Незаменимое значение в жизни каждого ребенка имеет семья. В семье ребенок усваивает моральные ценности и нормы поведения, развивается, приобретает опыт в общение с другими людьми. Для защиты детей в государстве функционирует различные институты, в частности институт усыновления. Наряду с национальным усыновлением имеет место быть и международное усыновление.
Международное усыновление (удочерение) — передача на попечение детей, которые остались без родителей, гражданам другого государства. Подразумевается, что граждане смогут обеспечить за ребенком надлежащий уход и поддержат достойный уровень жизни.
Говоря об усыновлении, следует обращаться к ряду международных документов: Декларация прав ребёнка, провозглашенная резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года, Женевская декларация прав ребенка от 26 ноября 1924 года, Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года и др. детальная регламентация и строгий порядок правового регулирования позволяют должным образом защитить права ребенка. К примеру, за иностранными гражданами, взявшими на воспитание ребенка из России, будет осуществляться определенный контроль. С 1 января 2021 года вступает в силу Постановление Правительства, которое утверждает Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории России и по контролю их деятельности. [1]
Во главе стоят интересы ребенка и если для их достижения необходимо организовать его возвращение в государство происхождения, то центральный орган принимающего государства согласовывает этот вопрос с центральным и региональным органом государства происхождения ребенка [2]
Вопросы международного усыновления затрагивают несколько государств, а следовательно, и несколько правовых систем. Возникает проблема определения применимого права.
Существуют различия в регламентации усыновления в отдельных странах (наличие собственных детей у усыновителя, разницу в возрасте между усыновляемым и усыновителем и др.), они определяю роль коллизионных норм в сфере иностранного усыновления. [3, с. 137]
Семейным кодексом Российской Федерации (далее — СК РФ) регламентируется коллизионное регулирование вопросов усыновления. [4] Право, которое принадлежит применению, определяется следующим образом:
- Установление и оспаривание отцовства (материнства) — право страны, гражданином которой ребенок является по рождению (ст. 162 СК РФ);
- Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории РФ определяется по российскому право (ст.162 СК РФ);
Дополнительными гарантиями защиты прав ребенка при усыновлении на территории принимающего государства закреплено правило о сохранении у ребенка гражданства государства происхождения и получении ещё и гражданства принимающей стороны. [5, с.234] Применяется право страны происхождения ребенка.
Несмотря на развитие международного усыновления, специалисты отмечают, что лучше, если дети будут устроены внутри страны. Превалирующее число стран применяет всевозможные меры, чтобы защитить права и законные интересы усыновляемых детей: Великобритания, США, Франция, Финляндия и др. Минусом может служить опыт отрицательный опыт международного усыновления. К примеру, в Гватемале практическое применение в области международного усыновления не отвечает должным образом необходимым требованием в силу определенной «лояльности» со стороны государства. Конвенции же в свою очередь, являясь источниками иностранного усыновления, устраняют существенные препятствия в процессе усыновления между странами.
Однако, заинтересованность гражданами РФ в реальном усыновлении ребенка мало. Так, по одному из дел о международном усыновлении, рассмотренных Алтайским краевым судом, ребенок предлагался на усыновление 40 семьям граждан Российской Федерации, а по другому делу — 50 семьям граждан Российской Федерации. По делу об усыновлении ребенка гражданами Италии, рассмотренному Саратовским областным судом, со сведениями о ребенке с целью его усыновления знакомились 47 российских семей. Результатом рассмотрения указанных дел стало усыновление их иностранными гражданами [6]. Поэтому считаем, что и за рубежом дети могут найти настоящую и любящую семью. И с учетом всех обстоятельств дела усыновление целесообразно, как и российскими гражданами, так и иностранными.
К сожалению, в настоящее время сохраняется устойчивая тенденция к ежегодному снижению количества дел о международном усыновлении. Так, в 2019 году судами рассмотрено 203 дела о международном усыновлении, в 2018 году было рассмотрено 256 дел. Таким образом, по сравнению с 2018 году в 2019 году было рассмотрено на 20,7 % меньше дел о международном усыновлении. [6]
В законодательстве РФ закреплено положение о запрете усыновление (удочерение) детей гражданам Соединенных Штатов Америки (далее — США), а также на осуществление на территории России деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей — граждан РФ, на усыновление (удочерение) гражданам США, желающим усыновить ребенка [7].
Таким образом, главное — это неукоснительное соблюдение прав и интересов ребенка. Конституционными положениями защищается детство. Назрела потребность в обновлении ряда направлений, которые непосредственно связаны с брачно-семейными отношениями, такими как, коллизионное регулирование, работа по унификации законодательства сотрудничающих стран в рамках международного усыновления. Нуждается в совершенствовании работа национальных органов опеки и попечительства. Кроме этого, нужно повышать уровень заинтересованности российских граждан в устройстве детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семье. Так, Конвенция о правах ребенка фиксирует базовые положение о том, что для полного и гармоничного развития ребенка как личности необходимо семейное окружение. Целостность семьи необходимо восстанавливать и в этой связи сложно обойтись без института усыновления.
Литература:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2020 г. № 1396 г. Москва «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362267 (дата обращения: 07.12.2020)
- Федосеева Г. Ю. Международно-правовое регулирование трансграничного усыновления как способ обеспечения защиты прав и интересов российских детей// LexRussica (Научные труда МГЮА). 2012 № 5. — 901 с.
- Марышева Н. И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России/ М.:ВолтерсКлувер, 2007. — 315 с.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ в ред. от 06.02.2020. СЗ РФ.1996. № 1. Ст. 16; СЗ РФ. 2020. № 2.Ст.2937
- Корнеева, И. Л. Семейное право: учебник и практикум для вузов / И. Л. Корнеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 361 с.
- Обзор практики рассмотрения в 2019 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 8 июля 2020 г.)URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_356731/ (дата обращения: 25.11.2020).
- Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ в ред. от 02.12.2019 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7597; СЗ РФ.2018. № 45.Ст.239