Архив кадровой документации ООО «Газпром добыча Ноябрьск»: от традиционного к электронному | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 26.12.2020

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Юнусова, Е. Л. Архив кадровой документации ООО «Газпром добыча Ноябрьск»: от традиционного к электронному / Е. Л. Юнусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 372-374. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77141/ (дата обращения: 18.12.2024).



Управление предприятием газовой отрасли ООО «Газпром добыча Ноябрьск» (далее — Общество) — это очень сложный процесс, который направлен на обеспечение его устойчивого финансового и социально-экономического развития. При этом обязательным условием эффективного управления является оперативность и достоверность информации, как на бумажном носителе, так и на электронном. Поэтому для успешного развития современному предприятию необходимо внедрение инновационных технологий в сфере хранения документов.

В деятельности Общества образуются различные документы, которые составляют документальный фонд организации. И только часть документального фонда составляет архивный фонд организации, который подлежит хранению в архиве организации 3. Согласно закону об архивном деле, организации всех форм собственности обязаны обеспечивать сохранность своих документов в течение сроков, установленных перечнями 1.

Принимая во внимание значимость архивных документов, сотрудники архива Общества, руководствуясь действующими нормативными актами в области архивного дела, обеспечивают сохранность документов, определяют сроки их хранения, проводят отбор и уничтожение документов, исполняют социально-правовые запросы. За все годы собран большой объем архивных документов на бумажных носителях, в архиве хранятся документы постоянного срока хранения за 42 года. И несмотря на хорошее оснащение архива Общества компьютерной техникой, традиционный архив сохранял приоритет.

Все же некоторые трудности при работе с бумажным архивом существуют. Прежде всего они связаны с огромными массивами архивных документов и техническим оснащением архивов на предприятиях. Поэтому из-за необходимости постоянного расширения площадей и снижения качества сохраненной информации, вызванного разрушением бумаги, долговременное хранение бумажных документов очень затруднительно. Документы на бумажном носителе могут выцветать, протираться от многократных прикосновений, рваться и вследствие этого информация может частично или полностью утеряна. К тому же, довольно сложно вести учет бумажного архива с помощью карточек и журналов. Все это требует значительных средств для поддержания архива в надлежащем состоянии. Таким образом, современным и результативным решением этих проблем является создание электронного архива. К тому же, развитие современных технологий свидетельствует о возрастающем значении электронных архивных систем.

В последнее десятилетие в Обществе активно внедряется информатизация и в целях оперативного учета и поиска документов создаются различные операционные системы. В 2008 году внедрена операционная система Microsoft Navision Axapta 2009, которая используется для: финансового, торгового и логистического учета; управления физическими складами; учета проектов и дискретного производства; сводного планирования; управления персоналом; для расчета зарплаты персонала; управления бизнес-процессами. В этой программе есть модуль «электронного хранилища документов», к которому имеют допуск лишь несколько специалистов предприятия, имеющие права администратора. То есть, они могут вносить отсканированные документы, перемещать их из папки в папку, удалять, формировать отчеты. Все документы сканируются в цветном режиме, чтобы было видно, что образ создан с оригинала. Отсканированные документы в электронном архиве хранятся в папках, которые имеют определенную структуру. За период 2008–2012 гг. эта операционная система несколько раз дорабатывалась, так как невозможно сразу продумать все функции необходимые для работы с документами. Доработка системы производилась в основном по улучшению работы с бухгалтерскими документами. Следует отметить, что данная программа не могла удовлетворить потребности предприятия для хранения документов постоянного срока хранения.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что многие актуальные вопросы управления электронными документами в архиве Общества еще только предстоит решить. Поэтому создание и ведение электронного архива рассматривается как одно из основных направлений, как работы с документами, находящимися на хранении в архиве, так и как функции создания удобной базы данных хранения и использования документов в электронном виде. Электронный архив позволит экономить временные трудозатраты на поиск, обработку документа и сохранить документы на бумажном носителе, так как от снятия копий с документов, текст выгорает, бумага разрушается. Таким образом, перед Обществом появилась новая задача — организация хранения больших массивов кадровых документов постоянного срока хранения в электронном виде. Работники архива давно обратили внимание именно на эту документацию и отметили ее практическую значимость.

Как правило, электронный архив создается при помощи специального программного обеспечения и представляет собой набор упорядоченных скан-копий бумажных документов либо уже созданных электронных документов самой организации. Следует отметить, что архив электронных документов — это не просто отдельный сервер, компьютер или место для складирования носителей с информацией, и не только поисковая система, способная «выудить» нужную пользователю электронную информацию. Это технологии и производственные процессы, которые обеспечивают весь цикл хранения документов от экспертизы ценности до их использования, через организацию хранения и обеспечение сохранности.

Стремясь идти в ногу со временем и адекватно выполнять работы по сбору, учету и хранению кадровой документации, а также по исполнению запросов граждан и организаций, в Обществе принято решение об установке программного обеспечения ЭЛАР «САПЕРИОН». Данная программа предназначена для организации работы с документами, автоматизации их сбора и обработки, создания и управления единым электронным архивом предприятия. К основным функциям и свойствам данной системы относятся: централизованная обработка и ввод документов; единые принципы хранения документов; интеграция документов и данных; синхронизация хранения бумажных и электронных документов; электронный архив; защищенная совместная работа с документами.

