Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 26.12.2020

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Соколова, Е. А. Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 444-446. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77169/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие современного общества диктует новые условия организации дошкольного образования. Для обеспечения его качества внедряются в деятельность ДОУ инновационные педагогические технологии, в числе которых здоровьесберегающие и коррекционные. Данные технологии позволяют детям с речевыми нарушениями, число которых по данным мировой статистики неуклонно растет, овладеть коммуникативной компетенцией, одной из ключевых, согласно целевым ориентирам ФГОС ДО.

Среди педагогических технологий, оказывающих положительное влияние на коррекцию речевых нарушений у детей с ОВЗ, в музыкальной деятельности используется эвритмическая гимнастика.

Элементы данной технологии стали применяться музыкальными руководителями ДОУ для формирования и совершенствования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, их двигательной культуры, а так же в качестве здоровьесберегающей технологии у детей с ОНР.

Автором данной педагогической технологии является немецкий философ и мыслитель ХХ века Р. Штейнер, основоположник вальдорфской педагогики.

Эвритмическая гимнастика — это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи [4].

Цель использования данной педагогической технологии в ДОУ — развитие культуры движения детей дошкольного возраста. Занятия c использованием ее элементов направлены на:

— развитие координации движений детей, их физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости;

— улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, развитие внимания и воображения);

— расширение эмоционального опыта, развитие навыков коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

— коррекцию и совершенствование речи детей с ОНР;

— формирование музыкально-творческих способностей дошкольников [2].

Развитие двигательных способностей дошкольников средствами эвритмии осуществляется на основе следующих принципов:

— принцип природосообразности.

Его соблюдение позволяет ребенку в музыкальной деятельности пройти путь становления мышления от наглядно-действенного к логически– абстрактному;

— принцип здоровьесбережения.

Предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОНР в музыкальной образовательной деятельности;

— принцип развития творческого воображения.

Его соблюдение заключается в создании ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал, положительно влияя на формирование его продуктивной деятельности;

— принцип формирования способности к сопереживанию.

Применение этого принципа позволяет ребенку проникнуться духом доброжелательности и солидарности, умением слышать и понимать другого, отсутствием конфликтности и агрессивности. [3]

Музыкальные занятия с использованием эвритмической гимнастики у дошкольников с ОНР проходят в форме познавательной игры, сказки или путешествия. История, рассказываемая педагогом, создаётся действиями всех участников занятия. На начальном этапе воспитанники подражают действиям и движениям педагога, перевоплощаются в образы сказочных персонажей, растений и животных, проживают различные явления природы, имитируют деятельность людей. Поскольку игра является ведущим видом деятельность дошкольника, то большинство упражнений носит игровой характер.

Элементы эвритмической гимнастики включаются в логоритмические и музыкальные занятия постоянно.

Создания доверительной атмосферы и успокоения в общем кругу — первый этап занятия. Дети приветствуют участников музыкально-коррекционной деятельности пением и жестами, используя приветственные пальчиковые и жестовые игры, валеологические песенки-распевания.

В основной этап занятия входит музыкально-ритмический круг, включающий следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке. Среди них ритмические игры, в т. ч. речевые игры со звучащими жестами.

Детей с ОНР важно научить чувствовать ритм. В увлекательном речевом музицировании дошкольники осваивают весь комплекс выразительных средств общих для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр, динамика. Таким образом, речевое музицирование — ритмичное декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями, позволит педагогу развивать в активных творческих действиях у воспитанников чувство ритма и интонационный слух.

Важное место в эвритмической гимнастике занимают «звучащие жесты».

Игра со звуками своего тела — притопами, шлепками, щелчками, хлопками, а так же синтез музыки с речью, с ее ритмической и мелодической стороной, помогают в развитии ритмического слуха, координации движений. Дети-логопаты с удовольствием «украшают» звучащими жестами попевки и песенки, используют их в музыкально-ритмических импровизациях и танцах.

Одной из оздоровительных методик, оказывающих положительное воздействие на организм детей с ОНР является методика игрового стретчинга. Данная технология основывается на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить и исправить нарушения в работе опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Упражнения стретчинга проводятся в виде сюжетной или тематической игры, в которую входят 8–9 упражнений на различные группы мышц. Под спокойную музыку в «своем» темпе дети передают образные движения игровых и сказочных персонажей. [1]

К блоку развития мелкой моторики относятся пальчиковые игры и сказки. Развитие мелкой моторики подготавливает почву для последующего формирования и развития речи, являются средством повышения работоспособности головного мозга.

На музыкально-коррекционных занятиях пальчиковые игры проводятся инструментальным сопровождением педагога или пением детей, а так же оформляется показом иллюстраций или творческим музицированием.

Следующий блок представлен социально-коммуникативными играми. Каждая коммуникативная игра или танец — это «живое» произведение, которое создаётся в данный момент и позволяет формировать доброжелательные взаимоотношения в коллективе, воспитание саморегуляции, контроля действий, развитие толерантного отношения друг к другу.

Следующим блоком эвритмической гимнастики является ритмопластика — система физических, танцевальных и подражательных движений для всестороннего гармонического развития тела. В ее основе лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.

Ритмопластика развивает у детей с ОНР чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Благодаря ей формируется правильная осанка, развивается сила, выносливость, увеличивается подвижность в суставах, улучшается координация движений, устраняются некоторые физические недостатки. Ритмопластика тесно взаимосвязана с психогимнастикой, способствующей овладению навыками саморасслабления, позволяющей снять психическое напряжение и создать возможность для самовыражения. На музыкально–коррекционных занятиях с элементами психогимнастики дети учатся выражать свои эмоции жестами, мимикой, движениями, а применяемые музыкально-дидактические игры и пластические этюды, поднимают дошкольникам настроение, помогают преодолевать страхи и речевые барьеры, вызывают у детей потребность поделиться впечатлениями и эмоциями.

Занятие и использованием эвритмии завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди — «закрыть все замочки». [2]

Практический опыт, накопленный в музыкально–коррекционной работе с детьми с ОНР, позволяет сделать вывод, что использование эвритмической гимнастики позволяет решить большое число коррекционно-образовательных и воспитательных задач. А обращение к современным педагогическим технологиям в воспитании дошкольников открывает новые возможности для педагогического творчества и повышает качество дошкольного воспитания детей с ОНР.

Литература:

  1. Игровой стретчинг в детском саду [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/igrovoi-stretching-v-detskom-sadu.html
  2. Использование эвритмии в музыкальной деятельности дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-yevritmi-v-muzykalnoi-dejatelnosti-doshkolnikov.html
  3. Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe zanyatie /2019/04/12/ sovremennye-tehnologii-muzykalnogo
  4. Эвритмия [Электронный ресурс]. Википедия. Свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://ru.wikiredia.com/wiki/Эвритмия
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, гимнастика, движение, дошкольный возраст, координация движений, мелкая моторика, музыкальная деятельность, педагогическая технология, чувство ритма.


Похожие статьи

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием

Похожие статьи

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием

Задать вопрос