В статье рассматриваются некоторые аспекты защиты трудовых прав работников. Дается определение терминам «охрана трудовых прав» и «защита трудовых прав», анализируется их соотношение. На примере Федерального закона от 08.12.2020 г. № 407-ФЗ показана системная трансформация системы трудовых отношений в условиях пандемии. Дается характеристика уполномоченных органов, осуществляющих защиту трудовых прав работников.
Ключевые слова: трудовые права работников, трудовая политика, охрана трудовых прав, защита трудовых прав.
Проблема защиты трудовых прав граждан на каждом этапе развития российской государственности имела не только юридическое, но и политическое и довольно широкое социально-экономическое значение. В советское время она являлась одним из оснований государственной трудовой политики имевшим огромное идеологическое значение. После крушения СССР защита прав работников, степень ее эффективности стала своеобразным маркером уровня либерализации трудовых отношений.
Кроме того, необходимо отметить существенное обстоятельство: контекст государственной трудовой политики всегда определялся не только проблемой защиты трудовых прав самой по себе, но и целым набором сопутствующих вопросов. К таковым, например, относится борьба государства с теневой экономикой и серыми зарплатами как одной из главных форм ее проявления. Другой, может быть даже предшествующей формой, является такое довольно распространенное явление как отказ от оформления трудовых договоров, что нередко происходит при обоюдном согласии работника и работодателя.
Содержание и смысл государственных гарантий реализации трудовых прав во многом определяется эффективностью механизмов защиты тех граждан, которые находятся в зоне риска серых и черных зарплатных схем, использующихся в теневой экономике.
В условиях рыночных отношений среди приоритетных задач своей внутренней политики российская государственная власть ставит защиту и охрану трудовых прав в качестве основного направления.
В статье 1 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) закреплена главная цель трудового законодательства, которая состоит в обеспечении должного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда), а также разрешение трудовых споров [4].
Термины «защита» и «охрана» в отечественном законодательстве в основном используются как синонимы. Содержание термина «защита» в русском языке означает охрану, активное ограждение кого-либо или чего-либо от посягательств. Поэтому отождествление этих понятий оправдано. Тем более, что они используются для характеристики деятельности по обеспечению, соблюдению прав и свобод человека. Например, в ст. 2 и 45 Конституции РФ говорится о государственной защите прав и свобод человека и гражданина, а в ст. 82 Конституции РФ — об охране этих прав и свобод [2].
В юридической науке все-таки существует позиция, согласно которой между защитой и охраной все-таки усматривается определенная разница. Отличие состоит в том, что права и законные интересы охраняются постоянно, в непрерывном режиме, а защищаться начинают только тогда, когда эти права нарушаются третьими лицами. Таким образом, защита является активной формой охраны, ее динамическим проявлением. Охрана понятие более широкое по сравнению с защитой. Под этим подразумевается установление определенного правового режима, специфика которого определяется необходимостью постоянной охраны, а защита представляет собой правовые меры и средства ликвидации нарушения этого режима.
Характеризуя современный контекст государственной трудовой политики, следует отметить важность адекватного правового обеспечения режима охраны трудовых прав работников.
Например, в условиях пандемии претерпела системную трансформацию вся система трудовых отношений не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Это не могло не сказаться на национальном правовом регулировании в сфере труда. Ответом на этот вызов стало принятие Федерального закона от 08.12.2020 г. № 407-ФЗ, с помощью которого Трудовой кодекс РФ адаптировался к новым реалиям рынка труда [6]. Закон посвящен регулированию дистанционной работы и особенностям временного перевода работника на дистанционную работу.
В Трудовом кодексе закреплены виды дистанционной работы: временная и комбинированная. Получает правовое обоснование порядок взаимодействия работодателя с удаленным работником. Данная новация практически исключает произвольную организацию такого взаимодействия, и, как следствие, потенциально поможет снизить количество злоупотреблений в этой сфере. Также закон позволяет использовать усиленные квалифицированные электронные подписи, в том числе и для заключения трудового договора. В остальных ситуациях подойдет любой способ коммуникации, с помощью которого возможно зафиксировать факт получения электронного документа.
В экстренных случаях, в том числе при эпидемиях, работодателю разрешается переводить сотрудников на удаленку без их согласия. Расторгнуть трудовой договор с удаленщиком можно по новым основаниям, в частности тогда, когда он без уважительной причины не выходит на связь более 2 рабочих дней подряд.
Принятие такого закона, безусловно, позволит сделать охрану трудовых прав еще более эффективной.
