Содержание и структура метапредметных компетенций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 28.12.2020

Статья просмотрена: 2237 раз

Библиографическое описание:

Черепкова, О. О. Содержание и структура метапредметных компетенций / О. О. Черепкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 441-444. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77182/ (дата обращения: 18.12.2024).



Особенностью современного инженерного образования является ориентация на компетентностный подход. Компетентностный подход в образовании характеризуется тем, что объединяет интеллектуально-познавательную и практическую составляющие образовательного процесса. В рамках данного подхода образовательный процесс нацелен на результат и содержит достаточно большое число умений и знаний. Результатом образования при данном подходе является стремление к повышению уровня и качества профессиональных знаний, способность к самостоятельному определению направления профессиональной деятельности. Кроме того, значимым является способность подтвердить тот уровень знаний и навыков, что указан в документе об образовании, с реальным их уровнем.

С компетентностным подходом в образовании связан метапредметный подход. Метапредметный подход в образовании способствует тому, что образование в высшем учебном заведении обеспечивает личностное, общекультурное и познавательное развитие студентов при том, что у студентов сформируется целостное представление об окружающем мире, и они будут способны самостоятельно учиться [6, с. 122]. Данная особенность метапредметного подхода способствует тому, что преодолевается разобщенность научных дисциплин и учебных курсов, разобщенность отдельных сфер обучения. Метапредметный подход существенно расширяет традиционные образовательные технологии, что делает возможным для студента сознательно развивать собственное мышление посредством анализа и синтеза информации, целеполагания, оценки разультатов деятельности.

Исходя из сути компетентностного и метапредметного подхода, можно сформулировать понятие метапредметных компетенций. Так, в соответствии с концепцией В. И. Колмаковой, метапредметные компетенции обучающихся можно рассматривать как «систему универсальных учебных действий, позволяющих продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи» [4]. Видно, что данное понимание метапредметных компетенций исходит из сущности и содержания компетентностного подхода. Иное определение метапредметным компетенциям дает А. В. Грешилова, которая под метапредметными компетенциями понимает «единство основосоздающих знаний, умений, практического опыта, проявляющихся и используемых человеком в интегративной, межпредметной деятельности» [2].

Таким образом, под метапредметными компетенциями можно понимать единую систему знаний, умений и практического опыта, которую можно использовать в межпредметной и профессиональной деятельности и продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи. Метапредметные компетенции — это именно то, что объединяет все учебные дисциплины и профессиональную деятельность.

Рассматривая метапредметные компетенции как систему, можно выделить взаимосвязанные структурные компоненты, а именно мотивационный, интеллектуальный, деятельностный и рефлексивный. Дадим им характеристику.

Мотивационный компонент метапредметных компетенций является совокупностью ценностных ориентаций и мотивов выполнения учебной и будущей профессиональной деятельности [9]. Именно данный компонент отражает осознание студентом инженерных специальностей осознание социальной значимости своей будущей профессии. Данный компонент представлен личностными, профессиональными и познавательными мотивами.

Мотивационный компонент метапредметных компетенций показывает наличие или отсутствие у студента мотивации к взаимодействию между субъектами образовательного процесса, способность формулировать собственные мысли и идеи относительно учебных проблем и будущей профессиональной деятельности и соотносить их с жизненными целями, уменпие пренимать решение и осуществлять деятельность с учетом собственных потребностей, целей и ценностей.

Для преподавателя важно актуализировать используемые способы действий, показать возможности их применения в различных областях, практической жизни или трудовой деятельности, обращать особое внимание на межпредметные связи. Акцентировать внимание на конкретных метапредметных компетенциях, формируемых посредством изучения той или иной дисциплины, поскольку для студента технических специальностей не всегда является очевидным практическая польза получения тех или иных навыков в процессе изучения дисциплин, например, предметов гуманитарного цикла, таких как философия, культурология, этика [1, с. 177].

Интеллектуальный компонент метапредметных компетенций представлен наличием знаний, необходимых для осуществления учебной и будущей профессиональной деятельности. Данный компонент предполагает понимание сути и значения учебного процесса. И значение применительно к метапредметным компетенциям имеет не столько сами теоретические знания, сколько методы их получения и эффективность их усвоения и дальнейшего применения. Так как составляющие интеллектуального компонента важны умения интерпретировать и структурировать информацию, выделять главные и второстепенные элементы, выделять связи и отношения между различными фактами, понятиями. Кроме того, частью данного компонента является умение к самостоятельному написанию доклада, реферата, эссе, готовить презентацию, делать выводы, а также преобразовывать текстовую информацию в табличную или схематичную форму.

Интеллектуальный компонент метапредметных компетенций выступает в качестве содержательной основы. В данный компонент входят не только умения, но и знания из области межличностных взаимоотношений, а также смыслы, личностные характеристики, образующие профессиональный потенциал человека. Данный компонент характеризует студента как личность, компетентную в решении учебных и профессиональных задач на основе их понимания, изучения, умения делать практические шаги в их решении.

