В статье рассмотрено становление и развитие норм уголовного права за нарушение авторских и смежных прав в России.
Ключевые слова: авторские и смежные права, уголовная ответственность, уголовно-правовые нормы.
Любому объекту изучения присущи признаки, свойства, характеристики, которые отличают его от других. Прежде чем разбираться в особенностях объекта преступлений в сфере авторских и смежных прав, нужно выяснить, что же понимается под определением «объекта преступлений в сфере авторских и смежных прав».
Стоит отметить, что ни в теории, ни на практике нет единого мнения как определять данное понятие, уяснять его смысл. Большинство определений трактуется исходя из общего толкования объекта преступления, который является базисом для все других (родового, видового, непосредственного) объектов противоправных деяний [1].
Тем не менее можно выделить в науке уголовного права три основных, имеющих большое количество сторонников и более совпадающих по смыслу, определения объекта авторских и смежных прав. Во-первых, подразумевается рассматривать данный объект как общественные отношения в области авторских и смежных прав на произведения (науки, литературы и искусства), их эксплуатации, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.
Во-вторых, объект авторских и смежных прав стоит рассматривать как благо, пользу, интерес, то есть данное определение имеет расширенный вариант толкования и можно отнести в качестве объектов: право на защиту своего труда, его использование, свобода творчества и т. д.
Наконец, в-третьих, под объектом авторских и смежных прав понимается все то, что указано непосредственно в самой диспозиции, то есть что написано в данной норме, то и является объектом. Получается, здесь речь идет о соответствии буквы закона. Хочется привести мысль Н. С. Таганцева, который писал, что уголовно-правовая норма должна быть реально действующей, соответствующей тому времени, в котором она существует, потому что только такая норма может быть нарушаема. Действительно, с этим нельзя не согласиться.
Ст. 146 Уголовного кодекса РФ посвящена нарушениям авторских и смежных прав и расположена в главе 19 (Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина), объясняется это тем, что данные права принадлежат людям и появляются у них посредством их трудовой, профессиональной и интеллектуальной деятельности.
В теории уголовного права выделяют классификацию непосредственного объекта преступлений в рассматриваемой сфере, которая приведена в таблице 1.
Таблица 1
Классификация непосредственного объекта преступлений в сфере авторских и смежных прав
Интеллектуальные права |
Суть |
Гражданское законодательство |
На произведения науки, литературы и искусства (авторские права) |
Автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения |
ч. 2 ст. 1255 ГК РФ |
На результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач |
Содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами, или смежными правами |
ст. 1303 ГК РФ |
На изобретения, полезные модели и промышленные образцы |
Являются патентными правами |
ст. 1345 ГК РФ |
Не следует упускать то обстоятельство, что законодатель закрепил положение об отсутствии зависимости права собственности на материальный объект и интеллектуального права [2]. Из этого следует вывод, что кому бы вещь (USB-флэш-накопитель, кассета, жесткий диск и т. д.), на которой содержится результат интеллектуальной собственности, ни принадлежала, авторские и смежные права имеются у создателей (авторов) такого труда, а не собственника материального носителя.
Следующей особенностью нужно выделить отсутствие необходимости регистрировать авторское право на произведение, то есть законодатель внес диспозитивность и оставил на усмотрение автора такую процедуру, что обязательно для изобретательских и патентных прав. Важен момент, что авторское право у человека появляется именно тогда, когда непосредственно создан результат интеллектуальной собственности.
Множество дискуссий ведется по поводу неопределенности в употреблении понятий в ст. 146 УК РФ, а спор именно о терминах, например, авторское право и некоторые другие, которых нет в Гражданском кодексе РФ, но зато последний оперирует иными понятиями — автор произведения. Тем самым присутствует двойственность терминов: есть нормы, которые состоят из разных словосочетаний, но применить мы их не можем.
В юридической литературе касаемо уголовного права не существует однозначного мнения о том, что является предметом преступления против авторских и смежных прав. Большинство ученых в своих определениях отождествляют предмет и объект преступления, что категорически является неверным, так как, если лицо повреждает носитель информации, на котором хранится результат интеллектуальной деятельности, то состава преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, не будет. Ведь данной статьей охраняются авторские и смежные права.
Развитие уголовно-правовой охраны объектов авторских и смежных прав дают возможность предполагать о введении помимо авторских и смежных прав, понятия интеллектуальной собственности, а может и полной замены первого определения вторым.
Литература:
- Харабара И. В. Объект преступления и его виды // Журнал «Образование и право». 2020. № 6;
- Шищенко А. А. Нарушение авторских и смежных прав: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации // Журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». 2019. № 4.