В статье автором определяется роль современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации принципов личностно-ориентированного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированный подход, иностранный язык, неязыковой вуз.
Современные условия преподавания иностранного языка в вузе ставят перед ведущим специалистом множество задач, касающихся в том числе и способов реализации личностно-ориентированного подхода, принципы которого нацелены на учёт преподавателем при построении занятий индивидуальных особенностей каждого представителя учащегося коллектива [4]. Симптоматично, что следовать данным концептуально важным положениям представляется крайне трудновыполнимым в обстоятельствах большой наполняемости учебных групп, различного уровня мотивации студентов к изучению непрофильного предмета, а также неоднородности обучающихся по степени сформированности базового уровня владения иноязычными компетенциями.
Как справедливо отмечает Т. Е. Тужба, одним из способов реализации принципов личностно-ориентированного подхода в вузовской среде оказывается вариативность образования, которое подразумевает «<…> возможность выбора индивидуальной образовательной траектории студентов в зависимости от социально-экономических и индивидуально-личностных факторов» [5, с. 351]. В другой своей работе исследователь отмечает, что процесс построения данной траектории представляет собой двуединство содержательного компонента деятельности и тех технологий, за счёт использования которых происходит реализация образовательной программы [6]. Отметим, что первый из указанных компонентов напрямую связан с дифференциацией обучения, т. е. с использованием «<…> различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой деятельности, этапа обучения, осваиваемого языкового материала, возраста учащихся и др». [1, с. 65]. Суммируя сказанное, обратимся к справедливым выводам С. Е. Марсовой о том, что парадигму принципов построения учебных занятий в высшей школе считается необходимым пересмотреть в связи с большей ориентацией на личность самого ученика через призму «<…> компетентностного подхода в образовании» [2, с. 9].
В связи с вышесказанным работу со студентами неязыковых специальностей преподавателю представляется возможным начать с оценки уровня языковой подготовки учащихся, а также выявления их профессиональных планов и стратегий, личных интересов и природных склонностей. Такой вид своеобразного анкетирования многократно производился в среде студентов-первокурсников специальности «Юриспруденция» и интерпретация его результатов помогала педагогу в выборе способов и методов взаимодействия с учащейся аудиторией. В частности, таким образом очерчивалась примерная тематика научно-исследовательской деятельности студентов в рамках курса, оценивалась возможность применения проектных технологий, выявлялся подход к организации дифференцированного обучения. Такого рода опрос в сегодняшних условиях (при приоритете сохранения здоровья студентов и профессорско-преподавательского состава) произведён на базе использования современных информационно-коммуникационных технологий, получивших широкое распространение в образовательной среде в связи с переходом на дистантный или частично дистанционный режим обучения. Следовательно, применение средств ИКТ также может помочь преподавателю в реализации принципов личностно-ориентированного подхода, в частности его технологического компонента.
В частности, следует отметить большой потенциал современных информационно-коммуникационных технологий при проведении срезовых и промежуточных аттестационных работ, где в условиях специализированного класса учащимся посредством компьютеров, соединённых в локальную сеть, предоставляются задания, ранжированные по степени сложности в зависимости от языковой подготовки каждого из студентов. Приведём и другой пример. Во время практического занятия преподаватель может предлагать обучающимся произвести чтение текста, файл с котором отправляется адресно каждому из участников группы. Причём, та категория студентов, что имеет хорошую языковую подготовку получает текст «в чистом виде», а те, кто отличается невысоким уровнем базовых знаний, — текст с подстрочным переводом некоторых неизвестных лексем, грамматических конструкций, дополненный иллюстрациями, визуализирующими значение некоторых слов и/или отражающих основную тематику текстового материала.
Использование средств ИКТ позволяет индивидуализировать работу по формированию комплекса знаний, умений и навыков по всем видам речевой деятельности, включая считающийся самым сложным, — аудирование. Прослушивание и понимание звучащей речи также на слух может происходить с учётом личностных особенностей студентов. Так, «сильные» обучающиеся получают исключительно аудиофайл и список соответствующих вопросов, тогда как более слабые могут быть обеспечены дополнительным визуальным материалом, помогающим раскрыть смысл звучащего текста.