Защиту трудовых прав работников можно различать в широком и узком ее смыслах. В узком смысле — она представляет собой обеспечение соблюдения трудовых прав, меры направленные на их защиту от нарушений, в том числе и превентивные, профилактические меры соответствующих органов, установление эффективной и безусловной ответственности работодателей за нарушение и неисполнение требований действующего трудового законодательства (Раздел 13 ТК РФ).
В широком смысле защита трудовых прав выражается в осуществления защитной функции трудового права и конкретном направлении государственной трудовой политики. Эта функция представляет собой продолжение функционала государства, формой выражения которого является регулятивная деятельность государственных органов, уполномоченных на защиту трудовых прав работников.
На сегодняшний день нормативное определение понятия «защита трудовых прав работников» фактически отсутствует. По этой причине существует множество определений данного понятия. Кроме того, данное понятие используется законодателем в различных смыслах.
По мнению Т. А. Нестеровой, защита трудовых прав рассматривается как правовое явление, имеющее множество измерений. Поэтому четко очертив пределы научного исследования, автор рассматривает защиту трудовых прав лишь в тех аспектах, которые необходимы для комплексного понимания разрабатываемой им научной проблемы, а именно: 1) как функцию трудового права, 2) как деятельность уполномоченных субъектов, 3) как новый комплексный институт трудового права [3].
Л. А. Николаева предлагала определять понятие защиты трудовых прав работников более широко и обосновывала возможность включения в него деятельность уполномоченных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства [1, С. 21].
Защиту трудовых прав работников можно определить как правореализующую деятельность, осуществляемую в установленном законодательстве порядке работником (непосредственно либо через представителей) и уполномоченными на то органами, которая выражается в применении правовых мер к работодателю, не выполняющему возложенные на него обязанности и (или) совершающему действия, препятствующие нормальному осуществлению прав работников [5, С. 237]. Из данного определения следует, что защита трудовых прав работников может быть реализована как самим работником, так и с помощью организации или государственных органов. Правовые меры, которые применяются к работодателю, реализуются в целях восстановления нарушенных прав работников, пресечения правонарушений со стороны работодателя и его понуждения к надлежащему исполнению своих обязанностей по отношению к работнику, а также имеют целью предотвращения нарушения прав работников в будущем (превентивная функция института защиты трудовых прав работников).
Исходя из выше представленного определения защиты трудовых прав работников, можно выделить субъектов, которые осуществляют защиту трудовых прав работников:
- Работники, права которых нарушены или оспариваются работодателем.
Каждый работник может самостоятельно предпринять допустимые законом меры воздействия на работодателя без обращения к уполномоченным государственным органам (т. е. по сути, осуществить самозащиту своего права, о которой подробнее будет сказано далее). В отношении работников-членов профсоюза их представительство во взаимоотношениях с работодателем и компетентными органами осуществляет соответствующий профсоюз на основании Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [7] и устава либо иной представитель, уполномоченный работником на представительство своих интересов.
- Уполномоченные органы, осуществляющие защиту трудовых прав работников.
Данные органы можно подразделить на две категории: государственные органы и негосударственные органы и организации.
К государственным органам можно отнести органы общей компетенции, осуществляющие защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе и трудовых прав работников. Это Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, прокуратура Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
К негосударственным органам и организациям относятся комиссии по трудовым спорам (КТС), профессиональные союзы (в случае, если они выступают в качестве представителей работников).
Итак, несмотря на дискуссионность вопроса о понятии защиты трудовых прав работников считаем, что защита трудовых прав работников — это правовое явление, которое представляет собой деятельность различных субъектов трудовых отношений, работником, уполномоченными органами осуществляемую в установленном законодательстве порядке, которая выражается в применении правовых мер к работодателю, не выполняющему возложенные на него обязанности и (или) совершающему действия, препятствующие нормальному осуществлению прав работников.
Литература:
- Бегичев Б. К., Молодцов М. В. Николаева Л. А. Защита трудовых прав советских граждан (развитие демократических начал и укрепление социалистической законности в процессе защиты трудовых прав советских граждан). — Алма-Ата: Наука, 1971. — 275 с.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 27. — Ст. 4196.
- Нестерова Т. А. Зашита трудовых прав в России: юридическая сущность и приоритетная роль государственных органов: Автореф. дис. док. юрид. наук / Т. А. Нестерова. — Екатеринбург, 2005. — 43 с.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.11.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
- Трудовое право России: учебник для бакалавров / под общ. ред. Е. Б. Хохлова, В. А. Сафонова. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 673 с.
- О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях: Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ // Российская газета. — 2020. — № 280. — 11 дек.
- О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 148.