В статье проанализированы статистические данные по грузообороту и пассажирообороту в нашей стране по последние 11 лет и первое полугодие 2020 г. Рассмотрено влияние эпидемиологических государственных карантинных мер на работу транспорта по выполнению различных перевозок, показаны и проанализированы экономические убытки крупных и средних организаций транспорта.
Ключевые слова: грузооборот, пассажирооборот, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, внутренний водный, воздушный виды транспорта, эпидемиологические государственные карантинные меры, экономические потери.
Транспортировка является одной из ключевых логистических функций. Транспорт — это не только технические средства для осуществления перевозок грузов и пассажиров, это, прежде всего, отрасль экономики страны, которая обеспечивает функционирование всех экономических сфер, бесперебойно и своевременно удовлетворяя потребности экономики и населения в перевозках и сопутствующих им услугах. Доля транспортной отрасли в ВВП РФ составляет 5,2 %.
Транспортную систему России формирует развитая транспортная сеть, которая включает в себя 86 тыс. км железных дорог, около 1,5 млн км автодорог общего пользования, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефтепроводов, более 140 тыс. км магистральных газопроводов, свыше 100 тыс. км внутренних водных путей и множество морских трасс [1, с.262].
Транспортная работа по перевозке грузов (грузооборот) — это экономический показатель работы транспорта, который представляет собой произведение массы перевозимого груза за определенное время на расстояние перевозки.
Транспортная работа по перевозке пассажиров (пассажирооборот) — показатель, отражающий объем перевозок пассажиров в пассажиро-километрах. Рассчитывается как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта.
Грузооборот и пассажирооборот являются основными характеристиками работы транспорта, имеющими социально-экономическое значение.
Рассмотрим грузооборот по видам транспорта за период с 2009 по 2019 гг. (млрд ткм) (таблица 1) [2].
Таблица 1
Грузооборот по видам транспорта по РФ
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Транспорт — всего |
4 446 |
4 752 |
4 915 |
5 056 |
5 084 |
5 080 |
5 108 |
5 198 |
5 488 |
5 636 |
5 674 |
в том числе: |
|||||||||||
железнодорожный |
1 865 |
2 011 |
2 128 |
2 222 |
2 196 |
2 301 |
2 306 |
2 344 |
2 493 |
2598 |
2602 |
автомобильный |
180 |
199 |
223 |
249 |
250 |
247 |
247 |
248 |
255 |
259 |
275 |
трубопроводный-всего |
2 246 |
2 382 |
2 422 |
2 453 |
2 513 |
2 423 |
2 444 |
2 489 |
2 615 |
2668 |
2686 |
в том числе: |
|||||||||||
газопроводный |
1 123 |
1 259 |
1 302 |
1 265 |
1 289 |
1 203 |
1 176 |
1 181 |
1 300 |
1336 |
1318 |
нефтепроводный |
1 087 |
1 084 |
1 083 |
1 152 |
1 182 |
1 178 |
1 226 |
1 262 |
1 265 |
1276 |
1318 |
нефтепродуктопроводный |
36 |
39 |
38 |
36 |
42 |
42 |
42 |
46 |
50 |
55 |
51 |
морской |
98 |
100 |
78 |
45 |
40 |
32 |
42 |
43 |
50 |
37 |
37 |
внутренний водный |
53 |
54 |
59 |
81 |
80 |
72 |
64 |
67 |
67 |
66 |
66 |
воздушный |
3,6 |
4,7 |
5,0 |
5,1 |
5,0 |
5,2 |
5,6 |
6,6 |
7,9 |
7,8 |
7,4 |
Определим наиболее значимый вид транспорта при перевозке грузов, выделив долю каждого вида транспорта от общего количества тонно-километров, и проанализируем динамику транспортной работы по годам.
Итого, получим следующие данные, в процентах (таблица 2).
Таблица 2
Ранжирование видов транспорта при перевозке грузов по РФ
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Ранг |
|
Транспорт — всего |
4 446 |
4 752 |
4 915 |
5 056 |
5 084 |
5 080 |
5 108 |
5 198 |
5 488 |
5 636 |
5 674 |
|
в том числе: |
||||||||||||
железнодорожный |
41,95 |
42,32 |
43,30 |
43,95 |
43,19 |
45,30 |
45,14 |
45,09 |
45,43 |
46,10 |
45,86 |
2 |
автомобильный |
4,05 |
4,19 |
4,54 |
4,92 |
4,92 |
4,86 |
4,84 |
4,77 |
4,65 |
4,60 |
4,85 |
3 |
трубопроводный |
50,52 |
50,13 |
49,28 |
48,52 |
49,43 |
47,70 |
47,85 |
47,88 |
47,65 |
47,34 |
47,34 |
1 |
морской |
2,20 |
2,10 |
1,59 |
0,89 |
0,79 |
0,63 |
0,82 |
0,83 |
0,91 |
0,66 |
0,65 |
4 |
внутренний водный |
1,19 |
1,14 |
1,20 |
1,60 |
1,57 |
1,42 |
1,25 |
1,29 |
1,22 |
1,17 |
1,16 |
5 |
воздушный |
0,08 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,11 |
0,13 |
0,14 |
0,14 |
0,13 |
6 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Из таблицы видно, что большую долю в грузообороте по РФ занимает трубопроводный вид транспорта, который делится на газопроводный, нефтепроводный и нефтепродуктопроводный, что связано с ключевой ролью ресурсного снабжения в стране. На втором месте стоит железнодорожный вид транспорта. Третье место по объему выполняемой транспортной работы занимает автомобильный транспорт. Морской, водный и воздушный виды транспорта занимают приблизительно одинаковые низкие доли от общего количества тонно-километров. И такая тенденция сохраняется на протяжении последних 11 лет. При этом величина транспортной работы с каждым годом растет (рис. 1).
Рис. 1. Грузооборот по видам транспорта в РФ
Теперь проанализируем, на какой вид транспорта приходится самая большая доля транспортной работы по перевозке пассажиров (таблица 3) [2].
Таблица 3
Статистические данные по пассажирообороту в РФ, млрд пасс.-км
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Транспорт — всего |
464,1 |
483,7 |
502,5 |
532,3 |
546,9 |
555,9 |
529,7 |
519,4 |
560,2 |
593,6 |
635,2 |
из него по видам: |
|||||||||||
железнодорожный |
151,5 |
138,9 |
139,8 |
144,6 |
138,5 |
130,0 |
120,6 |
124,6 |
123,1 |
129,5 |
133,6 |
автобусный |
141,5 |
140,6 |
138,6 |
133,3 |
126,0 |
127,1 |
126,3 |
124,3 |
123,4 |
122,5 |
122,5 |
трамвайный |
7,1 |
6,7 |
6,4 |
6,3 |
5,3 |
5,0 |
4,8 |
4,6 |
4,3 |
3,9 |
3,8 |
троллейбусный |
7,9 |
7,1 |
6,9 |
6,6 |
5,7 |
6,4 |
6,0 |
5,5 |
5,2 |
4,7 |
4,2 |
метрополитен |
42,7 |
42,4 |
43,2 |
45,1 |
45,6 |
45,4 |
44,6 |
44,1 |
44,1 |
45,4 |
47,4 |
морской |
0,06 |
0,06 |
0,05 |
0,04 |
0,04 |
0,07 |
0,06 |
0,09 |
0,08 |
0,06 |
0,05 |
внутренний водный |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
воздушный |
112,5 |
147,1 |
166,8 |
195,8 |
225,2 |
241,4 |
226,8 |
215,6 |
259,4 |
286,9 |
323,0 |
Выделим долю каждого вида транспорта в каждом году от общего количества пассажиро-километров и проранжируем по значимости (таблица 4).
Таблица 4
Ранжирование видов транспорта в зависимости от выполняемой ими транспортной работы при перевозке пассажиров по территории РФ
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Ранг |
|
Транспорт — всего |
464,1 |
483,7 |
502,5 |
532,3 |
546,9 |
555,9 |
529,7 |
519,4 |
560,2 |
593,6 |
635,2 |
635,2 |
из него по видам: |
||||||||||||
железнодорожный |
32,64 |
28,72 |
27,82 |
27,17 |
25,32 |
23,39 |
22,77 |
23,99 |
21,97 |
21,82 |
21,03 |
2 |
автобусный |
30,49 |
29,07 |
27,58 |
25,04 |
23,04 |
22,86 |
23,84 |
23,93 |
22,03 |
20,64 |
19,29 |
3 |
трамвайный |
1,53 |
1,39 |
1,27 |
1,18 |
0,97 |
0,90 |
0,91 |
0,89 |
0,77 |
0,66 |
0,60 |
6 |
троллейбусный |
1,70 |
1,47 |
1,37 |
1,24 |
1,04 |
1,15 |
1,13 |
1,06 |
0,93 |
0,79 |
0,66 |
5 |
метрополитен |
9,20 |
8,77 |
8,60 |
8,47 |
8,34 |
8,17 |
8,42 |
8,49 |
7,87 |
7,65 |
7,46 |
4 |
морской |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
8 |
внутренний водный |
0,17 |
0,17 |
0,14 |
0,11 |
0,11 |
0,09 |
0,09 |
0,12 |
0,11 |
0,10 |
0,09 |
7 |
воздушный |
24,24 |
30,41 |
33,19 |
36,78 |
41,18 |
43,43 |
42,82 |
41,51 |
46,30 |
48,33 |
50,85 |
1 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Из таблицы 4 видно, что с каждым годом возрастает роль воздушного вида транспорта, как самого быстрого. За рассматриваемые 11 лет транспортная работа железнодорожного и автобусного видов транспорта несколько снизилась. Снизилась и транспортная работа метрополитена из-за увеличения доступности приобретения легковых автомобилей.
