В статье раскрыты понятие, характеристика и используемые технологии политических (избирательных) PR-кампаний, а также особенности формирования имиджа политика.
Ключевые слова: политический PR, избирательная кампания, политический маркетинг, избирательный процесс, имидж.
Избирательная кампания — это набор мероприятий по организации свободного волеизъявления граждан, регламентированный законом и организуемый избирательными комиссиями. [1]
Избирательная кампания включает в себя действия власти, избирательных комиссий, а также всех лиц и организаций, задействованных в выборном процессе.
РR в избирательной кампании — это системная организация коммуникации политической фигуры или группы с различными целевыми группами в обществе, которая направлена на достижение понимания, согласования взаимоприемлемых интересов, а также привлечения на свою сторону. Через комплексное использование PR-средств поддерживается репутация кандидата, формируется паблисити, создается общий план воздействия на сознание человека. Главным, но не единственным результатом является победа на выборах. [1]
Кампания по связям с общественностью всегда требует особый подход с выстраиванием определенной стратегии. Важно понимать, как придётся воздействовать на мнения и отношения людей.
Избирательные технологии подразделяются на маркетинговые и немаркетинговые. [2]
В случае с маркетинговыми избирательными технологиями можно говорить о тесной связи с понятием «политического рынка», являющийся пространством для обмена политических товаров и услуг на голоса избирателей и поддержку граждан. На «политическом рынке» существует конкуренция, в ходе которой политические субъекты предлагают гражданам свои «услуги и товары». Конкуренция обостряется именно в период проведения избирательной кампании, поэтому кандидаты и партии стараются привлечь на свою сторону голоса избирателей. Кандидаты и партии добиваются успеха за счет политического маркетинга — систему воздействия на политический рынок, в основе которого лежит изучение этого рынка. Политический маркетинг преследует одну главную цель: привлечение наибольшего количества голосов избирателей. Также политический маркетинг строится на изучении потребностей, ценностей, установок, мотивации граждан. Главной особенностью политического маркетинга является свобода альтернативного выбора между конкурирующими предложениями, и гражданин сам решает, нужно ли ему голосовать или нет, и нуждается ли он в политических «товарах и услугах» вообще.
Технологии немаркетингового типа игнорируют потребности получателей информации, т. е. граждан, и предполагают целое информационное воздействие монологического характера. Немаркетинговые технологии нуждаются в уменьшении или полном устранении конкуренции между политическими субъектами. Такие технологии строятся на убеждении людей в правильности взглядов и позиции, внедряемых в них субъектом воздействия. В немаркетинговых технологиях конкуренции не существует. Эффективность таких технологий заключается в том, что индивид лишен возможности усомниться во внедряемых в его сознание установок, ценностей и моделей поведения. Классические примеры технологий немаркетингового типа — политические пропаганда и агитация. Между ними существует тесная взаимосвязь: они направлены на формирование позитивного отношения населения к тем или иным ценностям, закрепление их в сознании граждан. Основное различие заключается в том, что агитация в большей степени ориентирована на побуждение созидательного действия. Стратегии политической пропаганды применяются для управления массами людей и вовлечения их в определённую деятельность. Пропаганда предполагает ориентирование на определённые стереотипы, и преодолеть критический настрой аудитории можно посредством смены стереотипов.
Избирательные (политические) PR-кампании тесно связаны с определением избирательной системы. Существует несколько толкований данного термина в широком и узком смысле. Избирательная система в широком смысле — это совокупность общественных отношений, возникающих в связи с выборами органов власти. Такие отношение регулируются нормами конституционного права. Избирательная система в узком смысле — способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. [1]
Российское избирательное право реализуется в форме избирательного процесса.
Для него характерны законодательно установленные стадии:
- Назначение выборов
- Образование избирательных округов
- Образование избирательных участков
- Формирование избирательных органов
- Выдвижение и регистрация кандидатов
- Предвыборная агитация
- Голосование
- Подведение итогов выборов
- Опубликование результатов выборов. [1]
Для российского избирательного права характерны демократические принципы, включающие в себя всеобщность, равенство, тайну выборов, прямое(непосредственное) голосование.
Существуют также демократические принципы организации выборов.
Они включают в себя:
− свободу выборов, предполагающую отсутствие политического давления на избирателей и активистов, кандидатов и организаторов выборов;
− наличие выбора, альтернативных кандидатов;
− состязательность и конкурентность выборов;
− периодичность и регулярность выборов;
− равенство возможностей политических партий и кандидатов.
