Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают об устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма.
Тревор Уэнстон
Приоритетным в работе дошкольного учреждения является физкультурно-оздоровительное направление.
По словам Т. Г. Кареповой «Детский сад в условиях реализации ФГОС ДО должен и может стать «средой здоровья», где любая деятельность: учебная, спортивная, досуговая, прием пищи и двигательная активность — будет способствовать воспитанию у детей привычек и потребностей укреплению своего здоровья».
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если родители личным примером будут демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Здоровье — показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа.
Проблема воспитания валеологической культуры у дошкольников — одна из актуальных на сегодняшний день. Актуальность объясняется снижением здоровья современных детей, имеется в виду их психическое и физическое здоровье. Но главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.
В дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям: осознанно относиться к здоровью и жизни; усвоить знания о здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его; самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Важно научить ребенка понимать, как ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Детям необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, учителем, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и педагогов.
Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью является основной задачей дошкольной организации. Для этого необходимо давать детям в доступной для них форме элементарные знания и практически закрепить их.
Задача педагога — воспитать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организационно помочь в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, повышению жизнестойкости.
Во второй младшей группе работа по валеологическому воспитанию состоит в том, чтобы помочь детям осознать себя как человека, ребенок должен понять, чем люди отличаются от животных и чем он, отличается от других людей. Темы первых занятий: «Кто я», «Как меня зовут», «Мы — семья», «Люди взрослые, и люди маленькие», «Я расту». Затем малышей знакомят с частями своего тела, которые они могут видеть (ручки, ножки, голова и т. д.), их назначением и уходу за ними.
При знакомстве с частями тела человека воспитатели должны подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. Каждое занятие практически закрепляется в повседневной жизни детей, режимных моментах, например при одевании на улицу говорят: «Лучше завязывайте шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло». Аналогично руки, ноги и т. д. Хорошо помогают в работе пословицы и поговорки, дети сами повторяют их: «Береги нос в большой мороз», «Голову держи в холоде, а ноги в тепле», «Закаляй тело с пользой для дела» и другие.
Следующим этапом работы является ознакомление с органами чувств и с тем, как они функционируют.
В среднем дошкольном возрасте ребенок должен иметь представления о том, что такое здоровье, и знать, как поддержать, укреплять и сохранять его.
А в старшем дошкольном возрасте педагоги должны подвести детей к понятию организм, знакомить с внутренними органами.
В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимает проведение с детьми занятий познавательного характера: для детей средней группы можно провести занятие на тему «Сохрани свое здоровье», цель которого, продолжать учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь.
В старшей группе воспитатель продолжает знакомить детей с органами человека. Он проводит занятие на тему: «Какие мы внутри». Цель — познакомить детей с основными органами человеческого организма (мозг, сердце, легкие, желудок), их названиями, расположением и функциями. Учит детей опытным путем подтверждать полученные знания (в ходе простых экспериментов).
В подготовительной к школе группе воспитатели знакомят детей с принципом прохождения пищи по ротовой полости и пищеводу, помогают детям понять значение жидкой пищи для пищеварения, формируют желание, есть первые блюда, питаться здоровой полезной пищей.
Особенно хорошо закрепляются полученные знания на корригирующей гимнастике после сна, которая проводится ежедневно. Детям очень нравятся пальчиковые игры, используя их, они легко запоминают названия пальцев.
Педагоги используют различные формы работы с детьми: утренняя гимнастика, занятие физкультурой, беседы, развивающие игры, где объясняют, что здоровье — главная ценность человеческой жизни. Знакомят детей с «докторами природы: Доктор Вода, Доктор Воздух, Доктор Пища».
Особое внимание должно уделяться чтению художественных произведений по формированию основ валеологической культуры: сказок К.Чуковского, Г. Х. Андерсена, Л.Кэрролл, В.Катаева, стихов А.Барто, С.Маршака и др.
Через беседы, дидактические, сюжетно-ролевые игры, занятия, наблюдения за собой, трудовую деятельность при непосредственном участии родителей у детей формируются определенные знания, представления и навыки по валеологической культуре, интерес к занятиям физическими упражнениями, воспитывают бережное отношение к телу, чувства чуткости и сострадания к несчастьям ближнего, взаимопомощь и т. д.
Работа с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, необходимо делать акцент на поисковую активность самих детей, побуждать их к творческому отношению при выполнении заданий.
Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребенка, воспитатель должен стремиться поддержать эту активность, создать условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности этого решения путем обеспечения интеграции валеологического воспитания с другими видами деятельности. Педагог работает в тесном сотрудничестве со специалистами (педагог-психолог — проводит психологические игры, решает проблемно-практические ситуации с детьми; учитель-логопед — использует коррекционную работу для исправления недостатков речи, как следствие повышения уверенности в себе, повышение его социального статуса, психоэмоциональной устойчивости; медицинская сестра проводит профилактические мероприятия, контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм; музыкальный руководитель — включает в образовательную деятельность повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенностей музыки, ее влияния на эмоциональное состояние человека; инструктор по физическому воспитанию — проводит занятия, включая в них элементы закаливающих процедур.
Особое внимание педагоги обращают на доступность материала, предлагаемого дошкольникам, на используемые термины. Если мы начнём, объяснять детям как функционирует тот или иной орган научным языком они не поймут этого. Поэтому, необходимо доступно донести сведения до детского сознания, не искажая основные валеологические понятия.
Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.
С целью обеспечения высокого уровня охраны и укрепления здоровья детей, их физического, психического развития, реализации программы, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями в ДОО создается развивающая предметно-пространственная среда.
В первую очередь детям нужна наглядность, через организацию валеологических уголков и центров, где в различной форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др. Через схемы и рисунки, дети имеют возможность знакомиться с человеческим организмом. Оформляются зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, фотоматериалами (созданными детьми и педагогами, а также родителями). Изготавливаются папки — передвижки, картотеки по валеологии, «Валеологические загадки, стихи, пословицы и кроссворды».
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями:
− оформление различных стендов, папок — передвижек, агитационных листков;
− индивидуальные беседы, консультации;
− родительские собрания, круглый стол;
− участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья;
− посещение родителями Дней открытых дверей с привлечением специалистов (педагог — психолог, медсестра, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию).
В работе с родителями педагоги могут использовать разнообразные методы и приемы в целях более глубокого просвещения в валеологическом образовании.
В родительские собрания включаются разные темы: «Охрана жизни и здоровья детей», «Активный детский отдых зимой», «О правильной осанке», «Осанка — это здоровье», «Чистота и здоровье» и т. д.
Проводятся консультации по таким темам, как: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», «Движение и здоровье», «Как надо лечить ребенка», «Компьютер — враг или друг?», «Витамины», «Правильно одеваем ребенка»
Технология валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольной организации.
Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.
Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни.
Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий:
− компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;
− валеологическая культура родителей;
− интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;
− создание валеологически развивающей среды в ДОО, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней;
− учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.
Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут крепким фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Литература:
- Деркунская В., Поведенок Н., Тимофеева Н. Как воспитать ребенка валеологически культурным? // Дошк. восп. — 2004 — № 11
- Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие// Л. В. Гаврючина. — М.- ТЦ Сфера, 2007. — 160 с.
- Деркунская В. А., Поведенок Н., Тимофеева Н. Как воспитать ребенка валеологически культурным?//Дошкольное воспитание. — 2004. — № 11.с.12–15.