Статья посвящена обсуждению вопросов взаимодействия органов муниципальной системы управления с некоммерческими организациями на примере Курской области.
Цель статьи: анализ возможностей организации взаимодействия органов власти с представителями некоммерческих организаций как формы существования (на примере Курской области).
В ходе проведенного исследования установлено, что в сфере взаимодействия органов муниципальной системы управления с некоммерческими организациями наибольшую актуальность представляет формирование в информационно-коммуникативном пространстве области нормативно-правовой базы, которая позволит эффективно улучшать социальную сферу и качество жизни людей.
Развитие институтов гражданского общества побуждает органы власти, в том числе и местного самоуправления, к поиску эффективного механизма взаимодействия с некоммерческими организациями.
За прошедший период в Курской области было принято множество нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с взаимодействием органов местного самоуправления с НКО, с целью достижения общественных благ, что ведет к улучшению коммуникации населения с органами власти. Все законы Курской области созданы на основании законов ФЗ. В главe IV ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ закреплены нормы, посвященные поддержке НКО и контролю за их деятельностью .
На региональном уровне:
— оказание помощи в развитии межрегионального сотрудничества социально ориентированных НКО;
— оказание помощи муниципальным программам поддержки социально ориентированных НКО.
На местном уровне — создание муниципальных программ поддержки социально ориентированных НКО с учетом местных экологических, экономических особенностей муниципалитета.
Некоммерческие организации за время своей деятельности накопили богатый потенциал интеллектуальных, материальных, информационных, человеческих ресурсов, которые они используют в своей повседневной работе при выработке новых вариантов решения социальных проблем в социальной сфере, где местные органы власти не всегда могут полностью осуществить свои функции.
Сотрудничество с некоммерческими организациями необходимо, так как в одиночку ни один их этих сторон не способна самостоятельно решить все проблемы, которые существуют в обществе.
Конструктивное взаимодействие органов местного самоуправления с НКО при решении социально-значимых проблем, осуществляется в рамках действующего законодательства и направлено на улучшение нормативно-правовой базы проведения рациональной социальной политики.
Большинство норм посвящены именно партнерским отношениям между НКО и органами власти. К таковым можно отнести:
- проведение совместных мероприятий;
- разработка социальных программ НКО для населения;
- обмен опытом;
- сотрудничество НКО и органов власти в решении различных вопросов в рамках своих компетенций;
- заключение между собой различных договоров и соглашений.
Несмотря на особый статус органов власти и их полномочия, при взаимодействии с НКО они не должны нарушать нормы законодательства. Так, согласно ст. 18 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» на органах государственной власти и местного самоуправления лежит обязанность по реализации защиты и обеспечению законных прав и интересов участников благотворительной деятельности. Более того, органы власти не вправе запрещать каким — либо способом или мешать физическим и юридическим лицам участвовать в таком виде деятельности. Если же органами власти будет совершено такое нарушение, они будут нести ответственность.
Сравнительный анализ некоммерческих организаций Курской области показал:
Организационно-правовая форма |
Курская область |
|
кол-во |
% |
|
Автономная некоммерческая организация |
173 |
9,66 |
Адвокатские палаты субъектов РФ |
1 |
0,06 |
Адвокатское бюро |
3 |
0,17 |
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств |
2 |
0,11 |
Иные некоммерческие организации |
1 |
0,06 |
Коллегия адвокатов |
25 |
1,39 |
Национально-культурная автономия |
1 |
0,06 |
Некоммерческий фонд |
78 |
4,36 |
Некоммерческое партнерство |
94 |
5,25 |
Нотариальная палата |
— |
— |
Общественная организация |
417 |
23,28 |
Общественно-государственное общественное объединение |
9 |
0,50 |
Общественное движение |
9 |
0,50 |
Общественное учреждение |
45 |
2,51 |
Общественный фонд |
33 |
1,84 |
Объединение работодателей |
1 |
0,06 |
Объединения (союз, ассоциация) юридических лиц |
102 |
5,69 |
Орган общественной самодеятельности |
2 |
0,11 |
Политическая партия |
61 |
3,41 |
Профессиональный союз |
302 |
16,86 |
Религиозная организация |
348 |
19,43 |
Союз (ассоциация) общественных объединений |
1 |
0,06 |
Территориальное общественное самоуправление |
1 |
0,06 |
Торгово-промышленная палата |
1 |
0,06 |
Учреждение |
65 |
3,63 |
Всего: |
1791 |
100 |
Примечание: В Курской области наибольшее количество и совокупный объем имеют:
— общественные организации — 417 (23,28 %);
— профессиональные союзы — 302 (16,86 %);
— религиозные организации — 348 (19,43 %);
— автономные некоммерческие организации — 173 (9,66 %);
— объединения (союз, ассоциация) юридических лиц — 102 (5,69 %).
Таким образом, сравнительный анализ организационно-правовых форм и количества некоммерческих организаций в Курской области позволяет говорить о том, что наибольшее количество некоммерческих организаций представлено общественными организациями, профессиональными союзами и религиозными организациями.
Литература:
- Подосинников Е. Ю. Роль региональных законодательных органов власти в политическом процессе современной России: автореф. Дис. … канд полит наук: 23.00.02. М., 2005. 21 с.
- Подосинников Е. Ю, Железняков. С. С. Некоммерческие организации Курской области как участники политического процесса региона // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. № 2 (19) С. 110–114.
- Мерсиянва И. В. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация и развитие местного самоуправления. М. 2007