В современных условиях учитель не сможет осуществлять полноценное эстетическое воспитание детей вне обращения к лучшим образцам этнической культуры. Селькупская музыка не в полной мере используется в общеобразовательных школах нашего округа. Учащиеся почти не поют селькупские песни (даже на стойбищах), не знают сочинений северных композиторов, да и имена последних, в ряде случаев, затрудняются назвать. Далеки от проблемы освоения национального музыкального материала и учителя, прежде всего, по причине их хронической малочисленности, а также потому, что учитель музыки не располагает в настоящее время достаточным количеством необходимой нотной литературы, пластинок, аудиозаписей. Весьма ограниченные возможности музыкального исполнительства в округе (удаленность поселений, бездорожье, недостаточный музыкальный материал) заметно тормозят дело музыкально-эстетического воспитания в школе. Практика показывает, что возможности этнической музыки по реализации гуманистических идей в обучении учащихся, особенно подросткового возраста, как решающего этапа в становлении мировоззрения личности, созревании когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок для этого процесса, используются еще не в полной мере. Сложившееся противоречие между потенциальными возможностями музыкального этнического искусства в формировании гуманистических убеждений подростков и отсутствием их полноценной реализации в педагогическом процессе обусловило актуальность проблемы выявления и обоснования педагогических возможностей предмета «Музыка» в формировании гуманистических ценностей на основе этнической музыки.
Каким образом селькупская этническая музыка влияет на формирование гуманистических ценностей у учащихся? Какие ценности привлекательны для школьников нашей школы? В моем исследовании была составлена анкета, где указаны четыре направления, по которым учащиеся должны были определить свои наклонности, выбрать соответствующее направление:
- Классическая музыка. К ней относятся выдающиеся произведения композиторов прошлого и современности (И. С. Бах, В. А. Моцарт, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Д. Д. Шостакович, С. В. Рахманинов, Г.Свиридов и др.).
- Селькупская этническая музыка — фольклор, создаваемый народными певцами и исполнителями (Агичева Н. Н., Чекурмин К. С., Баякина В., Дибикова Л. А., Ирикова М. И. и др.)
- Популярная музыка пользуется наибольшей любовью у людей разного возраста. Она не сложна по содержанию, доступна для любителей. Сюда входят, например, песни А.Пахмутовой, И.Крутого, И.Николаева, О.Газманова, а также песни, написанные самодеятельными композиторами-бардами: В.Высоцким, С.Никитиным, В.Митяевым и др. К популярной музыке относятся и произведения, исполняемые молодежными вокально-инструментальными ансамблями.
- Современная эстрадная музыка — вид развлекательного искусства. Она очень популярна на радио, ТВ. Большой популярностью среди молодежи пользуются современные эстрадные ансамбли, такие как группа «Блестящие», «Дискотека Авария», певцы российской и зарубежной эстрады.
Таблица предпочтений музыкальных жанров подтверждает, что развлекательная музыка занимает ведущее место у сегодняшних учеников (таблица 1).
Таблица 1
Музыка, предпочитаемая в % соотношении от числа опрошенных
№ |
Какую музыку вы любите? |
Ответы |
1 |
классическую |
19 |
2 |
популярную |
30.9 |
3 |
этническую |
3,8 |
4 |
современную эстрадную |
46,3 |
Большинство опрошенных учеников привлекает рок-музыка, хип-хоп, регги, рэп. По их мнению, рок-музыка помогает поднять настроение, снять напряжение, легко запоминается.
Какие концерты посещают сегодняшние ученики? (Таблица 2).
Таблица 2
Посещение концертов в % соотношении
Концерты |
Ответы |
Классическая музыка |
13,2 |
Популярная музыка |
27,7 |
Этническая музыка |
3,8 |
Современная эстрадная музыка |
33,3 |
Не посещаю |
21,9 |
Поскольку подростки отдали предпочтение рок-музыке и концертам эстрадной музыки, необходимо расширить культуру подростков через разнообразие видов музыкальной культуры, воплощающих гуманистические ценности, созданные человечеством, которые влияют на формирование общечеловеческих ценностей, а это могут быть только высокохудожественные классические произведения, устное народное творчество, фольклор, этническая музыка. Проведенный анализ соотношения музыкальных предпочтений учащихся и общечеловеческих ценностей показал, что классическая музыка в большей степени влияет на формирование последних. Коэффициент корреляции составляет 0,9, что свидетельствует о весьма высокой степени этого влияния. У учащихся младших классов еще не сформирована система взглядов, они не в состоянии иметь устойчивые мировоззренческие суждения, не говоря уже об убеждениях. В подростковом возрасте, для которого характерно наличие обобщенно-аналитического и понятийного мышления, мировоззренческие элементы приобретают большую устойчивость. Поэтому важно именно в этот период придать мировоззренческим убеждениям учащихся подлинно гуманистический характер. Гуманизм в современной трактовке определяется через проблему создания самого себя, природы и культуры; самопознания и развития качеств и способностей личности. Знакомясь на уроках музыки с селькупскими легендами и мифами учащиеся узнают о том, как появились земля и небо, реки и болота, и сказки, в которых люди встречались с богами, духами и чудовищами. Любимым персонажем селькупского эпоса был — Итте, хитрый, дерзкий, находчивый и своенравный. Учащиеся узнают о рождении Итте, о его долгой вражде с кровожадным людоедом Пюнегусе, о встречах с птицей и рыбой-мамонтами, с лесными и речными духами. Они узнают историю мира с точки зрения селькупов, от сотворения земли и неба и до их появления от Итте.
