В данной статье рассмотрено понятие оперативно-розыскной деятельности и выявлены имеющиеся в нем недостатки, а также предложено авторское определение. Также в статье проведен анализ основных субъектов оперативно-розыскной деятельности. Итогом исследования стало предложение о реформировании оперативно-розыскного законодательства.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, субъекты оперативно-розыскной деятельности, должностные лица.
This article examines the concept of operational — investigative activity and identifies the shortcomings in it, and suggests the author's definition. The article also provides an analysis of the main subjects of the operational — search activity. The research resulted in a proposal to reform the operational — search legislation.
Key words: operational-search activity, subjects of operational-search activity, officials.
В соответствии с легальным определением, оперативно-розыскная деятельность представляет собой «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» [1].
Н. В. Дудулина под оперативно-розыскной деятельностью понимает разновидность юридической деятельности, которая нацелена на борьбу с преступностью при помощи специальных уполномоченных органов на основании специального законодательства [2]. И действительно, в самом общем виде оперативно-розыскную деятельность можно охарактеризовать именно таким образом.
В определении оперативно-розыскной деятельности исследователи отмечают многие неточности, к примеру, с точки зрения Т. И. Железняка, существенным недостатком его выступает указание на тот факт, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется исключительно оперативными подразделениями государственных органов, хотя фактически ее могут реализовывать и иные должностные лица [3].
Как еще один недостаток легального определения оперативно-розыскной деятельности можно назвать и тот факт, что ее цель не сводится исключительно к борьбе с преступностью, она может также осуществляться и для проверки лиц, поведение которых с преступной деятельностью не связано.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что закрепленное в законе понятие оперативно-розыскной деятельности далеко от совершенства, однако, это не единственная проблема. Вряд ли можно рассматривать в качестве совершенного и ее нормативно-правовое регулирование. В этой сфере нами выявлены следующие проблемы:
– до настоящего времени не решен вопрос по поводу отраслевой принадлежности оперативно-розыскной деятельности;
– законодательно не закреплены исходные понятия, посредством которых образовано содержание оперативно-розыскной деятельности;
– наличие определенных противоречий и несоответствий в оперативно-розыскном и смежном законодательстве;
– отсутствие детализации порядка и условий обеспечения конституционных принципов в сфере оперативно-розыскной деятельности в отношении объектов и субъектов (участников) этой деятельности.
Все указанные проблемы необходимо разрешать, поскольку несовершенства законодательства всегда приводят к проблемам в правоприменительной практике.
Основная регламентация оперативно-розыскной деятельности осуществляется посредством норм Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом, рассматриваемый закон действует уже более двадцати лет, за это время произошли существенные изменения в общественных отношений, которые обусловили и внесение многочисленных изменений в данный закон.
Представляется, что действующий Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» значительно устарел, несмотря на множественные изменения, вносимые в него законодателем на регулярной основе, в связи с чем, требуется принять более новый, отвечающий современным реалиям, законодательный акт федерального уровня. Более того, в силу специфики оперативно-розыскной деятельности, ее широкого содержания, полагаем, что данный закон должен быть кодифицированным. О необходимости принятия Оперативно-розыскного кодекса речь идет уже достаточно давно, даже был разработан его проект авторским коллективом Омской академии МВД России [4], но реализован он так и не был. Нам же представляется, что в настоящее время принятие такого кодекса необходимо.
Он должен содержать нормы, посвященные регулированию всех основных вопросов оперативно-розыскной деятельности, а также ее определение, которое видится возможным изложить в следующем виде: «Оперативно-розыскная деятельность — это разведывательно-поисковая государственная деятельность, регламентированная специальным законодательством, осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий агентурной работы, иных мероприятий, осуществляемых гласно или негласно в целях защиты человека, общества и государства от преступлений, путем решения специфических задач оперативно-розыскной деятельности».
В силу действующего законодательства, оперативно-розыскная деятельность в нашем государстве может осуществляться исключительно оперативными подразделениями. В качестве таковых надлежит рассматривать структурные подразделения правоохранительных органов, непосредственно реализующих производство оперативно-розыскных мероприятий в пределах своих полномочий и с соблюдением ведомственных функциональных разграничений [5].
