В современных социокультурных условиях одной из главных является задача модернизации образования России — это повышение конкурентоспособности любой организации. Основная проблема заключается в том, что сегодня многие образовательные организации (далее — ОО) имеют низкую конкурентоспособность не только на мировом рынке образовательных услуг, но и на внутреннем российском рынке. Данное явление является следствием того, что большинство ОО, в том числе организации дополнительного образования, не проводят систематический мониторинг потребностей заказчиков, что в свою очередь отражается на востребованности предлагаемых услуг и как следствие на общем объеме их потребления.
Сегодня дополнительное образование — это полноправная часть единого образовательного пространства. Оно призвано обеспечить занятость детей, подростков и молодежи, предоставить возможность для их самоопределения и самовыражения, организовать практико-ориентированную творческую деятельность, вести работу по профилактике асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.
Для того чтобы не только сохранить, но и увеличить количество обучающихся организации дополнительного образования вынуждены стремиться к повышению уровня конкурентоспособности. Успех организации зависит от впечатления, которое она производит на потребителя, в частности на родителей как заказчика образовательных услуг. Родители, выбирающие организации дополнительного образования для ребенка, сначала ориентируются на мнения и оценки других людей. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей, зависит ее репутация на многие годы. Поэтому формирование и развитие позитивного имиджа организации в современных условиях является необходимостью.
Анализ современной педагогической литературы позволил сформулировать понятие конкурентоспособности образовательной организации, таким образом, под конкурентоспособностью общеобразовательной организации понимается достижении эффектов: социального (связанного с изменением характера взаимодействия общеобразовательной организации с потребителями образовательных услуг, общественностью и профессиональным сообществом); организационного (связанного с развитием и преобразованием организационной структуры общеобразовательной организации) и экономического (связанного с динамикой финансовых результатов деятельности общеобразовательной организации).
Мониторинговые исследования стали неотъемлемой частью современных образовательных систем. Это обусловлено функциональными возможностями мониторинга как эффективного средства информационного обеспечения оперативного и стратегического управления образованием.
Для определения уровня конкурентоспособности учреждения образования, после анализа изученной нами психолого-педагогической и научной литературы нами были выделены следующие критерии и показатели, исходя из специфики деятельности учреждения:
Критерий 1. Расположение и ценовая политика
1.1. Удобство расположения учреждения образования
1.2. 1.2 Ценовая политика
1.3. 1.3 Перечень услуг
Критерий 2 . Профессиональность подготовки педагогов и укомплектованность материально-технической базы учреждения образования
2.1 Уровень подготовки педагогического коллектива
2.2 Наличие необходимого оборудования, состояние помещений для занятий
Критерий 3. Создание психолого-педагогической атмосферы в учреждении образования
3.1. Отношения ребенка с педагогом
3.2. Отношения между детьми в классе
3.3. Взаимоотношения родителя с педагогом
Критерий 4. Развитие рекламной политики учреждения
4.1. Наличие рекламы, предоставление информации о предоставлении перечни услуг
Критерий 5.Репутация учреждения образования
5.1. Оценка репутации родителями, чьи дети посещают учреждение образования
Критерий 6. Активность деятельности учреждения образования
6.1. Активность педагогического коллектива.
Пример.
Всего в анкетировании приняли участие 198 родителей (законных представителей) МАУ ДО ДШИ «Этюд» — это 78 % от общего количества родителей учащихся школы.
Математический аппарат оценки качества педагогической деятельности — бальная оценка по показателям уровня сформированности методической компетентности:
— 0 баллов — отсутствие показателя;
— 1 балл — низкий уровень;
— 2 балла — средний уровень;
— 3 балла — высокий уровень.
Анкета представляет собой ряд критериев, разделённых на 3-бальную шкалу оценивания.
Анкетирование проводилось анонимно.
Расчет результатов производился по каждому вопросу отдельно, и переводились в проценты.
С помощью анкетирования нам нужно получить актуальную информацию о уровне конкурентоспособности учреждения дополнительного образования, показатель которой должен быть не менее установленного порога, равного 75 %.
Проведя анкетирование, обработав полученные результаты, мы получили следующую информацию.
Анализ первых трех вопросов позволил выявить удобство территориального расположения учреждения образования, доступность цен на предоставляемые услуги и перечень предоставляемых услуг. Результаты анкетирования потребителями представлены на рисунке 1, отвечают заявленным выше требованиям, расположение учреждения является удобным для потребителя, ценовая политика является приемлемой, перечень предоставляемых услуг является актуальным для родителей, чьи дети посещают учреждение образования.
Рис. 1 Расположение и ценовая политика учреждения дополнительного образования
На рисунке 2 показаны результаты оценки профессиональной подготовки педагогов и укомплектованности материально-технической базы учреждения дополнительного образования, которые тоже превышают уровень 75 %, это значит, что уровень владения техникой самоанализа занятий и собственной педагогической деятельностью достаточно высок.
Рис. 2. Профессиональность подготовки педагогов и укомплектованность материально-технической базы учреждения
По результатам, представленным на рисунке 3, мы видим, что создание психолого-педагогической атмосферы в учреждении имеет высокий уровень оценки родителями (законными представителями), дети которых посещают учреждение образования.
Рис. 3. Создание психолого-педагогической атмосферы в учреждении
Развитие рекламной политики учреждения образования к сожалению выражено в не на высоком уровне в отличии от остальных показателей (67, 5 %), данный показатель свидетельствует об уровне развитости данного направления выше среднего (рис. 4).
Рис. 4. Рекламная политика учреждения образования
Оценка репутации учреждения образования представлена графически на рисунке 5. Можно сделать вывод, что потребители в лице родителей учащихся школы, оценивают репутацию учреждения образования на достаточном уровне, что говорит о том, что данное учреждения осуществляет свою работу на высоком уровне и является конкурентоспособным.
Рис. 5. Оценка репутации учреждения образования
На рисунке 6 представлен анализ активности деятельности учреждения образования, результаты подтверждают активность педагогической деятельности педагогов учреждения образования (89 %), это говорит о массовом участии в различных конкурсах и мероприятиях, что способствует развитию детей, формированию у них творческого потенциала и высокой мотивации. Данный показатель является важным в оценки конкурентоспособности т. к. по активности учреждения дошкольного образования можно судить о месте, котором оно занимает во всех учреждениях дополнительного образования.
Рис. 6. Активность деятельности учреждения образования
Проведенный мониторинг методической компетентности педагогов показывает, что педагоги, в целом имеют хороший показатель методической компетентности, что соответствует необходимым требованиям при работе. Но также были выявлены и проблемные стороны, касающиеся использования современных методов и форм работы, знания и использование в своей работе ИКТ, умение работать в коллективе и в индивидуальном режиме, владение искусством развивающего контроля сформированности ЗУН.
Именно поэтому есть необходимость принять управленческие решения направленные на улучшения качества, опираясь на мониторинг методическом компетентности педагогов.