Кроме того, средства ИКТ позволяют преподавателю мобильно переориентировать ход практического занятия, поскольку обладают возможностью мгновенной передачи дополнительных заданий тем студентам, кто справился с обязательным объёмом информации, необходимой для овладения в рамках урока, а также заменить те упражнения, которые оказываются слишком трудными для понимания и выполнения. А создание ситуации успеха на занятии благотворно влияет на мотивационную сферу учащихся (которая отличается низкой степенью сформированности особенно у студентов первокурсников), развивает их познавательный потенциал, стремление к улучшению уровня владения языком.
Современные средства ИКТ позволяют связать образовательный процесс с творчеством. Зачастую творческие задания (например, в качестве результата по итогам прочитанного при комплексной работе с иноязычным текстом, после просмотра видеофрагмента и т. д.) всегда вызывают живой интерес в студенческом коллективе. Преподавателями нередко даются задания, нацеленные на написание и последующее воспроизведение собственного речевого произведения (эссе) на злободневную тематику, а также создание иллюстративных материалов (плакатов социальной рекламы, рекламных листовок, мультфильмов и т. д.), отражающих пройденный материал урока. В условиях доступа к сети Интернет студенты с увлечением создают мультимедийные презентации в рамках аудиторных занятий и самостоятельно с последующим представлением и комментированием иллюстративного материала. Это развивает умение пользоваться необходимыми программами (в частности, программами пакета Microsoft Office), с которыми обучающиеся непременно столкнутся при написании и защите аттестационных работ.
Следование принципам личностно-ориентированного подхода также означает стремление преподавателя развивать не только чисто профессиональные, но и личностные качества будущего специалиста. Следовательно, его применение в рамках высшего образования имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал [3]. При условиях активного пользования средствами ИКТ на практических занятиях преподаватель актуализирует умения будущего специалиста, который выйдет на современный рынок труда, свободно пользоваться Интернет-ресурсами, производить манипуляции в различных компьютерных программах и Web-приложениях, что повышает шансы на конкурентоспособность выпускника в сегодняшних быстроизменяющихся условиях.
Таким образом, в условиях российского иноязычного образования на сегодняшний день средства ИКТ выступают в роли эффективного инструмента в руках преподавателя, которые позволяют реализовать принципы личностно-ориентированного подхода. Умение работать с различными источниками и ресурсами получения и обработки информации детерминируют такой компонент обозначенного подхода как самоакуализация, т. е. стремление студента к собственной компьютерной грамотности и необходимости изучать иностранный язык в условиях жёсткой конкуренции на современном рынке труда. Принцип индивидуальности реализуется за счёт большого потенциала использования ИКТ в практике дифференциации обучения. Самостоятельность при выполнении, например, творческих заданий посредством компьютера с поддержкой преподавателя помогает выстроить учебный процесс как взаимодействие педагога и обучающегося как пары «субъект-субъект». За счёт возможности мгновенной переориентации занятия актуализируется принцип выбора (вариативность образования, возможность выстраивания собственной образовательной траектории), а также создаётся ситуация успеха, благоприятно сказывающаяся на формировании устойчивой мотивации обучающихся к овладению непрофильной дисциплины «Иностранный язык». Также посредством дифференциации обучения на занятии достигается максимально комфортная психологическая атмосфера, транслирующая взаимное доверие субъектов образовательного процесса.
Литература:
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.
2. Марсова С. Е. Личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса в вузе // Научный поиск. — 2012. — № 2.3. — С. 9–11.
3. Полетаева М. И. Личностно-ориентированный подход к работе с вузовским учебником иностранного языка: дисс… канд. пед. наук: 13.00.02 / Майя Игоревна Полетаева. — Москва, 2015. — 237 с.
4. Сайгушев Н. Я., Веденеева О. А. Личностно-ориентированный подход как основа профессионально-личностной самореализации студентов вуза // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей V Международной научно-практической конференции (Пенза, 15 мая 2017 г.). — 2017. — С. 85–87.
5. Тужба Т. Е. Личностно-ориентированное обучение студентов в вузе в контексте компетентностной модели профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал — 2015. — № 5. — URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22507 (дата обращения: 25.11.2020).
6. Тужба Т. Е. Индивидуальные образовательные траектории как средство обеспечения личностно-ориентированного обучения в вузе // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник научных трудов участников международной конференции. Москва, РУДН, 24–26 апреля 2013 г. / Под ред. Н. Б. Карабущенко. — М.: РУДН, 2013. — С. 350–355.