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что человек — не без роду и племени. Он должен знать своих предков, знать историю своей семьи, народа; знать не только свое место в этой цепи, но и стараться сберечь в чистоте имя своих предков, прославить его добрыми делами. Патриотизм, любовь к своему народу, беззаветное служение Отечеству, дружба, верность и единство являются основными идеями эпоса.
Гуманистическая направленность урока музыки представлена ярко и выпукло в силу специфики основного художественного образа музыкального искусства — Человека во всей его целостности и полноте. Задача учителя музыки — не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами этнического музыкального искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Уроки музыки помогают школьникам ориентироваться в мире этнической музыки, прививают им вкус и приобщают средствами искусства к высшим гуманистическим ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни. Учащиеся среднего звена в ходе занятий, знакомясь более детально с образами богатырей мифов и легенд селькупов, обсуждают такие понятия как справедливость, уважительное отношение не только к себе, но и к родным, близким. Искореняя зло и утверждая добро, защищая интересы угнетенных и обездоленных, богатыри мифов и легенд селькупов не различают, к какой национальности относятся последние. Гуманистические ценности, которые несут селькупские мифы и легенды, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Ребята должны применять знания в конкретной жизненной ситуации, учиться оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. На занятиях я формирую у подростков гуманистические ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества. Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и других людей. Примеры героев устного народного творчества селькупов учат подростков взрослости, которая определяется не возрастом, а умением решать самостоятельно возникшие проблемы. Сила человека — в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, принимать правильные решения и брать на себя ответственность за свои поступки.
В формировании гуманистических ценностей подростков хорошим примером им могут служить селькупские легенды и сказания, рассказывающие о происхождении народа, природных явлений, животных и др., о приключениях богатырей и народных героев, о встрече человека с мистическими существами.
Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. По мнению психологов, этот «другой» становится для подростка критерием и мерой познания собственного «я», критерием Истины (Т. А. Мерцалова). Поэтому возникает задача сделать круг его общения шире, разнообразнее и содержательней. «Объектами», призванными войти в систему его ценностей, могут стать выдающиеся личности, сведения о которых содержатся в устном народном творчестве, фольклоре, этнических песнях (Мать-Прародительница и её муж Змей-Радуга. Они родили первого духа-ребенка. Путешествуя по огромному острову, Мать-Прародительница, имевшая у селькупов несколько имен — Мумина, Кадари, Кунапи, оставляла в разных местах своих духов-детей, которые и дали начало различным родам селькупов. Именно праматерь дала будущему северному народу язык и научила ремеслам, открыла тайны магии и знахарства.). Вслед за отбором и дидактической переработкой этих «объектов» педагоги должны быть готовы к принятию их в качестве собственных ценностей — в противном случае они не станут потребностью для учащихся. Таким образом, очевидно, что решение проблем формирования гуманистических ценностей непосредственно связано с психологической перестройкой кадров, их психолого-педагогической подготовкой, развитием профессионально-педагогической направленности и гуманизацией ценностно-ориентационной сферы, диалогизацией педагогического общения. Гуманистическая ценностная ориентация учителя заключается в единстве личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества. Мера реализаций условий воспитания — связана с учетом особенностей среды. Морально-психологический климат школьных коллективов; морально-психологическая атмосфера семей учащихся; круг внеурочного и внешкольного общения детей; круг их неформального общения. Сведения по этим показателям можно получить в процессе совместной деятельности с учащимися, родителями, другими педагогами; методом наблюдения; в ходе посещения семей; в процессе ежедневного общения. В этом случае важным является и формирование такого чувства как коллективизм.