Деятельностный компонент метапредметных компетенций определяет способность студента наиболее эффективно использовать имеющиеся умения при осуществлении практической деятельности. Этот компонент представляет содержательное наполнение учебной и профессиональной деятельности. Данный компонент актуализируется в деятельностном аспекте метапредметных компетенциий, который отражает процессы нахождения, отбора, переработки информации в ходе интеллектуально-коммуникативного взаимодействия субъектов, а также последующее ее сохранение и передачу; включает моделирование, разработку вариантов использования информации и прогнозирование их последствий.

Деятельностный компонент проявляется как в предметной деятельности (письменное и устное общение, владение информационными технологиями, способность принимать решение) и в надпредметной деятельности (деловые умения, способность извлекать пользу из опыта, организовывать свою занятость, умение работать в группе и быть частью команды и т. д.). Деятельностный компонент — это именно та составляющая метапредметных компетенций, которая предполагает эффективное использование имеющихся знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Рефлексивный компонент метапредметных компетенций отражает умение анализировать и оценивать результаты собственных достижений в учебной и будущей профессиональной деятельности. Рефлексивный компонент предполагает способность студента оценивать собственные успехи и неудачи, а также отношение к себе и окружающим, он включает в себя самоконтроль, удовлетворенность собственной коммуникативной деятельностью, рефлексию результатов такой деятельности, удовлетворение от работы с информацией, взаимодействие при передаче информации. Данный компонент включает самооценку, самоконтроль, ответственность за собственную коммуникативную деятельность, понимание себя, своих целей и направление самореализации в профессиональной деятельности. Данный компонент отвечает за дальнейшее творческое, личностное и профессиональное саморазвитие, достижение максимальной результативности. Данный компонент развивается с изменением самооценки и самоотношения. В данном случае самооценка понимается как способы и средства, которыми обладает личность и которые она использует для достижения целей, определяемых сферой направленности: человек характеризуется не только тем, что он делает, но и как он это делает, какими способами достигает поставленных целей и удовлетворяет свои потребности.

В контексте метапредметной компетенции знание приобретает значимость, если оно оказывается рефлексивным, то есть, когда оно позволяет выявлять перспективы саморазвития исследуемых явлений в зависимости от характера взаимодействия с ними саморазвивающегося субъекта исследования.

Итак, метапредметные компетенции студента это интегративное, профессионально-значимое качество личности, характеризующееся устойчивой положительной мотивацией к успешному интеллектуальному взаимодействию в рамках обучения и практической деятельности, владением навыками профессиональной коммуникации и готовностью применять полученные в вузе знания и умения в профессиональной деятельности. Метапредметные компетенции являются сложной структурой, которая включает мотивационнный, интеллектуальный, деятельностный и рефлексивный компоненты.

Литература:

1 Быкова, А. А. Формирование метапредметных компетенций у студентов технических специальностей / А. А. Быкова, Д. Ю. Коноплева, О. М. Киселев // современные наукоемкие технологии. — 2018. — № 12. — С. 184–187.

2 Грешилова, А. В. Содержание метапредметных компетенций студентов среднего профессионального образования / А. В. Грешилова // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. — 2014. — № 1(13).

3 Давыдова, Г. А. Рефлексивный диалог в образовательном процессе вуза / Г. А. Давыдова. — Москва, 2009. — 185 с.

4 Колмакова, В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся / В. И. Колмакова. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na-razvitie- metapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.htm

5 Носков, С. А. Анализ подходов к формированию междисциплинарных связей в современной системе высшего образования / С. А. Носков, Т. М. Плеханова // Самарский государственный технический университет. — 2017. — № 9. –С. 121–125.

6 Стеценко, Н. В. Метапредметный подход в высших учебных заведениях / Н. В. Стеценко, В. В. Коренева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. — 2013. — № 2 (6). — С. 121–123.

7 Тимощук, Н. А. Роль гуманитарных дисциплин в формировании метапредметных компетенций будущих инженеров / Н. А. Тимощук // Известия Самарского научного центра российской академии наук. — 2017. — № 6. — С. 54–60.

8 Тимощук, Н. А. Формирование метапредметной компетентности у студентов технического университета / Н. А. Тимощук // Вестник Самарского государственного технического университета. — 2015. — № 3. — С. 233–241.

9 Фокина, О. С. Общепедагогическая модель формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях интеллектуально-коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза / О. С. Фокина. — Томск, 2018. –227 с.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, профессиональная деятельность, компонент, метапредметный подход, будущая профессиональная деятельность, умение, интеллектуальный компонент, образовательный процесс, практическая деятельность, рефлексивный компонент.


Похожие статьи

О способах формирования метапредметных компетенций

Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов

Модель формирования исследовательской компетентности учащихся

Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности

Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников

Аспекты и подходы к обучению иностранным языкам и культуре в рамках социокультурной компетенции

Роль учебной практики в формировании исследовательских компетенций у студентов-историков

Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО

Похожие статьи

О способах формирования метапредметных компетенций

Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов

Модель формирования исследовательской компетентности учащихся

Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности

Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников

Аспекты и подходы к обучению иностранным языкам и культуре в рамках социокультурной компетенции

Роль учебной практики в формировании исследовательских компетенций у студентов-историков

Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО

Задать вопрос