В октябре 2012 года специалистами «ЭЛАР» были установлены лицензии на сервер и на рабочие места работников архива, а также программное обеспечение на все компьютеры архива. После установки системы электронного архива специалисты провели тестирование системы, устранили выявленные ошибки, а затем провели обучение пользователей (работников архива) и IT-специалистов Общества.

В настоящее время в электронном архиве кадровой документации хранятся дела по личному составу и постоянного срока хранения. Комплектование электронного архива проходит в несколько этапов: сканирование документов; импортирование электронных образов документов в программу; заполнение карточки учета и поиска на каждый документ.

Наиболее трудоемкой и ответственной частью является перевод в электронные образы архивных документов, поскольку документы могут быть разного формата и качества. Сканирование документов проводится двумя основными методами: на поточном сканере Fujitsu в режиме ручной подачи — дела, которые поступают на хранение за последние годы и которые еще не переплетены и на книжном (планетарном) сканере — дела, которые переплетены и не подлежат разброшюровке. Бесконтактный способ сканирования и безопасное освещение без инфракрасного и ультрафиолетового излучения на книжном сканере исключают риск повреждения документов, обеспечивая деликатное обращение с любыми оригинальными, и поврежденными оригиналами и т. п. Следует отметить, что сканирование документов осуществляется с сохранением файлов в формате PDF/А, который установлен Правилами 3 и закреплен в стандарте по управлению документацией 4.

Оцифровка архивных документов Общества за период 1977–1998 гг. заняла около пяти месяцев. А вот этап индексации оказался наиболее продолжительным и растянутым, так как необходимо проверять качество отсканированных документов, описание оцифрованных образов проводилось на уровне каждого документа вручную. Что касается дел последних лет, то большинство этих документов уже существуют в электронном виде — в системах электронного документооборота, в корпоративных файловых хранилищах, в компьютерах работников Общества.

Итак, из полученных электронных образов и создается электронный архив — единое структурированное хранилище, работы которого соответствуют работам традиционного архива. Основная задача данного архива — обеспечение централизованного хранения электронных документов в соответствии с архивными требованиями к их защите и сохранности в сочетании с максимально удобным и простым доступом, как с локальных, так и с удаленных компьютеров любой конфигурации. Следует отметить, что система электронного архива кадровой документации в Обществе полностью соответствует требованиям законодательства по защите персональных данных, согласно которым предприятия, работающие с персональными данными, обязаны гарантировать их надежную сохранность 2. Это достигается несколькими способами и эти меры создают необходимые условия для надежного, защищенного хранения персональных данных сотрудников Общества.

В заключении отметим, что электронный архив позволяет оптимизировать архивную деятельность Общества и минимизировать риски по утрате ценной информации. В сравнении с традиционным, электронный архив способствует значительному сокращению временных затрат на поиск необходимых документов для исполнения социальных запросов, снижает необходимость обращения к бумажным документам за счет доступа к их электронным образам, при этом значительно сокращает площади архивохранилищ. Кроме того, электронный архив не заменяет, а дополняет традиционный.

Литература:

  1. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 43. — Ст. 4169.
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 31. — Ст. 3451.
  3. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Утв. приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526 (зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2015 № 38830). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система: [сайт]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 185738/ (дата обращения: 20.12.2020).
  4. Стандарт ISO 19005–1:2005/Cor.2:2011 «Управление документацией. Формат файлов электронных документов для долгосрочного хранения». — Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/431889867/ (дата обращения: 20.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): электронный архив, документ, срок хранения, бумажный носитель, кадровая документация, сканирование документов, электронный вид, бумажный архив, операционная система, программное обеспечение.


Похожие статьи

Документирование деятельности ОАО «Газпром» при внедрении электронного документооборота

Анализ применения положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/ 2011) на примере бухгалтерской отчетности ОАО «Распадская»

Управление производственными запасами (на примере ОАО «ТЗВА»)

Особенности кадровой политики ОАО «НЗХК»

Характеристика рынка недвижимости Томска и рыночная позиция ОАО «ТДСК»

Процедура организации государственных закупок и ее информационное обеспечение на примере ГБУ «Жилищник»

Состояние использования левериджа в управлении финансами ООО «Городской молочный завод «Лискинский»

История развития ПАО «Газпром» как бренда

Создание и применение обучающей программы «Виртуальный реестр»

Стратегия маркетинговых коммуникаций в ОАО «Гостиница «Саранск»

Похожие статьи

Документирование деятельности ОАО «Газпром» при внедрении электронного документооборота

Анализ применения положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/ 2011) на примере бухгалтерской отчетности ОАО «Распадская»

Управление производственными запасами (на примере ОАО «ТЗВА»)

Особенности кадровой политики ОАО «НЗХК»

Характеристика рынка недвижимости Томска и рыночная позиция ОАО «ТДСК»

Процедура организации государственных закупок и ее информационное обеспечение на примере ГБУ «Жилищник»

Состояние использования левериджа в управлении финансами ООО «Городской молочный завод «Лискинский»

История развития ПАО «Газпром» как бренда

Создание и применение обучающей программы «Виртуальный реестр»

Стратегия маркетинговых коммуникаций в ОАО «Гостиница «Саранск»

Задать вопрос