В статье рассматривается кризис в период пандемии как одна из причин влияния на успех PR-кампаний по продвижению бренда во всемирной сети Интернет, в частности, социальной сети Instagram.
Ключевые слова: PR, Instagram, бренд, медиапланирование.
Предпринимательский успех компании или бренда зависит от степени практического использования ресурсов в области PR. В современном мире PR постепенно переходит в медиапространство, по ряду разнообразных причин, таких как: поддержание современных тенденций, поиск новой аудитории, более эффективное взаимодействие с аудиторией или же какие-либо ограничения, например:
— Использование чат-ботов, для улучшения общения с аудиторией;
— Сотрудничество с блогерами или более известными страницами;
— Мониторинг комментариев, анализ поведения потенциальных потребителей;
— Пандемия, которая перевела практически всю работу в дистанционный формат.
В 2020 году в связи с пандемией коронавирусной инфекции с экономической площадки России было выведено большое число малого бизнеса и предпринимательства. Средний бизнес также изменился, а большинство организаций было вынуждено либо закрыться из-за невозможности продолжать дальнейшее функционирование; либо последовала утеря большого количества кадров. Согласно исследованию аналитического центра НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) о влиянии пандемии коронавируса на российский бизнес, российские предприниматели с середины марта 2020 года испытывают сложности с ведением бизнеса и не надеются на улучшение ситуации в ближайшей перспективе. Негативные последствия кризиса особо ощутимы в малом бизнесе. Каждый пятый предприниматель считает, что все без исключения отрасли пострадают. 85 % предпринимателей указали, что распространение коронавируса негативно повлияло на финансовые показатели их организации [1]. В следствие вышеперечисленного возросло количество индивидуальных предпринимателей, рассматривающих социальную сеть Instagram как единственную площадку удачного продвижения собственного бренда.
В мае 2020 года агентство Buman Media совместно с крупнейшей российской платформой онлайн-рекрутирования hh.ru провели исследование российского рынка коммуникаций. В опросе приняли участие 100 директоров и специалистов по корпоративным коммуникациям [2]. Одним из самых востребованных навыков, особенно в нынешних реалиях ограничений из-за быстрого распространения коронавируса, по мнению 55 % опрошенных, является навык работы в социальных сетях. (рис. 1) Таким образом, исследование показало необходимость перехода деятельности PR отделов компаний на новые площадки и формат, в частности социальные сети и SMM (Social Media Marketing), с дальнейшим их закреплением на данных платформах.
Рис. 1. Результаты опроса Buman Media
Instagram — это крупнейшая социальная сеть, которой пользуются миллионы людей. На сегодняшний день данную социальную сеть используют как площадку для поиска аудитории и общения с ней.
Связи с общественностью на базе Instagram — это дополнительный инструмент продвижения бренда. Отличительная черта PR в социальных сетях — наличие идеи. Именно наличие грамотно сформулированной и в своем роде уникальной идеи гарантирует успешность PR кампании.
Проблема PR-специалиста в работе с Instagram — суметь разобраться с рекламными и коммуникационными возможностями площадки, а также правильно оценить бюджет. Основными задачами, которые надо решить на этапе создания рекламной кампании в Instagram, являются:
- Анализ профиля компании или бренда в Instagram: определение подаваемого материала или контента, выбор наиболее удачных дней недели и времени публикаций, составление списка актуальных хештегов с целью успешного продвижения публикации и привлечения новой аудитории, изучение охвата аудитории и ее состава;
- Анализирование подписчиков страницы бренда или компании: их вовлеченность в процесс активного взаимодействия бренда и аудитории, интерес к предлагаемому контенту, поведение в комментариях и в целом в социальной сети, ожидания и интересы, наличие обратной связи;
- Изучение страниц конкурентов и других профилей схожей тематики, анализ эффективности их PR кампании, заимствование их опыта для улучшения процесса собственной деятельности;
- Оценка и анализ профилей Instagram-блогеров с целью дальнейшего сотрудничества.
На основе собранных данных определить KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности) рекламной кампании: количество прибывших подписчиков, просмотров публикаций, переходов по ссылкам на сайт или профиль, покупок. Также для привлечения внимания аудитории применяются различные практические действия, которые направлены на поднятие интереса к данной странице и в следствие к бренду, предлагаемому кампанией:
- Компании выступают официальным партнёром громкого мероприятия. Разовые мероприятия не заводят отдельную страницу в Instagram, поэтому небольшие организации бесплатно предоставляют свои страницы для размещения рекламы, тем самым привлекая людей на свою страницу;
- Также пользуется популярностью высказывание мнения, абсолютно противоположного мнению большинства, заставляющее людей обсуждать компанию, заходить на их страницу в Instagram и становится потенциальными покупателями.
- Ну и последним, наиболее часто используемым способом привлечения новой аудитории, является сотрудничество с Instagram-блогерами, заказ у них рекламы своего бренда.
Таким образом, основными проблемами современного PR при работе на платформе Instagram, на наш взгляд, являются:
— Разработка контента — слабый копирайтинг, неумение готовить тексты, незнание или нежелание использовать новые тенденции;
— Низкий уровень экспертизы — неумение разработать стратегию и непонимание позиционирования бренда;
— Большое количество конкурирующих брендов, товаров и услуг.
Важнейшая задача PR-кампании — построить зону комфорта между компанией и клиентами, найти аудиторию и охватить ее как можно больше. Социальные сети, такие как Instagram, значительно сокращают дистанцию между брендом и публикой, что позволяет им общаться напрямую. Для достижения максимально эффективного продвижения бренда необходимы: интерактивность, а также взаимодействие и постоянная коммуникация с аудиторией с целью создания положительного имиджа компании в глазах потенциальных клиентов. Следует помнить, что ваша аудитория — это, прежде всего, лояльные потребители, защитники бренда, своего рода корпоративные партнеры.
Литература:
- Влияние эпидемии коронавируса на бизнес и потребность в господдержке. — Текст : электронный // НАФИ аналитический центр : [сайт]. — URL: https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/rossiyskiy-biznes-i-koronavirus-chast-1-predprinimateli-o-vliyanii-epidemii-na-ikh-biznes-i-o-potreb/
- Как пандемия повлияла на рынок PR: кризисные коммуникации, встраивание в повестку и смена стратегии. Исследование Buman Media. — Текст : электронный // Cossa - информационный портал о маркетинге и коммуникациях в цифровой среде. : [сайт]. — URL: https://www.cossa.ru/news/269499/
- Цели, задачи, функции и методы PR. — Текст : электронный // Студопедиа : [сайт]. — URL: https://studopedia.ru/21_74819_tseli-zadachi-funktsii-i-metodi-PR.html
- Public Relations в социальной работе: учеб. пособие / И. Ф. Албегова, Г. Л. Шаматонова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2014. — 104 с.
- Татаринова, Г. Н. Введение в специальность «Связи с общественностью»: учебно-методическое пособие / Г. Н. Татаринова. — Омск : ОмГТУ, 2000. — 45 c.