В данной статье рассматривается вопрос социальной значимости физической культуры и спорта для студенческого коллектива, а также отношение студенческой молодёжи к занятиям по физическому воспитанию в вузе.
Ключевые слова: воспитание, развитие, качества, роль, спорт, коллектив, отношение, культура.
Вопросы повышения социальной роли физического воспитания в процессе всестороннего и гармонического развития личности студента, будущего специалиста, занимают одно из центральных мест среди теоретических и практических задач, стоящих перед университетом.
На протяжении многих лет в исследованиях, освещающих влияние средств физического воспитания на деятельность студента, основное внимание уделялось изучению биологической стороны этого процесса, касающейся уровня физического развития, функциональных возможностей организма человека.
Изучения социально-психологического воздействия физической культуры и спорта на личность и в целом на студенческий коллектив уделяется меньше внимания. Социальная значимость физкультурно-спортивной деятельности должна определяться не только решением задач собственно физического воспитания, но и тем, какие социальные ориентации носит в себе эта деятельность, как она способствует нравственному развитию индивидуума. Изучая социальную роль физической культуры и спорта в студенческой среде, необходимо учитывать, как биологический эффект их влияния, так и социально-психологический, воспитательный. Это является важным как для понимания вопроса в целом, так и для изучения в отдельности его биодинамической и специально-психологической стороны.
Проведенные нами исследования показывают, что особая ценность физической культуры и спорта состоит в том, что они, как правило, являются коллективной формой использования свободного времени, и здесь всегда может особенно действенно проявляться роль коллективного мнения в воспитании молодежи. Принадлежность занимающихся к той или иной группе, в какой-то степени социальная зависимость от нее, престиж, дают возможность целенаправленно воздействовать на личность студента через данный спортивный коллектив. Влияние коллективных отношений на личность студента в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом может быть соизмеримо с влиянием отношений, складывающихся в процессе основной, учебной деятельности, и даже часто превышает воздействие последней. Занятия физической культурой и спортом расширяют сферу общения молодёжи, присущая им эмоциональная окраска и непринужденность способствует установлению между студентами дружеских взаимоотношений, что сказывается на уровне сплоченности коллектива. Через регуляцию межличностных отношений в студенческой группе посредством организационных занятий физической культурой и спортом можно эффективно влиять на процесс мотивации, ориентировать студентов на социально важные ценности. Эти занятия могут вырабатывать такую коллективную направленность, которая способствует формированию нравственной устойчивости личности. Физкультурно-спортивная деятельность в студенческом коллективе способствует творческому преломлению, закреплению и дальнейшему развитию в сознании молодого человека высших принципов и норм жизни, поднимает на более высокую ступень учебную активность.
Таким образом, социальная роль физической культуры и спорта в вузе состоит как в физическом совершенствовании студента, так и в воздействии на различные социально-психологические феномены, влияющие на учебный и воспитательный процесс. Отсюда вытекает более широкая задача физического воспитания в процессе нравственного воспитания будущих специалистов.
Эффективность физического воспитания в вузе в значительной мере обусловлена отношением к нему студентов. В связи с этим ещё одной из задач нашего исследования было выявить отношение студентов к занятиям по физическому воспитанию в вузе.
Для характеристики изучаемого отношения разработаны его объективные(наблюдаемые) и субъективные (не наблюдаемые) показатели. К первым относятся: выполнение норм ГТО, динамика результатов физической подготовленности, дисциплина и активность на занятиях. Ко вторым — потребность в этих занятиях (измеренная по количеству времени, которую желательно выделить в расписание на физическое воспитание), удовольствие от занятий, удовлетворённость их различными характеристиками.
Как показали результаты исследования, отношение части студентов к занятиям по физическому воспитанию, как и некоторые стороны этого процесса, ещё нельзя признать удовлетворительным. Показатели активности свидетельствуют, что более половины студентов редко или вообще не проявляют активность и инициативу на занятиях., а 21,6 % не знают, изменились ли показатели их физической подготовленности.
Субъективные показатели отношения студентов к физическому воспитанию также выявляют необходимость большего учёта ожиданий личности студента от этих занятий. Из их характеристик удовлетворена лишь потребность студентов во времени, отводимом на занятия. Не получают удовольствие от них 43,7 % студентов, значительную часть студентов (29,7 %) не устраивает форма их (в основном это студенты подготовительного отделения) и т. д.
Все эти показатели, являясь косвенной характеристикой состояния физического воспитания в вузе, указывают на необходимость глубокого качественного совершенствования этого процесса, а также на необходимость воспитания и развития физкультурных и спортивных интересов студенчества. Уровень развития последних существенно коррелирует со всеми объективными и субъективными показателями отношения студентов к занятиям по физическому воспитанию в вузе.