорта в РФ

Если рассмотреть динамику грузооборота и пассажирооборота за первые полгода 2020 года, когда на территории РФ были введены карантинные меры, то можно увидеть, что транспортная работа по перевозке пассажиров по сравнению с первым полугодием 2019 г. снизилась почти в 2 раза (по данным информационно-статистического бюллетеня Министерства транспорта РФ пассажирооборот на период с января по июнь 2020 года составил 141,6 млрд пасс.-км, а за аналогичный период 2019–259,6 млрд пасс.-км), транспортная работа по перевозке грузов практически не изменилась (январь-июнь 2019 г. — 2 825,9 млрд ткм, январь-июнь 2020–2654 млрд ткм) [3].

Проанализируем финансовое состояние крупных и средних организаций транспорта по итогам первого полугодия 2020 года и сравним с аналогичным периодом 2019 года (таблица 5) [3].

Таблица 5

Прибыль (убыток) до налогообложения крупных и средних организаций транспорта по видам экономической деятельности

Транспорт по видам экономической деятельности

Прибыль (убыток) до

Отношение 2020 год к 2019 году, %

налогообложения, тыс.руб.

первое полугодие 2019 год

первое полугодие 2020 год

Транспортный комплекс — всего

393988783,00

-16492645,00

-

в том числе:

Деятельность железнодорожного транспорта-всего

140631352,00

-23071696,00

-

деятельность железнодорожного транспорта: пассажирские перевозки

66262758,00

-36417704,00

-

деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки

74368594,00

13346008,00

17,95

Деятельность автомобильного транспорта — всего

-1087249,00

-11644001,00

-

Деятельность автомобильного транспорта: пассажирские перевозки

-9591363,00

-18447219,00

-

деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам

8504114,00

6803218,00

80,00

Деятельность морского транспорта-всего

4183804,00

3012716,00

72,01

деятельность морского пассажирского транспорта

-503663,00

-292301,00

-

деятельность морского грузового транспорта

4687467,00

3305017,00

70,51

Деятельность внутреннего водного транспорта — всего

670762,00

-1960982,00

-

деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта

-360003,00

-810347,00

-

деятельность внутреннего водного грузового транспорта

1030765,00

-1150635,00

-

Деятельность воздушного транспорта — всего

-30956682,00

-69391820,00

-

деятельность пассажирского воздушного транспорта

-22023526,00

-96986020,00

-

деятельность грузового воздушного транспорта

-8933156,00

27594200,00

-

Деятельность транспортная вспомогательная

280546796,00

86563138,00

30,86

из неё:

транспортная обработка грузов

138365083,00

65155970,00

47,09

деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками

90268252,00

54948876,00

60,87

деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, автомагистралей, мостов и тоннелей

51913461,00

-33541708,00

-

Из таблицы 5 видно, что эпидемиологические карантинные меры оказали отрицательное влияние на пассажирские перевозки, при этом грузооборот различных видов транспорта пострадал мало. Деятельность по перевозке грузов осталась практически без изменений у автомобильного и морского видов транспорта. Затраты на вспомогательную деятельность снизились на 70 %.

Таким образом, динамика грузооборота и пассажирооборота до 2019 г. включительно была равномерной и прогрессирующей. Эпидемиологическая ситуация в мире, в том числе в нашей стране, повлияла на снижение транспортной работы, прежде всего в части перевозок пассажиров, и внесла существенные убытки в экономическую деятельность различного вида транспорта.

Литература:

  1. Логистика и управление цепями поставок: учебник и практикум для вузов / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 359 с.
  2. Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru), дата обращения 23.12.2020 г.
  3. Транспорт России (информационно-статистический бюллетень), сайт Министерства транспорта РФ (https://mintrans.gov.ru), дата обращения 23.12.2020 г.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортная работа, вид транспорта, деятельность, РФ, перевозка грузов, перевозка пассажиров, таблица, автомобильный транспорт, различный вид транспорта, экономическая деятельность.


Ключевые слова

пассажирооборот, экономические потери, грузооборот, автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, морской, внутренний водный, воздушный виды транспорта, эпидемиологические государственные карантинные меры

Похожие статьи

Анализ системы антикризисного управления в ОАО «Российские железные дороги»

В данной статье проведен анализ теоретических аспектов антикризисного управления компанией, также анализ грузоперевозок по различным видам транспорта в период с 2019 по 2021 гг. Согласно статистике, которая приводится в данной статье, наблюдается гра...

Последовательный анализ динамики внешней торговли России по купле-продаже судов, лодок и плавучих конструкций

В данной статье проведен последовательный анализ динамики внешней торговли России, структуры импорта и экспорта по купле-продаже судов, лодок и плавучих конструкций. Рассмотрено изменение товарных отношений в данном сегменте между Россией и Украиной,...

Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы

В статье исследован фармацевтический рынок Российской Федерации в период 2005–2013 гг. Проведен анализ основных структурных параметров, в том числе соотношения импортных и отечественных лекарственных средств, лекарственных средств рецептурного и безр...

Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные проблемы

В статье рассматривается состояние правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в отношении возбуждения уголовных дел, связанных с таможенной деятельностью. Представляется четкий перечень таможенных преступлений, разделенны...

Анализ импортозамещения в России

В данной статье рассмотрена сущность импортозамещения в России, предпосылки возникновения необходимости замещения импорта, основные направления, по которым необходимы программы поддержки и стимулирования. Дано определение понятия “импортозамещение”, ...

Анализ развития малого предпринимательства Российской Федерации: проблемы и перспективы

В данной статье проведен анализ динамики развития малого предпринимательства РФ за период с 2012 по 2016 год, динамики роста объема отгруженных товаров собственного производства за период с 2011 по 2015 год, а также рассмотрен и проанализирован сальд...

Тенденции правового регулирования международных авиаперевозок

Оценивается влияние пандемии COVID-19 на сферу международных воздушных перевозок. Выявлены перспективы развития правового регулирования согласно руководству по экономическим и финансовым мерам по уменьшению влияния вспышки коронавируса на авиацию, со...

Оценка качества жизни населения как форма изучения социально-географического пространства Кыргызской Республики

В статье проведен всесторонний анализ социально- экономическое положение в Кыргызской Республике в период с 2009 по 2014 гг. и рассмотрены и проанализированы различия социально-экономическое развитие, и влияние их на политическую и экономическую обст...

Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных платежей: проблемы и направления совершенствования

В данной научной статье автор рассмотрит и раскроет таможенные платежи, их роль в структуре бюджета РФ, а также роль таможенных органов в формировании бюджета РФ. Актуальность статьи заключается в том, что несоответствие потребностей развития экономи...

Особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна

В статье рассмотрены особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна. Все порты Арктического бассейна условно разделены на три группы. В статье дана характеристика, особенности и перспективы развития всех портов из каждой груп...

Похожие статьи

Анализ системы антикризисного управления в ОАО «Российские железные дороги»

В данной статье проведен анализ теоретических аспектов антикризисного управления компанией, также анализ грузоперевозок по различным видам транспорта в период с 2019 по 2021 гг. Согласно статистике, которая приводится в данной статье, наблюдается гра...

Последовательный анализ динамики внешней торговли России по купле-продаже судов, лодок и плавучих конструкций

В данной статье проведен последовательный анализ динамики внешней торговли России, структуры импорта и экспорта по купле-продаже судов, лодок и плавучих конструкций. Рассмотрено изменение товарных отношений в данном сегменте между Россией и Украиной,...

Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы

В статье исследован фармацевтический рынок Российской Федерации в период 2005–2013 гг. Проведен анализ основных структурных параметров, в том числе соотношения импортных и отечественных лекарственных средств, лекарственных средств рецептурного и безр...

Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные проблемы

В статье рассматривается состояние правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в отношении возбуждения уголовных дел, связанных с таможенной деятельностью. Представляется четкий перечень таможенных преступлений, разделенны...

Анализ импортозамещения в России

В данной статье рассмотрена сущность импортозамещения в России, предпосылки возникновения необходимости замещения импорта, основные направления, по которым необходимы программы поддержки и стимулирования. Дано определение понятия “импортозамещение”, ...

Анализ развития малого предпринимательства Российской Федерации: проблемы и перспективы

В данной статье проведен анализ динамики развития малого предпринимательства РФ за период с 2012 по 2016 год, динамики роста объема отгруженных товаров собственного производства за период с 2011 по 2015 год, а также рассмотрен и проанализирован сальд...

Тенденции правового регулирования международных авиаперевозок

Оценивается влияние пандемии COVID-19 на сферу международных воздушных перевозок. Выявлены перспективы развития правового регулирования согласно руководству по экономическим и финансовым мерам по уменьшению влияния вспышки коронавируса на авиацию, со...

Оценка качества жизни населения как форма изучения социально-географического пространства Кыргызской Республики

В статье проведен всесторонний анализ социально- экономическое положение в Кыргызской Республике в период с 2009 по 2014 гг. и рассмотрены и проанализированы различия социально-экономическое развитие, и влияние их на политическую и экономическую обст...

Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных платежей: проблемы и направления совершенствования

В данной научной статье автор рассмотрит и раскроет таможенные платежи, их роль в структуре бюджета РФ, а также роль таможенных органов в формировании бюджета РФ. Актуальность статьи заключается в том, что несоответствие потребностей развития экономи...

Особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна

В статье рассмотрены особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна. Все порты Арктического бассейна условно разделены на три группы. В статье дана характеристика, особенности и перспективы развития всех портов из каждой груп...

Задать вопрос