Решающую роль в формировании общечеловеческих ценностей играет семья, отношение к музыке в семье. Пример родителей — основополагающий фактор влияния на подрастающее поколение. Озабоченность большинства семей в современной ситуации проблемой материального благополучия негативно сказывается на воспитании детей, но семья всегда оказывала и будет оказывать большое влияние на ребенка. Это подтверждается моими исследованиями. На вопрос: «Кто оказывает влияние на Ваши взгляды об окружающем мире?" — 77 % детей ответили — «родители», 24 % — «школа», остальные назвали другие источники влияния (друзья, соседи, кружковцы и т. д.). Опрос родителей, беседы с учителями, позволяют наметить два основных направления работы с родителями: 1)музыкальное просвещение родителей; 2) методическая подготовка по формированию общечеловеческих ценностей (в виде факультативов, лекториев, проведения индивидуальных бесед, консультаций, с приглашением родителей на открытые уроки по музыке и на различные музыкальные вечера, а также привлечение к активному участию в лекториях самих родителей). Многолетний опыт работы в школе показал, какие большие возможности таятся в объединённых действиях преподавателей, детей, родителей. В таком сотрудничестве мы имеем возможность в малые сроки готовить концерты-беседы (более 6 за учебный год). Главным в этой работе является глубокое общение в процессе подготовки, осмысление темы-идеи. («Воспитательное значение селькупской этнической музыки», «Особенности селькупской этнической песни.) Причём дети участвуют как полноправные сотрудники в процессе складывания концепции. Отсутствуют традиционные в таких случаях общие репетиции. Участники договариваются о форме и структуре, каждый отвечает за свою часть работы и за гармоничность целого. Атмосфера на концертах-беседах, концертах-уроках в этом случае становится более живой, творческой… Внимание утверждается не на исполнителях и исполнении, но на осмыслении и сопереживании. Когда установлены сотруднические отношения между преподавателями и учащимися, обусловленные общностью труда и цели, тогда действует один из важнейших гуманистических принципов воспитания: «Не взрослый учит ребёнка, но ребёнок учится у взрослого». Музыкально-просветительская деятельность как общее дело преподавателей и учащихся, родителей, дает «жизненность», естественность учебному процессу, делая его «самой жизнью ребенка в музыке». Сотрудничество и принцип «не взрослый учит ребенка, а ребенок учится у взрослого» — следствие воспитания в свободе, возможной и естественной в условиях существования живого «ритма» общей задачи. Тогда и качества, традиционно являющиеся «объектом» и целью воспитания: активность, сознательность, инициативность, — не самоцель, но суть следствия реализации духовной жизни ребенка в процессе учения. В свободное от занятий время, включаясь вместе с детьми в игровую деятельность, я стремлюсь передать детям неисчерпаемые богатства народной игры, ввести ребенка в школу освоения нравственного, трудового опыта социальной жизни. В музыкальной игре «Тапчел наи» (песня при проведении обряда поклонения огню) проявляются в единстве не только ловкое и сильное движение, драматическое действие, пение, но и содержится масса сведений о том, как селькупы относились к огню, какие существовали запреты по отношению к огню. Вместе с игрой, дети впитывают бережное отношение к окружающей действительности, к природе, к огню как источнику жизни, осознают свою сопричастность ко всему, что происходит в жизни, проникаясь нежностью и напевностью мелодии, плавными повторами.
Задача учителя музыки — не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.
Обращение к селькупским национальным мифам и легендам на уроках музыки обозначил ряд не потерявших актуальности проблем: связь и преемственность поколений; идеал совершенного человека; закономерности формирования гуманистических ценностей личности (наставления благопожелании и т. д.); роль личного примера героев мифов и легенд селькупов в воспитании, очертил мысль о человеколюбии, миролюбии. От года к году у учащихся углубляется и расширяется объем таких понятий, как долг, честь, совесть, доброта, ответственность, целомудрие, послушание, благочестие, бескорыстие, милосердие, терпение, любовь, сострадание, верность, любовь к Родине, чувство интернационализма, равенство и дружба. Будучи выявлены, структурированы, дидактически переработаны и приняты педагогом в качестве личной системы ценностей, они могут стать основой системы ценностных ориентаций подростков, проявляющих, в силу возрастных особенностей, повышенный интерес к поиску идеалов и смысла жизни, а также ядром формирования гуманистических ценностей подростков в массовой школе.
В целом можно констатировать, что реализация гуманистических ценностей на уроках музыки в процессе использования этнической музыки существенно влияет на формирование гуманистических ценностей подростка, становление его внутреннего мира, на качество воспитания и образования.
Литература:
- В. В. Быконя, А. А. Ким Сказки нарымских селькупов: книга для чтения на селькупском языке с переводами на русский язык Томск: АО «Издательство НТЛ», 196. — 187 с.
- Давлетшина Д.М Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: Автореф. дисс.... канд. социол. наук. — Казань, 1998
- И. Н. Гемуев Легенды и были таежного края — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. — 176 с.
- Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности. — М.:ООО «Большая медведица» — Элиста: КГУ.2004.-272 с.
- Сергей Кожушко. Журнал «Тайны ХХ века» № 20 2010 г.
- Развитие личности как стратегия гуманизации образования. /Сб.материалы V международной научно-практической конференции г.Ставрополь,2006.- 188 с