Среди ведущих сфер функционирования органов местного самоуправления достаточно актуальным и значимым является вопрос установления и реализации юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений. Это обусловлено тем, что данная ответственность обеспечивает эффективное функционирование органов и должностных лиц местного самоуправления, и в то же время гарантирует реализацию интересов граждан, то есть населения и общества в целом.
Ключевые слова: юридическая ответственность, орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления, субъекты, муниципально-правовые отношения.
Among the leading spheres of functioning of local self-government bodies, the issue of establishing and implementing the legal responsibility of subjects of municipal-legal relations is quite relevant and significant. This is due to the fact that this responsibility ensures the effective functioning of local self-government bodies and officials, and at the same time guarantees the realization of the interests of citizens, that is, the population and society as a whole.
Keywords: legal responsibility, local government body, local government official, subjects, municipal-legal relations.
Опираясь на российское законодательство по рассматриваемому вопросу, можем выделить, что, в соответствии со ст. 70 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами [1]. Данного вида ответственность — это негативный результат за принятые органами МС и их должностными лицами решения, несоответствующие законодательству, а также за недолжное осуществление возложенных на них законом задач и функций.
Рассмотренная норма свидетельствует о том, что за неисполнение и нарушение законодательства органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны претерпевать неблагоприятные правовые последствия. Правда, стоит отметить, что именно тексте статьи не отмечено, какая определенная ситуация подразумевает определенный, соответствующий ей, вид юридической ответственности.
Для начала следует сказать, кого необходимо подразумевать в качестве субъектов муниципально-правовых отношений. В правовой литературе их принято классифицировать на три группы на основании их деятельности по осуществлению местного самоуправления. То есть это, во-первых, муниципальное образование, во-вторых, это субъекты, которые уполномочены принимать решения по вопросам местного значения, либо содействовать их принятию (к ним относятся такие субъекты, как население муниципального образования, должностные лица и органы МС, граждане и пр.); и, в третьих, это субъекты, в той или иной мере фигурирующие в осуществлении МС, а именно — органы государственной власти, общественные объединения и др.) [2].
Так, становится интересным рассмотрение вопроса: какие именно из указанных субъектов могут быть подвергнуты юридической ответственности? Считаем, что законы налагают ответственность на следующие субъекты муниципально-правовых отношений: муниципальное образование, органы и должностные лица МС, муниципальные служащие, органы ТОС, а также государственные органы.
В системе МС к субъектам муниципально-правовых отношений, по общему правилу, применяются все известные виды юридической ответственности: конституционная, государственно-правовая, муниципально-правовая, дисциплинарная, гражданская, уголовная.
Рассмотрим некоторые виды юридической ответственности.
Так, ответственность органов и должностных лиц МС перед государством наступает в случае ненадлежащего исполнения ими Конституции РФ, конституций или уставов субъектов РФ, федерального и регионального законодательства, а также положений устава муниципального образования. В таких ситуациях, представительный орган МС подлежит роспуску, должностное лицо же — отрешению от должности. Помимо этого, государственно-правовая ответственность применяется в случаях неисполнения должностными лицами или органами МС отдельных, возложенных на них, государственных полномочий. Также, ФЗ-131 содержит и такие меры неблагоприятных правовых последствий в отношении субъектов муниципально-правовых отношений, как временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления, отзыв государственно-властных полномочий, отмена или приостановление правовых актов, отмена юридически значимого результата.
Ответственность органов и должностных лиц МС перед населением по своей сущности представляет политико-юридическую ответственность перед избирателем лиц им избранных и может быть применена посредством их отзыва на основании утраты доверия. Устав муниципального образования, а также законы субъектов предусматривают порядок и иные вопросы такого вида процедуры.
Ответственность перед физическими и юридическими лицами наступает согласно как федеральному, так и региональному и муниципальному законодательству. Нарушение, неисполнение конституционных прав и свобод человека и гражданина органами и должностными лицами МС, влечет применение к нарушителям мер юридической ответственности. Иные, возникшие в данной сфере, трудности урегулированы нормами гражданского законодательства и могут быть разрешены в судебном порядке.
Наступление такого вида юридической ответственности, как дисциплинарная ответственность в системе осуществления местного самоуправления связано с несоблюдением или же ненадлежащим исполнением муниципальным служащим возложенных на него соответствующим законодательством служебных обязанностей по его вине [3]. Процедура применения, а также снятия дисциплинарных взысканий определяется в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Подобная особенность характеризует своеобразие и отличие дисциплинарной ответственности в системе МС от дисциплинарной ответственности государственных служащих. Также, трудовое законодательство допускает привлечение муниципального служащего и к материальной ответственности, которая, по своей сути, состоит в том, что виновный служащий обязан возместить, так скажем, пострадавшим причиненный им вред. Стоит отметить, что она, в свою очередь, не устраняет возможности одновременного привлечения виновного лица еще и к дисциплинарной ответственности. К полной материальной ответственности муниципального служащего можно привлечь только в соответствии с решеним суда.
Таким образом, становится очевидным, что правовая регламентация системы мер юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений представляет собой одну из самых эффективных форм юридической защиты МС.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: Проспект, 2013. 672 с
- Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ.