В настоящей статье нами был проведен анализ проблем, которые возникают в процессе исполнения решений мирового суда и осуществления исполнительного производства службой судебных приставов России. Также был предложен комплекс мер по изменению сложившейся ситуации.
Ключевые слова: исполнительное производство, судебное решение, мировой суд, исполнительный лист.
In this article we have analyzed the problems that arise in the process of enforcing the decisions of the world court and the enforcement of enforcement proceedings by the bailiff service of Russia. Also, a set of measures was proposed to change the current situation.
Key words: executive proceedings, judicial decision, world court, writ of execution.
С принятием в 1997 г. федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» исполнительная система кардинально изменилась. Появилась возможность на законодательном уровне исполнять судебные акты. Однако с течением времени выявились существенные проблемы в реализации этих законов. [5]
Исполнительное производство один из возможных этапов исполнения решения суда. Сам механизм исполнения вступивших в законную силу судебных решений не совершенен и требует усовершенствования.
Как правило, работа судебного пристава заключается в направлении запроса в налоговую инспекцию и наложении ареста на счета должника.
Но, к сожалению, чаще всего встречаются случаи, когда исполнительное производство не возбуждается в течение длительного времени, несмотря на то, что Законом прямо предусмотрено, что регистрация исполнительного листа осуществляется в течение трех дней, и в течение трех дней решается вопрос о возбуждении исполнительного производства.
Говоря в целом об эффективности исполнительного производства, приведу следующие цифры: [1,c.121]
Учётный период |
Общее количество исполнительных документов в производстве |
Количество исполнительных производств, окончившихся фактическим исполнением |
2017 год |
55737410 |
21006656 |
2018 год |
61 976047 |
22 993934 |
2019 год |
71220272 |
25 593210 |
2020 год (I кв.) |
54913286 |
14 401769 |
Эти цифры продолжают расти по сей день несмотря на то, что прошло уже 9 лет с момента принятия Проекта Минюста РФ от 16.02.2011 года «Долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений». Этот проект чрезвычайно важен для исполнительного производства и включает в себя целый комплекс целей и задач для совершенствования исполнительного производства в целом. Однако, как можно увидеть из приведенной статистики, программа реализуется крайне неэффективно.
По цифрам, приведённым мной выше, становится понятно, что у службы судебных приставов (далее — ССП) попросту не хватает времени для осуществления исполнительного производства.
В связи с тем, что правоведы стали больше уделять внимания данной проблеме, федеральный законодательный орган, стал принимать меры по внесению изменений в законодательство. К примеру: в 2011 году были увеличены сроки давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), сроки давности исполнения постановлений о назначении административного наказания с 1 года до 2 лет. Также были изменены сроки уплаты административного штрафа, так лицо привлеченное к административной ответственности должен уплатить штраф в течение 60 дней, с момента вступления постановления в законную силу. Также были созданы более благоприятные условия для добровольного исполнения юрисдикционно-карательного решения. Так в 2012 году в административное законодательство была добавлена мера административной ответственности — обязательные работы, которые выступили альтернативой денежной санкции. В 2014 году была принята новая редакция ФЗ «об исполнительном производстве», которая значительно расширила полномочия судебных приставов исполнителей.
Исполнительное производство предусматривает работу ФССП России по исполнению правовых актов различных ведомств. Складывающаяся законотворческая практика, с одной стороны, оказывает растущее административно-карательное давление на участников правоотношений, а с другой — вызывает необходимость поиска и выбора законодателем способов инициации добровольного исполнения юрисдикционных решений. При этом одновременно с усилением административного контроля и надзора за исполнением юрисдикционных решений вполне предсказуемо возникает ответная социально-психологическая реакция общества, развивающегося в непростых социально-экономических условиях. [4,c.78]
Одним из критериев оценки эффективности работы судебной системы является качество и своевременность исполнения судебных решений.
Очевидным становится тот факт, что если судебные решения будут исполняться не качественно и несвоевременно, то весь процесс судебной защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан становится бессмысленным, и соответственно не реализовывается право на доступ к правосудию.
По сложившейся практике становится понятным, что не каждый судебный акт по объективным причинам может быть исполнен. Но однако нельзя оставлять без внимания и тот факт, что судебные приставы порой попросту бездействуют в отношении исполнения судебных решений.
В качестве примера можно привести статистику Ленинского судебного района г. Оренбурга, где за 2018 и 2019 год не поступили сведения о принятии судебных актов к исполнению по 80 % документов, от общего количества направленных для принудительного исполнения судебным приставам исполнителям.
Включение в Инструкцию по делопроизводству у мирового судьи целого 15 раздела, посвященного контролю обращенных к исполнению судебных актов, несомненно, является положительным моментом. В нем приведен алгоритм действий сотрудников судебных участков при осуществлении контроля обращенных к исполнению судебных актов. [3, c.89]
В частности, секретарь суда не реже одного раза в месяц должен докладывать мировому судьи, о принятии судебных актов к исполнению и их исполнении.
В случае отсутствия таких сведений свыше трех месяцев ответственным работником аппарата мирового судьи, не реже одного раза в квартал подготавливает запросы за подписью мирового судьи и направляет их в уполномоченный орган.
Если и после направления запросов информация не поступила, ответственным работником аппарата, за подписью судьи в порядке подчиненности направляет в вышестоящий орган письмо о бездействии сотрудников подразделения.
При неэффективности принятых мер соответствующая информация направляется в органы прокуратуры.
При этом необходимо иметь в виду, что суд не подменяет органы надзора и ведомственного контроля. Положения Инструкции конкретизируют работу сотрудников судебных участков по этому направлению. Разумность и полнота предписанных Инструкцией действий должна определяться на каждом участке с учетом конкретной сложившейся ситуации. Допускать абсурдности и формальности своей работы нельзя.
В Инструкцию также введены положения о возможности, при определенных условиях, списать в архив либо уничтожить дела, по которым не произведено исполнительное производство. Однако это не должно восприниматься работниками аппарата суда, как панацея, позволяющая полностью устраниться от обращения судебных актов к исполнению и осуществления контроля за такими делами.
В заключение хочется отметить, что, несмотря на озвученную в начале статьи статистику, в 2020 году наметилось снижение количества дел, по которым отсутствуют сведения о принятии их к исполнению. Надеемся, что эта тенденция будет устойчивой и повсеместной в Оренбургской области.
Литература:
- . Аболонина, В. О. Исполнительное производство. Традиции и реформы / Под редакцией Р. ван Рее, Узелач, В. О. Аболонина, В. В. Яркова. — М.: Инфотропик Медиа, 2019. — 416 c.
- Гуреев, В. А. Исполнительное производство / В. А. Гуреев, В. В. Гущин. — М.: Эксмо, 2019. — 432 c.
- Морозова, И. Б. Исполнительное производство / И. Б. Морозова, А. М. Треушников. — М.: Городец, 2019. — 560 c.
- Свирин, Юрий Исполнительное производство и трансгрессия исполнительного права / Юрий Свирин. — М.: Оверлей, 2019. — 232 c.
- Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 29.06.2020) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. — 08.10.2007. — № 41. — ст. 4849.