Следует отметить, что оперативно-розыскное законодательство не предусматривает наличия соответствующей нормы, регламентирующей правомочия физических лиц по реализации оперативно-розыскных функций, однако, из анализа нормативно-правовых норм вытекает, что непосредственная реализация предоставленных оперативным подразделениям, являющимся юридическими лицами, полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, осуществляется именно физическими лицами. Основные субъекты оперативно-розыскной деятельности — должностные лица.
Представляется возможным произвести классификацию должностных лиц на следующие группы:
– руководящие сотрудники начальствующего состава, реализующие полномочия по организации оперативно-розыскной деятельности, а также контролю за ее исполнением;
– оперативные сотрудники соответствующих подразделений, в должностные обязанности которых вменено производство оперативно-розыскной деятельности как метода разрешения служебных задач [6].
Руководители органов, в полномочия которых входит производство оперативно-розыскной деятельности — это лица, назначенные в установленном законом порядке на соответствующие должности, перечень которых установлен законодательно и является исчерпывающим. Правильное понимание круга лиц, входящих в число руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обладает важным не только теоретическим, но и прикладным значением, поскольку достаточно большое количество оперативно-розыскных мероприятий может производиться лишь по постановлению таких лиц, соответственно, их неверное определение может привести к санкционированию такого постановления неуполномоченным лицом, что впоследствии приведет к признанию проводимого оперативно-розыскного мероприятия незаконным.
В качестве наиболее важного участника правоотношений, складывающихся при производстве оперативно — розыскной деятельности, видится необходимым рассматривать оперативного сотрудника, которым непосредственно и реализуется оперативно-розыскная деятельность. При этом, в данное понятие нами включены все сотрудники оперативно-розыскных подразделений различных органов внутренних дел.
Видится возможным определить оперативного сотрудника как лица, состоящего в штате оперативного подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции на основе законодательных норм.
Реализация оперативными сотрудниками своей служебной деятельности возможна исключительно с соблюдением определенных условий, в связи с чем, видится необходимым провести их подробный анализ. Таковыми условиями являются:
– соответствующая подготовка сотрудника, состоящая из соответствующего образования и стажировки, профессиональной подготовки, повышения квалификации и т. д.;
– замещаемая сотрудником должность в правоохранительных органах в соответствии с законом, в силу которой ему и предоставлены определенные полномочия;
– определенная специализация сотрудника в рамках оперативно-розыскной деятельности (закрепленная за ним линия ответственности, профиль розыскной работы);
– допуск соответствующей формы для работы с секретной информацией.
Оперативно-розыскная деятельность крайне специфична, фактически, находясь за рамками правовых отраслей, она является жестко урегулированной законодательными нормами по той причине, что в ходе ее осуществления могут быть существенно ограничены права лиц, вовлекаемых в сферу осуществления данной деятельности. Именно в силу этого законодатель предусмотрел значительное число запретов для лиц, ее осуществляющих и, в качестве основного из них, следует рассматривать использование данного вида деятельности для достижения иных целей и задач, чем предусматривает законодательство об оперативно — розыскной деятельности.
Таким образом, подводя итог, можно утверждать о том, что в целях совершенствования оперативно-розыскной деятельности требуется принятие Оперативно-розыскного кодекса, подробным образом регламентирующего понятие, цели, задачи, средства осуществления оперативно-розыскной деятельности и субъектов, ее реализующих.
Литература:
- Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (в ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности»// Российская газета. 1995. 18 августа. N 160.
- Дудулина Н. В. Оперативно-розыскная деятельность как разновидность правоохранительной деятельности. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84724
- Железняк Т.И Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности: автореф. дис. канд. юрид. наук. — Иркутск. — 2007. — С. 42.
- Луговик В. Ф. Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации: авторский проект. — Омск: Омская юридическая академия. 2014. С. 40.
- Красиков В. С., Шинкевич А. М. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2016. № 2 (40). С. 72.
- Хлебников В. М. Субъекты, осуществляющие ОРД: решение проблем с определением их перечня // Наука и новация: современные проблемы теории и практики уголовного судопроизводства и уголовного права. Сборник научных статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. 2018. С. 86.