В данной работе были разобраны основные способы выделения металлов платиновой группы из сплавов на основе железа, выбрана принципиальная гидрометаллургическая технология получения концентрата МПГ.
Ключевые слова: автомобильные катализаторы, переработка, МПГ, концентрат.
С целью переработки автомобильных катализаторов и извлечения из них металлов платиновой группы, рационально использовать пирометаллургические способы. Поскольку именно при высоких температурах достигается максимальное вскрытие активной поверхности металлов платиновой группы из керамической основы катализатора, а также удаление органического нагара. За счет такого подхода можно добиваться извлечения металлов платиновой группы порядка 99 %.
Полученный сплав преимущественно перерабатывают тремя способами: конвертирование, электрохимическое растворение или выщелачивание.
В первом способе плавку автомобильных катализаторов проводят на медный коллектор, после чего полученный расплав вводят в конвертер, в который в качестве окислителя металлической меди подают газовоздушную смесь, обогащенную кислородом. В процессе конвертирования происходит разделение расплава по плотности, оксид меди всплывает на поверхность расплава, а металлическая медь остается в подине, где и концентрируются металлы платиновой группы. Когда слой окисленной меди достигает порядка двух сантиметров его сливают из конвертера и процесс повторяют. Таким образом, содержание металлов платиновой группы можно произвольно регулировать в диапазоне от нескольких процентов до 80 % по массе.
Вытекший и отделенный слой оксида меди после затвердевания путем охлаждения повторно используют на плавке с целью повышения степени извлечения.
Основные минусы такого подхода, следующие:
большие временные затраты;
невысокий КПД;
высокие энергетические затраты.
При использовании гидрометаллургических методов плавку как правило проводят на железный коллектор, получая при этом сплав с содержанием металлов платиновой группы до 5 % (таблица 1), основными компонентами которого являются железо, кремний и углерод. Содержание последних может достигать порядка 20 %.
В первом случае полученный чугун разливают на аноды и растворяют электрохимическими методами, в результате чего образуется анодный шлам (таблица 2), содержащий около 10 % МПГ, углерод и кремний, железо и небольшое количество цветных металлов.
Таблица 1
Содержание основных компонентов в сплаве на основе железа
Элементы |
Pd |
Pt |
Rh |
Fe |
Cu |
Si |
Ti |
Ag |
Проч. |
% |
3,1 |
1,2 |
0,1 |
79,6 |
2,16 |
5,1 |
1,18 |
0,11 |
7,45 |
* Анализ выполнен методом РФА и не учитывает наличие углерода.
Образование углерода и кремния, которые являются основными сложными для удаления примесями, на ранних стадиях неизбежно, поскольку углерод используется в качестве восстановителя для коллектора, без углерода невозможно получение необходимых свойств чугуна, позволяющих свободно разливать последний в изложницы, а кремний входит в состав основы катализатора и также является необходимым компонентом шлака при плавке на железный коллектор.
С целью кондиционирования металлов платиновой группы необходимо максимально более полное удаление из шлама основных его составляющих — углерода и кремния.
Примерный состав шлама получаемый таким методом, представлен в таблице 2.
Таблица 2
Массовые доли компонентов шлама
Компонент |
С |
Si |
Fe |
Cu |
Mo |
S |
O |
МПГ |
||
Pt |
Pd |
Rh |
||||||||
Массовая доля, % |
25 |
13 |
15 |
3,5 |
0,6 |
1,7 |
31,4 |
5,9 |
3 |
0,9 |
* Состав шлама определен методом рентгеноспектрального анализа.
После промывки шлама раствором серной кислоты с целью дополнительного удаления железа и цветных металлов из шлама применяют его спекание в смеси с карбонатом натрия в муфельной печи. После чего проводят водное выщелачивание. Конечным продуктом в данной технологической схеме является обогащенный шлам, содержащий до 50 % МПГ.
Основными недостатками такого подхода являются:
большие временные затраты на растворение анодов;
низкий КПД;
высокие энергетические затраты;
высокая экологическая нагрузка.
Наиболее целесообразно использование процесса выщелачивания полученного сплава. Расплав разливается на гранулы с последующим измельчением. После чего проводится двухэтапное выщелачивание. Первый этап проводится с целью максимального перевода железа и цветных металлов в раствор, результаты выщелачивания представлены в таблице 3.
Таблица 3
Содержание основных компонентов после первого этапа выщелачивания
Элементы |
Pd |
Si |
Pt |
Cu |
Ti |
Fe |
Sn |
Pb |
Ag |
Проч, |
Содержание % |
38,1 |
17,32 |
12,03 |
7,4 |
6,42 |
5,88 |
4,62 |
2,93 |
1,13 |
4,14 |
* По данным РФА, не учитывается наличие углерода и родия
Как видно, в результате выщелачивания железо практически полностью переходит в раствор,
Целью второго этапа выщелачивания является перевод кремния и, частично, углерода в раствор. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Содержание основных компонентов после второго этапа выщелачивания
Элементы |
Pd |
Si |
Pt |
Cu |
Ti |
Fe |
Sn |
Pb |
Ag |
Проч, |
Содержание % |
46,529 |
- |
14,063 |
8,802 |
7,970 |
8,140 |
4,777 |
3,899 |
1,548 |
4.272 |
* По данным РФА, не учитывается наличие углерода и родия
После двухэтапного выщелачивания получаем концентрат, с содержанием МПГ до 50 %.
Таким образом, схема предлагаемой технологии представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Предлагаемая технология переработки катализаторов
Плюсами данной технологии по сравнению с аналогичной, где сплав растворяют электрохимически являются:
низкие временные затраты;
низкая экологическая нагрузка;
снижается себестоимость продукции.
Литература:
- Ю. А. Котляр, М. А. Меретуков. Л. С. Стрижко «Металлургия благородных металлов» Часть 2.
- Патент РФ «Способ переработки материалов, содержащих платиновые металлы», номер RU 2 618 282
- Патент РФ «Способ переработки отработанных катализаторов, содержащих металлы платиновой группы», номер RU 2 138 568
- Патент РФ «Способ извлечения металлов платиновой группы» RU 2 360 984
- Патент США «Процесс восстановления металлов платиновой группы», номер US5252305 (A)