Любая избирательная кампания требует затраты определенных ресурсов. [1] К таким важным ресурсам, позволяющим достичь поставленную цель можно отнести:
- Финансовые ресурсы, т. е. денежные средства.
- Временные ресурсы играют важную роль в избирательных PR-кампаниях. Чем больше отводится времени на предвыборную агитацию, тем больше возможностей открывается для воздействия на сознание и поведение потенциальных избирателей, поэтому важно эффективно и правильно использовать время.
- Интеллектуальные ресурсы. К ним относятся привлекаемые квалифицированные специалисты в разных областях, участвующие в организации избирательных кампаний. К таким специалистам можно отнести политологов, социологов, юристов, экономистов, а также психологов. Ключевую роль в избирательном процессе играют политические технологи — специалисты в области избирательных технологий. Они входят в состав избирательного штаба и разрабатывают тактику, стратегию осуществления избирательной кампании.
- Организационные ресурсы. Это государственные, партийные и общественные структуры, на которые может опираться кандидат или партия при проведении своей избирательной кампании.
- Информационные ресурсы. К таким ресурсам относятся средства массовой информации: телевидение, радио, печать, интернет.
- Материально-технические ресурсы. Без них невозможно проведение избирательной кампании, они обеспечиваются инфраструктурой. Это помещения, средства связи, техника и т. д.
Важной составляющей политической (избирательной) PR-кампании является имидж. Американский социолог Ирвинг Гофман говорил: «Имидж — это искусство управлять впечатлением». И действительно: по своему определению имидж является специфическим «образом» воспринимаемого предмета, его «внешней оболочкой». Цель имиджа: привлечение внимания и идентификация объекта. Над имиджем работает не один специалист, привлекаются психологи, PR-специалисты, хореографы, социологи, стилисты, продюсеры… У понятия «политический имидж» также имеется своё определение. Политический имидж — это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ политического лидера. Формирование имиджа происходит как неосознанно, так и осознанно, когда отслеживаются особенности восприятия политика, продумываются тактика и стратегия формирования благоприятного образа. [3]
Имидж формируется за счёт:
− личностных, профессиональных качеств политика, его слова и дела (эти качества и являются имиджформирующей информацией). Данные качества могут быть получены непосредственным путем: на личных встречах, выступлениях в СМИ и т. д.;
− косвенная имиджформирующая информация (сплетни, слухи, компроматы, досье). Это сведения о личной жизни, о семье, друзьях, образе жизни и т. д.) [4]
Ядро имиджа состоит из легенды, позиции и установки. Легенда складывается из впечатления о человеке и формируется на уровне подсознания. Если у политика плохая легенда, идти на выборы с ней смысла нет. Легенда может стоять за серией важных для страны или региона поступков политика, должны быть четко сформулированы идеи и лозунги. Создать легенду можно из биографии кандидата, особенностей внешности и поведения. У политика должна быть своя позиция, если он публично, чётко и понятно может ее выразить — у него есть все шансы на успех.
Существует внешняя, внутренняя и процессуальная сторона имиджа. Внешняя сторона имиджа состоит из мимики, манеры, прически, походки, т.е из внешних характеристик политика. Внутренняя сторона имиджа состоит из менталитета, профессионализма, хобби, ценностей и интересов, но прежде всего — из политических идей, и то, как он их отстаивает — это процессуальная сторона имиджа, включающая в себя особенности темперамента, артистичности, чувства юмора, эмоциональной выразительности. [3]
Направленное формирование имиджа политика представляет из себя трудоемкий процесс, который под силу специализированным агенствам.
Можно подытожить тем, что особенности, этапы и технологии политической (избирательной) PR-кампании формируются в соответствии с действующим законодательством и условиями, которые существуют в государстве. Политическая (избирательная) PR-кампания состоит из определенных этапов, которых следует придерживаться для успешного проведения кампании.
Литература:
- Малкин, Е., Сучков Е. Политические технологии: избирательные технологии, партийное строительство, политические проекты/ Е.Малкин, Е.Сучков. — М.: Русская панорама, 2011.
- Марков.А. Связи с общественностью в органах власти. — М.: Инфра-М, 2014. — 192с.
- Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / А. Ю. Панасюк. — 2-е изд., стер. — М.: ОМЕГА-Л, 2008. — 266 с.
- Чумиков, А. Н. Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд / А. Н. Чумиков. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 160 c.