В целом, общая работа, выполняемая различными видами транспорта по перевозке пассажиров, с каждым годом растет (рис.2).
Рис. 2. Пассажирооборот по видам транспорта в РФ
Если рассмотреть динамику грузооборота и пассажирооборота за первые полгода 2020 года, когда на территории РФ были введены карантинные меры, то можно увидеть, что транспортная работа по перевозке пассажиров по сравнению с первым полугодием 2019 г. снизилась почти в 2 раза (по данным информационно-статистического бюллетеня Министерства транспорта РФ пассажирооборот на период с января по июнь 2020 года составил 141,6 млрд пасс.-км, а за аналогичный период 2019–259,6 млрд пасс.-км), транспортная работа по перевозке грузов практически не изменилась (январь-июнь 2019 г. — 2 825,9 млрд ткм, январь-июнь 2020–2654 млрд ткм) [3].
Проанализируем финансовое состояние крупных и средних организаций транспорта по итогам первого полугодия 2020 года и сравним с аналогичным периодом 2019 года (таблица 5) [3].
Таблица 5
Прибыль (убыток) до налогообложения крупных и средних организаций транспорта по видам экономической деятельности
Транспорт по видам экономической деятельности |
Прибыль (убыток) до |
Отношение 2020 год к 2019 году, % |
|
налогообложения, тыс.руб. |
|||
первое полугодие 2019 год |
первое полугодие 2020 год |
||
Транспортный комплекс — всего |
393988783,00 |
-16492645,00 |
- |
в том числе: |
|||
Деятельность железнодорожного транспорта-всего |
140631352,00 |
-23071696,00 |
- |
деятельность железнодорожного транспорта: пассажирские перевозки |
66262758,00 |
-36417704,00 |
- |
деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки |
74368594,00 |
13346008,00 |
17,95 |
Деятельность автомобильного транспорта — всего |
-1087249,00 |
-11644001,00 |
- |
Деятельность автомобильного транспорта: пассажирские перевозки |
-9591363,00 |
-18447219,00 |
- |
деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам |
8504114,00 |
6803218,00 |
80,00 |
Деятельность морского транспорта-всего |
4183804,00 |
3012716,00 |
72,01 |
деятельность морского пассажирского транспорта |
-503663,00 |
-292301,00 |
- |
деятельность морского грузового транспорта |
4687467,00 |
3305017,00 |
70,51 |
Деятельность внутреннего водного транспорта — всего |
670762,00 |
-1960982,00 |
- |
деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта |
-360003,00 |
-810347,00 |
- |
деятельность внутреннего водного грузового транспорта |
1030765,00 |
-1150635,00 |
- |
Деятельность воздушного транспорта — всего |
-30956682,00 |
-69391820,00 |
- |
деятельность пассажирского воздушного транспорта |
-22023526,00 |
-96986020,00 |
- |
деятельность грузового воздушного транспорта |
-8933156,00 |
27594200,00 |
- |
Деятельность транспортная вспомогательная |
280546796,00 |
86563138,00 |
30,86 |
из неё: |
|||
транспортная обработка грузов |
138365083,00 |
65155970,00 |
47,09 |
деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками |
90268252,00 |
54948876,00 |
60,87 |
деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, автомагистралей, мостов и тоннелей |
51913461,00 |
-33541708,00 |
- |
Из таблицы 5 видно, что эпидемиологические карантинные меры оказали отрицательное влияние на пассажирские перевозки, при этом грузооборот различных видов транспорта пострадал мало. Деятельность по перевозке грузов осталась практически без изменений у автомобильного и морского видов транспорта. Затраты на вспомогательную деятельность снизились на 70 %.
Таким образом, динамика грузооборота и пассажирооборота до 2019 г. включительно была равномерной и прогрессирующей. Эпидемиологическая ситуация в мире, в том числе в нашей стране, повлияла на снижение транспортной работы, прежде всего в части перевозок пассажиров, и внесла существенные убытки в экономическую деятельность различного вида транспорта.
Литература:
- Логистика и управление цепями поставок: учебник и практикум для вузов / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 359 с.
- Федеральная служба государственной статистики (https://rosstat.gov.ru), дата обращения 23.12.2020 г.
- Транспорт России (информационно-статистический бюллетень), сайт Министерства транспорта РФ (https://mintrans.gov.ru), дата обращения 23.12.2020 г.