В данной статье рассматриваются особенности влияния музыки и математики на развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста, занимающихся инструментально-исполнительской деятельностью с целью профессионального самоопределения.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, дошкольное образование, игра на музыкальных инструментах, интеграция, музыка, математика, интеллектуально-творческий потенциал.
This article discusses the features of the influence of music and mathematics on the development of intellectual, cognitive, and creative abilities of preschool children engaged in instrumental and performing activities for the purpose of professional self-determination.
Key words: professional self-determination, preschool education, playing musical instruments, integration, music, mathematics, intellectual and creative potential.
Дошкольный возраст — время становления личности ребенка, его интеллектуального, творческого и нравственного развития, формирования главных навыков и умений для дальнейшей жизни, а также время раннего профессионального самоопределения. Поэтому к процессу воспитания и обучения малыша на музыкальных занятиях в детском саду следует относиться со всей серьезностью и ответственностью.
Если ребенок проявляет интерес к творческим профессиям в музыкальной сфере, долг педагога — развить в нем не только музыкальные, но и интеллектуально-творческие способности. В связи с этим для него все большую актуальность приобретают современные инновационные педагогические технологии, способствующие развитию определенных способностей воспитанника, которые в будущем станут важными профессиональными качествами его личности, указывающими на его готовность к профессиональной музыкальной деятельности.
Интеграция музыки и математики как эффективное инновационное средство формирования интеллектуально-творческой музыкально-одаренной личности дошкольника сегодня явление весьма распространенное. Данное средство используется с воспитательной целью при организации различных видов музыкально-творческой деятельности, и в частности в ходе организации игры на музыкальных инструментах.
Хотя на первый взгляд функции музыки и математики в воспитании музыкантов-инструменталистов различны, все же это не так. Творчество предполагает постоянное движение и смену эмоционального и рассудочного, следовательно, необходимость для музыканта чувственного восприятия в своей взаимосвязи с теоретическим мышлением становится очевидной. Поскольку музыка действенно развивает эмоциональную сферу, а занятия математикой активизируют познавательные процессы, интеграция искусства и науки способствует развитию исполнительской культуры дошкольника.
Музыка оптимизирует деятельность головного мозга, стимулирует запоминание информации, подает импульс для запуска творческого мышления. То, что музыка является мощным фактором развития интеллектуально-творческого потенциала, доказано многими педагогами-исследователями.
Так, профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. Она заметила следующее:
1) музыкальная деятельность неизменно пробуждает интерес к излагаемому материалу, развлекает, успокаивает, придает силы;
2) мыслительные процессы в музыкальной деятельности отличаются более высокой скоростью мышления и полифоничностью, т. е. способностью одновременно обрабатывать большое количество разнообразной информации;
3) дети, соприкасающиеся с музыкой, отличаются дисциплинированностью и эмоциональностью, хорошо развитыми процессами восприятия, внимания, памяти, а также сформированными речевыми, орфографическими, вычислительными навыками.
Кандидат педагогических наук, музыкант, педагог-психолог Алиса Анатольевна Самбурская, автор методики «Музыка интеллекта» (среди работ автора можно также отметить специальные теоретические курсы для студентов вузов психолого-педагогической направленности «Психология интеллекта и творчества» и «О влиянии музыкальной деятельности на интеллект»), утвердила факт того, что положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, стимулируют познавательный процесс. По мнению Самбурской, музыкальная деятельность обладает колоссальным потенциалом для развития интеллектуальных способностей человека в любом возрасте, особенно это актуально для детей в возрасте от 0 до 7 лет — в период наиболее активного формирования нейронных структур.
Российский музыкант, педагог, психолог Валентин Иванович Петрушин в своих исследованиях показал, как инструментальная музыка и музыкально-инструментальное исполнительство стимулирует воображение, внимание, мышление, расширяет эмоционально-чувственную сферу и способствует творческому развитию личности [2, 96–102].
Известный немецкий педагог, доцент кафедры музыки педагогического института в г. Виттен Вольфган Вюнш, рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный и интеллектуальный опыт [1, 5–10].
Перечень доказательств в пользу музыки можно было бы продолжить и дальше. Свидетельств тому множество и все они указывают на существенное значение музыкального искусства в развитии интеллектуально-творческих способностей детей.
Математика также выполняет не малую роль в становлении мастерства исполнителя-инструменталиста. Она формирует умение абстрагироваться, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений. Математика вырабатывает привычку к методичной работе, воспитывает точность, аккуратность, сосредоточенность, трудолюбие, терпение, без которых немыслимо инструментальное исполнительство [2, 39]. Кроме этого, универсальные математические способы познания являются основой формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают усвоение необходимых знаний и интеллектуальное развитие дошкольников, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться игре на музыкальных инструментах.
Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика является его высшим достижением. Она помогает ребенку в познании окружающего мира и в осознании самого себя, в формировании своего характера.
Итак, роль музыки и математики в воспитании интеллектуально-творческой личности дошкольника огромна. Воспитательное воздействие двух искусств будет еще сильнее, если интегрированные музыкальные занятия в детском саду будут проводиться в форме ролевых игр («Концерт ансамбля с солистом», «Играем в ансамбль», «Веселые музыканты» и др.). В играх дети отражают окружающее их многообразие действительности. У дошкольников развиваются художественно-творческие и сенсорные способности, формируются коммуникативные и исполнительские навыки, обогащается жизненный и музыкальный опыт, совершенствуется эстетический вкус, появляются профессионально-ориентированные интересы и склонности. Заметим, что дети, посещающие не только детский сад, но и музыкальную школу или школу искусств, начиная с 5–6 лет, воспитываются в условиях серьезной профессиональной подготовки. Познавательные, музыкальные, а также профессиональные навыки музыканта-исполнителя у таких детей формируются уже не только в игре, но и в ходе важной общественно значимой деятельности — в данном случае смешиваются стадии игры, интегрированного обучения и профессиональной подготовки.
Из всего сказанного видно, как музыка и математика развивают интеллектуальные, познавательные и творческие способности детей. Музыка — в плане эмоционального обогащения, математика — в плане развития теоретического мышления.
Процесс обучения игре на музыкальных инструментах, построенный на интегративной основе, формирует у дошкольника определенные качества, которые характеризуют его как интеллектуально-творческую личность, способную в дальнейшем к успешному овладению профессией музыканта-исполнителя.
Литература:
- Вюнш В. Формирование человека посредством музыки — перевод с нем. Н. Т. Григорьевой. М.: Парсифаль, 1997. С. 5–10.
- Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академический проект; Трикста, 2008. С. 39, С. 96–102.