В статье авторы рассматривают интегрированный подход к обучению иностранному языку на примере математики и иностранного языка.
Ключевые слова: интеграция, иностранный язык, CLIL.
В настоящее время существует большое изобилие приёмов и методик по обучению иностранному языку. По сравнению с классическим подходом преподавания иностранного языка, современные методики направлены на удовлетворение самого распространённого желания обучающегося — возможность свободно разговаривать на иностранном языке. Таким образом, из 4 компетенций: чтение, письмо, говорение и аудирование (восприятие речи на слух), большее внимание уделяется говорению и аудированию.
А если учащиеся могли бы использовать иностранный язык для обучения, что одновременно позволило бы им применять иностранный язык на практике? Данный вопрос уже давно имеет ответ.
Дэвид Марш в статье «The relevance and potential of content and language integrated learning (CLIL) for achieving MT+2 in Europe» предлагает такому методическому подходу следующее определение: «Контентно-языковое интегрированное обучение относится к любому двойственно-направленному образовательному контексту, в котором дополнительный язык, не являющийся первым языком вовлечённых в деятельность учащихся, а используется в качестве средства обучения и изучения неязыкового контента. Он имеет двойственную направленность, потому что, в то время как внимание может быть преимущественно сосредоточено либо на предметном содержании, либо на языке, оба аспекта всегда учитываются». Реализация данного метода осуществляется разными способами. Обычно занятия проводятся учителями иностранного языка или учителями-предметниками, которые имеют достаточные знания и квалификацию.
Наиболее очевидная причина успеха данного подхода заключается в том, что на изучение языка не нужно выделять дополнительное время в учебной программе. Более того, автор подметил интересную особенность: учащиеся старшего возраста всё больше предпочитают «учиться по мере использования и использовать по мере обучения», что соответствует сиюминутной цели (актуальной цели современности). [1]
Лалетина Т. А. в своей статье «Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку» выделяет следующие аспекты CLIL и способы их реализации:
1. Культурный аспект
– Изучение и понимание культуры других стран;
– Развитие навыков межкультурного общения;
– Изучение особенностей соседних стран, регионов и национальных меньшинств;
– Расширенное понимание культурных взаимоотношений.
2. Социальный аспект
– Подготовка к интернационализации, особенно в рамках европейской интеграции;
– Возможность сдать экзамен на получение сертификата международного образца;
– Повышение образовательного уровня в рамках школьной программы.
3. Языковой аспект
– Повышение общего уровня языковой компетенции;
– Развитие коммуникативных навыков;
– Углубленное понимание как родного, так и иностранного языка;
– Развитие заинтересованного отношения как к родному, так и к иностранному языку;
– Использование иностранного языка для прикладных целей.
4. Предметный аспект
– Возможность разностороннего изучения предмета;
– Доступ к специальной предметной терминологии посредством иностранного языка;
– Подготовка к дальнейшему обучению или к работе.
5. Обучающий аспект
– Возможность использования разных обучающих стратегий;
– Использование разных методов и форм классной работы;
– Повышение мотивации обучающихся [2].
Таким образом, одновременное изучение иностранного языка и любого неязыкового предмета предоставляет дополнительные средства обучения, которые предполагают ряд преимуществ, связанных как с изучением языка, так и с изучением неязыковых предметов.
Рассмотрим интеграцию математики и иностранного языка. Анализ примерной основной образовательной программы основного общего образования [3] позволяет сделать вывод, что ряд тем по математике программы основного общего образования возможно вынести для более глубокого изучения на внеурочной деятельности. Кроме того, если эти темы изучать на иностранном языке, будут достигаться и аспекты, упомянутые выше (культурный, социальный, языковой, предметный, обучающий).
Составим для примера тематическое планирование внеурочной деятельности по математике на английском языке для учеников 9 класса, рассчитанное на 20 учебных часов (табл. 1). Данная программа внеурочной деятельности может быть построена по принципу клуба — английского творческого клуба, где учащиеся могут удовлетворить свои познавательные интересы по математике, развить коммуникативные навыки, раскрыть свой творческий потенциал.
Таблица 1
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Введение в курс. Основная математическая терминология на английском языке. |
1 |
2 |
Analysis of the information presented in the table. Анализ информации, представленной в таблице |
2 |
3 |
Solving optimization problems. Решение задач на оптимизацию |
2 |
4 |
Analysis of graphs and charts. Анализ графиков и диаграмм |
3 |
5 |
Solving problems for distance, speed and time. Решение задач на движение |
3 |
6 |
Solving problems for interest. Решение задач на проценты |
2 |
7 |
Solving various problems. Решение различных задач |
2 |
8 |
Pythagorean theorem. Теорема Пифагора |
2 |
9 |
Creation of the project «House of My Dreams». Создание проекта «Дом моей мечты» |
2 |
10 |
Projects estimate presentation «House of My Dreams». Презентация сметы проектов «Дом моей мечты» |
1 |
Благодаря такому построению процесса обучения математики, активно формируется заинтересованность учащихся в обоих предметах, а также новый словарный запах, развиваются коммуникативные навыки. А самое главное, это отличная возможность применения языка на практике.
Литература:
- David, Marsh Content and language Integrated Learning (CLIL). A Development Trajectory / Marsh David. —: University of Córdoba, 2012. — 516 c.
- Лалетина, Т. А. Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку // Международная научно-практическая конференция «Модернизация подготовки управленческих кадров России в контексте мировой системы образования», сборник материалов [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/conf/iubpe1/report?memb_id=4487
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (дата обращения: 26.12.2020).