В статье затрагивается проблема профессиональной направленности детей с ОВЗ. В статье анализируются профессиональные предпочтения и профессиональные предрасположенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: направленность профессионального самоопределения, дети с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные предпочтения.
В сфере психологии труда и организационной психологии особое место занимает имя ученого Н. С. Пряжникова, деятельность которого была связана с изучением профессионального самоопределения молодого поколения. Сущность понятия профессионального самоопределения, по мнению ученого, заключается в осознании значимости определенного рода профессиональной деятельности для общества с одной стороны, и для собственной личности, с другой стороны; в умении самостоятельно выбирать такой род профессиональной деятельности, который будет соответствовать физическим и психологическим качествам индивида, а также культурно-исторической и социально-экономической ситуации развития в стране.
Проблема выбора профессии становится особенно актуальной для старшего подросткового возраста — в 14–15 лет, ведь именно в этом возрасте ребенок оканчивает основную школу (9 класс), и перед ним впервые открываются различные средне-специальные профессиональные учреждения. Осуществить правильный выбор без помощи взрослых: родителей и педагогов, — обычному подростку не представляется возможным, но еще сложнее этот выбор дается особенным детям, имеющим ограниченные возможности здоровья. Именно поэтому на базе образовательных учреждений необходимо организовывать различные информационно-просветительские мероприятия, собирать профессиональные мастерские в комфортных условиях для детей и подростков с ОВЗ, учитывая разные стартовые возможности их развития. Такие мероприятия будут способствовать не только профессиональному самоопределению учащихся, но и социализации личности в целом.
Недостаточная же осведомленность о мире профессий или неадекватная оценка своих способностей и физических качеств, будет создавать подросткам дополнительные трудности, как на пути освоения, так и на пути реализации, что, не позволит достичь определенных успехов, высот, профессионального мастерства и, в конечном итоге, социализироваться.
Безусловно, профориентационная работа со школьниками с ОВЗ — непростая работа. Подростки с ОВЗ неоднородны в силу различных причин: специфичности протекания познавательных процессов в зависимости от зоны поражения, особенностей личностного развития, межличностной коммуникации, что усложняет профориентационную работу с такими детьми. Однако необходимо помнить, что ступень психического развития ребенка с ОВЗ в настоящий момент зависит не только от морфофункционального поражения структур головного мозга или иных жизненно важных органов, частей тела, но не в меньшей степени зависит и от качества предшествующего обучения, воспитания такого ребенка. Все вышеперечисленное доказывает значимость организации различных профориентационных мероприятий в комфортной педагогической среде, учитывающей личностный потенциал ребенка.
Общие представления о профессиях у детей формируются еще в раннем детстве и продолжают развиваться в период школьного обучения. Учеными-практиками, а также педагогами и родителями было отмечено, что изначально каждый ребенок независимо от наличия некого дефекта, его степени, тяжести, все абсолютно дети желают быть врачами, учителями, мальчики выбирают чаще профессии полицейского, пожарного и т. п., т. е. выбирают социально значимые профессии, «помогающие». При этом такая закономерность была отмечена даже у детей с интеллектуальной недостаточностью. Однако к концу школьного обучения у детей с ОВЗ должно сложиться представления о таких профессиях, которые соответствуют уровню их физического и психического развития. Именно соотношение возможностей и желания является результатом успешного профессионального самоопределения личности. Среди доступных производственных профессий для детей с ОВЗ, как правило, следующие: швея, маляр, столяр, плотник.
Стремление обрести профессию, реализоваться в ней есть подтверждение социальной зрелости личности. С осознания собственных желаний, склонностей, способностей и индивидуальных возможностей начинается путь профессионального самоопределения. Для детей с ОВЗ данный процесс является длительным и формирует отношение не только к профессии, но и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности.
Таким образом, мы приходим к выводу, что выбор профессии является одним из самых серьезных социально активных действий подростка и особенно подростка с ОВЗ. Выбор профессии для них — это социально-личностный значимый выбор, в осуществлении которого одному подростку не справится. Подросток нуждается в поддержке со стороны значимых взрослых. В психолого-педагогической работе по сопровождению при выборе профессии, а также в совместной работе школы, семьи и самого подростка. Важно, чтобы подросток с ОВЗ в ситуации профориентационной работы был не субъектом многочисленных педагогических воздействий, а активным субъектом процесса профессионального самоопределения.
Рис. 2. Предпочитаемые профессии детей с ограниченными возможностями здоровья
Литература:
- Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
- Акимова, О. И. О результатах исследования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Оренбурга во внеурочной деятельности // Вестник Башкирского университета. — 2012. — № 1.
- Афанасьева, Р. А. Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Наука и школа. — 2015. — № 6.